Урок биологии по теме: "Патриоты отечественной науки". 9 класс

Разделы: Биология


Цель: изучить вклад отдельных ученых XIX–XX века в отечественную науку, медицину, биологию, физиологию, воспитывать чувство патриотизма у учащихся, гордости за свою страну, свой народ.

Тип урока. Изучение нового материала.

Вид урока. Научный совет.

Оборудование:

компьютер, презентация на компьютере:

Слайд № 1 – тема урока.
Слайд № 2 – вступительное слово учителя.
Слайд № 3 – портрет Павлова И.П.
Слайд № 4 – ученый с лабораторными собаками, фистульные собаки.
Слайд № 5 – портрет Павлова И.П. и его цитата.
Слайд № 6 – портрет Мечникова И.И., высказывание об ученом.
Слайд № 7 - Мечников И. И. в лаборатории.
Слайд № 8 – портрет Пирогова Н.И.
Слайд № 9 – портрет Филатова В. П.
Слайд № 10 – портрет Сеченова И.М.
Слайд № 11 – Сеченов с лабораторными животными.

Портрет Альфреда Нобеля.

Ход урока.

Учитель. Урок проводим в форме заседания научного совета. Тема научного совета “Патриоты отечественной науки” (слайд № 1). Цель: изучить вклад отдельных ученых XIX–XX века в отечественную науку, медицину, биологию, физиологию.

Схема научного совета

Председатель Секретарь Выступающие Участники совета

Учитель комментирует роль каждого участника совета:

Председатель – координатор научного совета.

Секретарь – ведение протокола, проверка таблицы.

Выступающие – сообщения об ученых и их вклада в отечественную науку.

Участники совета – участие в дискуссии, отслеживание роли ученых в отечественной науке.
Регламент выступающих до 7 мин.

План работы научного совета.

  1. Выступления учащихся с сообщениями.
  2. Прения.
  3. Подведение итогов в виде таблицы.

Имя ученого

Заслуги в изучении наук

   

Учитель.

О тех, кто первым ступил на неизведанные земли,
О мужественных людях-патриотах,
Кто в мир пришел, чтоб сделать его лучше.
О тех, кто проторил пути в науке,
Кто с детства был настойчивым в стремлениях
И беззаветно к цели шел своей.
Кто они?

Сегодня знакомимся с трудами ученых, некоторые являются лауреатами Нобелевской премии.

Выступление ученика с сообщением по теме: “Нобелевская премия” (демонстрируем портрет ученого А. Нобеля)

Наука в наши дни превратилась в решающий фактор прогресса человечества. Она является основой всей материальной жизни общества, обеспечивает формирование принципиально нового, научного отношения к труду, единственно возможного в век высоких технологий. Наука стала социальной силой, и общество не остается равнодушным к достижениям ученых. На протяжении многовековой истории науки выработалась система оценки результатов научного труда, включающая премии, медали и почетные звания. Самой авторитетной наградой стала Нобелевская премия. Она учреждена в 1900 г. шведским химиком и инженером Альфредом Нобелем. Нобель учредил 5 премий за заслуги в области литературы, за деятельность в пользу мира, за достижения в области физики и химии, а также физиологии и медицины. Нобелевской премии удостоены ученые в области биологии, Иван Петрович Павлов и Илья Ильич Мечников. Размер Нобелевской премии очень велик и составляет 940 тыс. долларов. Но для ученых важно было не только размер денежного вознаграждения, а всемирное признание заслуг ученого перед наукой. Для них Нобелевская премия представляет уникальную возможность ознакомить широкую общественность со своими исследованиями, а затем использовать свое влияние на пользу науки.

Учитель. Лауреат Нобелевской премии – Иван Петрович Павлов (1849–1936 гг.).

Выступление ученика с сообщением по теме: “Жизнь ученого” (слайд № 2).

