Урок математики по системе Э. Давыдова на тему: "Определение "подсказки"в делении многозначных чисел", 3 класс

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели:

  • научиться определять “подсказку” в делителе и в делимом для нахождения первой цифры в частном, через наблюдение и осмысление зависимости между компонентами в умножении;
  • подведение учащихся к определению “подсказки” в делении.

ХОД УРОКА

I. Организация класса:

  • Над какой большой темой работаем? (Деление многозначных чисел).
  • Что мы должны знать, чтобы научиться делить многозначные числа? (Как устроено многозначное число, что такое деление. Мы должны знать таблицу умножения).
  • Что же такое деление? Это действие обратное умножению.

 II. Актуализация знаний.

Дано многозначное число: 8426424 : 2 =

  • Прочитайте, определите, сколько классов в этом числе и разделите данное число на классы.
  • Почему легко разделили? (Хорошо знаем таблицу умножения, можно делить по частям, разложив на сумму поразрядно).
  • Теперь это числовое выражение сможете разделить: 20555 : 5 = ?
  • А гномы разделили так: 20555 : 5 = 04111 правильно? (Нет)
  • Чего не знают гномы? О чем рассказывает число 0? (Данное число показывает, что нет десятков тысяч, 0 впереди не пишем).
  • Какие шаги при делении необходимо выполнять?

Дети  – 1. Определяем количество цифр в частном, для этого:
2. Находим первое неполное делимое.

Самостоятельная работа детей (дети показывают умение работать с данными этапами алгоритма).

1. Выдели I неполное делимое и определи количество цифр в частном

– Как определяли, каким должно быть первое неполное делимое?

2. По заготовкам определи количество цифр в частном:

– Какое из чисел 62, 89, 99 может быть первым неполным делимым в примере б?

Гномы выполняли такую же работу, проверим, исправим ошибки

 – А теперь проверим, как выполнили гномы эту работу.

– Каким должно быть первое неполное делимое? Почему?

– Что мы уже умеем и можем научить гномов?

Дети называют известные этапы алгоритма деления:

1. Находить первое неполное делимое.
2. Определять количество разрядов в частном.

– Вы справились с самостоятельной работой, оцените результат своей работы.
– Молодцы, предлагаю следующее задание.

III. Ситуация конфликта.

Решить пример

– Сможем ли мы решить такой пример?
– Решаем по алгоритму: выделяем первое неполное делимое, определяем количество разрядов в частном. А дальше?

В результате рассуждения появляется следующая запись:

– Что будем искать? (Мы будем искать, как найти первую цифру в частном, чтобы при ее умножении на 85 получилось 773).

– Как мы можем это узнать?
– Таким образом, какая учебная задача стоит перед нами? Чему мы должны научиться? (Мы должны научиться находить первую цифру в частном).
– Давайте вспомним, что такое деление? (Это действие, обратное умножению).
– Сможем ли мы составить произведение и найти его? (Сможем).

Работа в группах.

– Даны карточки с заготовками для трех групп с одинаковым заданием:

1. Составьте пример на умножение.

– Почему в первом неполном делимом 4 разряда, а в значении произведения их пять?
– Какие числа подсказали вам, какую цифру нужно взять в старшем разряде? (39 и 6).
– 39 и 6 – это и есть подсказка.

2. К примеру на умножение, запишите пример на деление. Соотнесите число “подсказки” при умножении и делении. Что вы можете о них сказать? (Они одинаковые).

– Вернемся к нашему первому примеру:

– Сможем ли мы теперь найти здесь “подсказку”? (В делимом – 77, а в делителе – 8).
– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Определение “подсказки” в делении многозначных чисел).
– Значит,

– Давайте вернемся к нашему алгоритму и подумаем, все ли этапы мы в нем определили? (Мы должны добавить один пункт, который указывает на определение “подсказки”).

IV. Действие контроля нового способа.

– Проверь правильно ли выделены “подсказки” в делимом и делителе?

– Что вы заметили? Когда “подсказка” двузначное число, а когда однозначное?
– Для чего мы определяем “подсказку”? (Чтобы подобрать первую цифру в частном, значит найти число, чтобы при умножении на делитель получилось делимое).

V. Итог.

– Чем для вас был полезен и интересен урок?
– Кто cможет рассказать дома, как найти “подсказку” при делении?