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. Его отец был священником. Мать, Варвара Ивановна, также происходила из семьи священнослужителей. Иван был первым ребенком в семье. Младшая сестра Андреева вспоминала: “Первым его учителем был отец…”. Иван Петрович всегда с благодарностью вспоминал своего отца, который сумел детям привить привычки к труду, порядку, точности и аккуратности во всем. “Делу – время, а потехе – час”, – любил говорить он. В детстве Ивану Петровичу приходилось выполнять и другие работы. Их мать содержала квартирантов. Часто она сама все делала и была большая труженица. Дети ее уважали и любили, всегда старались чем-нибудь помочь: наколоть дров, истопить печь, принести воды – все это приходилось проделывать и Ивану Петровичу. Грамоте Иван обучился примерно с восьми лет, но в школу поступил с запозданием, лишь в 1860 году. Дело в том, что мальчик упал на каменный пол и долго болел. По желанию своих родителей Павлов в 1860 году поступил в рязанское духовное училище, сразу во второй класс. Успешно окончив в 1864 году училище, он в том же году был принят в местную духовную семинарию. В обширной отцовской библиотеке как-то Иван нашел книжку Леви с красочными картинками, раз и навсегда поразившими его воображение. Называлась она “Физиология обыденной жизни”. Эта книга так глубоко запала ему в душу, что и, будучи взрослым “первый физиолог мира”, при каждом удобном случае на память цитировал оттуда целые страницы. Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 году поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. С деньгами было туго. Приходилось подрабатывать частными уроками, переводами. 15 сентября 1870 года Павлов подал на имя ректора следующее прошение: “По недостатку материальных средств я не могу вносить положенной платы за право слушания лекций, почему и прошу, Ваше превосходительство освободить меня от нее. Свидетельство о моей бедности приложено в числе других документов к прошению от 14 августа о допущении к первоочередному экзамену”. После получения в 1875 году звания кандидата естественных наук, Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге. В 1881 году произошло счастливое событие: Иван Петрович женился на Серафиме Васильевне Карчевской. У них родилось четыре сына и одна дочь.

Павлов писал: “Искал в товарищи жизни только хорошего человека, и нашел его в моей жене, терпеливо переносившей невзгоды нашего допрофессорского житья, всегда охранявшей мое научное стремление и оказавшейся столь же преданной на всю жизнь нашей семье, как я лаборатории”. Однако так хорошо начавшееся десятилетие стало самым тяжелым для него и для семьи. “Не хватало денег, чтобы купить мебель, кухонную, столовую и чайную посуду”, – вспоминала его жена. Бесконечные переезды по чужим квартирам, долгое время Павловы жили вместе с братом Дмитрием в полагавшейся ему университетской квартире. Тяжелейшее несчастье – гибель первого сына Ивана Петровича, а буквально через год опять неожиданная смерть другого сына, отчаяние Серафимы Васильевны, ее продолжительная болезнь. Все это отнимало силы, необходимые для научных занятий. В этот год мужество изменило Ивану Петровичу. Но на его помощь пришла жена. По ее настоянию ученый вплотную занялся научной работой. Павлов был назначен доцентом в академию, но вынужден был отказаться в связи с дополнительной работой в Лейпциге с Гейденгайном и К. Людвигом, двумя наиболее выдающимися физиологами того времени. Через два года Павлов вернулся в Россию.

Впоследствии он написал об этом – скупо, несколькими фразами, обрисовав столь многотрудное десятилетие: “Вплоть до профессуры в 1890 году, уже женатому, имевшему сына, в денежном отношении приходилось очень туго, на 41-м году жизни я получил профессуру, собственную лабораторию…Таким образом, вдруг оказались и достаточные денежные средства, и широкая возможность делать в лаборатории, что хочешь”. Все творчество Павлова было проникнуто горячей любовью к Родине. “Что ни делаю, – писал он – постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке”.

Выступление ученика с сообщением по теме: “Научная деятельность Павлова И.П.” (слайды № 3, 4).

Павлов Иван Петрович – выдающийся ученый, внес огромный вклад в развитие мировой науки. Лауреат Нобелевской премии, Иван Петрович – российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат психологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности оказали большое внимание на развитие медицины, психологии, физиологии. Также Иван Павлов изучал деятельность поджелудочной железы. Первое его научное исследование – изучение секреторной деятельности поджелудочной железы, за которое Павлов был награжден золотой медалью университета. В 1875 г. Иван Петрович получил звание кандидата естественных наук. В 1879 г. Павлов начал исследования по физиологии пищеварения на собаках методом фистул. Фистула – искусственное соединение полости внутреннего органа или протока железы с наружной средой. Исследуя реакции собак на внешние раздражители, Павлов установил, что рефлексы бывают условными и безусловными (т.е. присущими животному от рождения). Это было его второе крупнейшее открытие в области физиологии.

Методом фистул изучал функции слюнных желез. Так было установлено, сколько за 1 сутки выделяется слюны. У человека ее выделяется 1 литр. Этот опыт он также проводил на собаках. В 1904 г. Павлов был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине. Большие заслуги Ивана Петровича в области нервной системы. На протяжении всей своей научной жизни он сохранил интерес к изучению влияния нервной системы на деятельность внутренних органов. В начале XX века его эксперименты с пищеварительной системой привели к изучению условных рефлексов. Впервые удалось экспериментально доказать, что работа желудка зависит от работы нервной системы и управляется ею.

Павлов Иван Павлович – великий ученый, который внес огромный вклад в изучение пищеварения и высшей нервной деятельности. Наука им гордится!

Учитель. Павлов любил Россию, гордился достижениями советского государства и внес огромный вклад в науку. (Прения: Какие открытия в области пищеварения современной медицины вам известны?)

Мечников Илья Ильич (1845-1916 гг.) (слайд № 6).

Обратите внимание на цитату на экране:

“Пройдут десятки лет, человечество научится побеждать рак и многие другие неизлечимые болезни. И люди всегда будут с благодарностью вспоминать светлое имя великого русского естествоиспытателя И.И. Мечникова, который положил блестящее начало делу борьбы за здоровье человека.”

Выступление ученика с сообщением по теме: “Жизнь ученого”.

Учитель. Мечников обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду.

Выступление ученика с сообщением по теме: “Научные открытия Ильи Ильича Мечникова” (слайд № 7).

Открытие защитной функции организма принадлежит замечательному русскому ученому Илье Ильичу Мечникову. Вот как оно свершилось. На предметном столике – прозрачная личинка морской звезды. В нее введены небольшие черные комочки-зерна туши. Мечников наблюдает, как амебовидные клетки захватывают их. Он идет в сад, срывает с куста роз шипы и вонзает их в тело личинки. На следующее утро видит много таких клеток вокруг шипа. Так Илья Ильич Мечников открывает поглощательную функцию клеток – явление фагоцитоза. Клетки фагоциты – “пожиратели”, их функция поглощение микробов. Илья Ильич Мечников доказал способность фагоцитов перерабатывать вредные вещества. В результате своих многолетних работ он пришел к заключению, что фагоцитоз – это явление распространенное, и оно имеет свою эволюцию; у низших животных фагоциты выполняют пищеварительную функцию, а у других высших организмов – защитную. Таким образом, Илья Ильич Мечников открыл явление фагоцитоза – это процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц.

Также Мечников открыл учение об иммунитете. Не раз, рискуя собственной жизнью, он проверял действие микробов тифа, впрыснув себе кровь больного, заражал себя микробами холеры. В 1886 году Мечников открыл в России первую бактериологическую станцию. Он получал и применял различные вакцины и сыворотки против сибирской язвы, холеры и других болезней. В 1903 году Мечников был удостоен Нобелевской премии за открытие иммунитета. Наша страна гордится заслугами ученого перед наукой.

Учитель. Имя Мечникова И.И. вошло в историю как имя одного из основателей современной биологии и научной медицины. (Прения. Какие работы ученого вас заинтересовали?)

Пирогов Николай Иванович (1810–1881 гг.) (слайд № 8).

Выступление ученика о жизнедеятельности ученого.

Отечественный ученый, чудесный доктор, блестящий хирург, заложивший основы экспериментальной анатомии и военно-полевой хирургии. Он впервые в мировой хирургии применил эфир для наркоза; йод, спирт для предупреждения нагноения ран.

Создал бальзамирующее средство. На его счету много работ в области хирургии. Приготовил научную работу на тему о перевязке артерий, защитил докторскую диссертацию о перевязке брюшной аорты. Провел серьезную операцию по удалению камней из почек. Был удостоен ученой степени медицины. В 1836 г. Пирогов был утвержден экстраординарным профессором. Работал за границей. В 1841 г. Пирогов был назначен профессором госпитальной хирургии и прикладной анатомии Военной академии и главным врачом всего хирургического отделения госпиталя. Николай Иванович открыл музей патологической анатомии. Он изучал действие эфира на животных, затем на здоровых людях. Провел 50 операций под эфирным наркозом. За время войны на Кавказе выполнил 700 операций, из них 400 – под эфирным наркозом, 300 операций – под хлороформом. 1849–1850 г.г. создал труд “Патологической анатомии азиатской холеры”. Кроме указанных трудов Пирогов написал “Прикладной курс анатомии человеческого тела” и предназначенные судебным врачам “Анатомические изображения наружного вида и положения органов, заключающихся в трех главных полостях человеческого тела”. Труды Пирогова выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в мире. Пирогов Николай Иванович занимает в истории русской медицины особое место как ученый, профессор, клиницист. Он фактически создал школу хирургии в России.

Учитель. Именем Пирогова назван 1-й Медицинский Московский институт. Его именем названа в Москве широкая магистраль, идущая из центра к Москве-реке. Установлен памятник. На Украине близ Винницы в доме Пирогова создан музей. Николай Иванович отдал будущим поколениям гигантский труд своей жизни. “Чудесный доктор” – звали его в народе. (Прения. Назови продолжателей Пирогова в настоящее время.) (Звучит информация о знаменитом хирурге Углове А.С.)

Сегодня мы знакомимся с учеными, работавшими в разных областях медицины, науки.

Филатов Владимир Петрович (1875–1956 гг.)

Выступление ученика с сообщением по теме: “Жизнедеятельность ученого” (слайд № 9).

Филатов – отечественный ученый, специалист по глазным болезням – вернул зрение тысячам ослепших. Только академику В.П.Филатову удалось разработать успешные методы лечения слепоты пересадкой роговицы. Владимир Петрович Филатов с тщательностью ювелира проводил операции на глазу. Он изобрел тончайшие инструменты. С помощью особого круглого острого ножа – трепанга – вырезали диск бельма. Заранее приготавливали роговицу из глаза трупа и консервировали ее на холоде. Консервированную роговицу укладывали в просеченное отверстие, точно часовое стекло в ободок. Пересаженная роговица приживалась, бельмо рассасывалось, и слепой становился зрячим.

Владимир Петрович принес славу отечественной науке, его имя известно во всем мире. Филатов был замечательным ученым, гуманистом, крупным общественным деятелем. Это был разносторонне одаренный человек. Он рисовал, владел поэтическим даром.

Учитель. Филатов своим трудом выражает любовь к людям, жаждущим прозрения. (Прения. Назовите продолжателей трудов Филатова В.П. в настоящее время.) (Звучит информация о Святославе Федорове.)

Выступление ученика с сообщением по теме: “Сеченов Иван Михайлович” (слайды № 10, 11).

Сеченов Иван Михайлович – отечественный ученый, биолог, академик, окончил МГУ, изучал физиологию нервной системы, издал труд “Рефлексы головного мозга”. Свои опыты проводил на лягушках. Павлов называл Сеченова “отцом русской физиологии”. Ученые отмечают его любовь к народу.

Прения.

1. Собираетесь ли вы в дальнейшем изучать работы Сеченова И.М. и в каком направлении?

2. “Когда его спросили, кого из адвокатов он думает пригласить для своей защиты на предстоящем суде, он ответил, что вместо адвоката возьмет лягушку и проделает все свои опыты. Кого собирались судить и за что?” (Сеченова И.М., за то, что он проводил эксперименты на лягушках).

Учитель. Подводим итоги научного совета. Как вы думаете, в чем патриотизм русских ученых? (Любовь к Родине, служение своему отечеству, помощь людям в сохранении здоровья, любовь к народу.)

Слово секретарю: проверка таблицы.

Заслуги ученых

Имя ученого

Основатель физиологии высшей нервной деятельности. Павлов И.П., Сеченов И.М.
Создал школу хирургии. Пирогов Н.И.
Изучал пищеварение. Павлов И.П.
Возвращал людям зрение. Филатов В.П.
Создал учение о фагоцитозе. Мечников И.И.
Создал бальзамирующее средство. Пирогов Н.И.
Создал учение об иммунитете. Мечников И.И.

Учитель. Надеемся что, имена ваших сверстников будут звучать в науке. Мы хотим гордиться вами.

Закончили работу научного совета.

Спасибо!