Безопасность через образование: работа школьного психолога по сопровождению учебно-воспитательного процесса

Разделы: Школьная психологическая служба


В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Проблема здоровья подрастающего поколения в условиях модернизации образования вызывает тревогу у медиков, педагогов, родителей и самих детей. В 1946 г. Всемирной организацией здравоохранения была сформулирована концепция здоровья: “Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.

В нашем городе ежегодно проводятся профилактические осмотры учащихся педиатрами и специалистами детской поликлиники. Цель профилактических осмотров – выявление ранних признаков нарушений здоровья. Анализ статистических данных позволяет утверждать, что в последние годы прослеживается тенденция ухудшения здоровья молодого поколения: в 2003 г. доля здоровых детей и подростков в городе составляла 30%, в 2004 г. уже 26,3% . Настораживает рост наркотизации подростков и молодежи в городе: в 1997 г. на учет в наркологическом диспансере было поставлено 4 человека, в 2000 г. – уже 75!

С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования, в школе была создана Программа деятельности “Безопасность через образование”.

В Программе принимают участие все субъекты образовательного процесса.

Цель школьной Программы – создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.

Ожидаемый результат деятельности – полноценность развития и личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью.

Сопровождение реализации Программы обеспечивает деятельность педагога-психолога.

Приоритетными направлениями в рамках школьной Программы для психолога являются создание у учащихся осознанных установок к здоровому образу жизни и профилактическая работа по употреблению психоактивных веществ.

Для реализации поставленных задач, наряду с традиционными формами работы, мы используем интерактивные технологии, основанные на принципах толерантности: работа в малых группах, мозговой штурм, групповая дискуссия, занятия с элементами тренинга: “Навыки конструктивного взаимодействия с подростками“, “Я – мое здоровье – мой образ жизни”, ролевые игры “ Мир без наркотиков”, “Город, в котором я живу”. Формы работы психолога с учащимися всех ступеней представлены в таблице № 1.

Таблица № 1.

Формы работы психолога с учащимися школы.

Учащиеся школы первой ступени

Учащиеся школы второй и третьей ступеней

Физкультпауза на каждом уроке

Гимнастика для глаз по методике Базанова

День здоровья ( 1 раз в четверть)

Неделя профилактики вредных привычек

Ежедневная утренняя гимнастика

Учебный курс “Полезные привычки”

Учебный курс “Полезные навыки”

Исследование уровня тревожности при переходе в школу второй ступени

Занятия с элементами тренинга

Изучение особенностей адаптации учащихся 1-х кл.

Ролевые игры

Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся

Тематические классные часы с использованием метода Джеффа

Тематические классные часы

Круглый стол

 

Исследование мотивационной сферы учащихся

 

Исследование уровня тревожности учащихся

 

Изучение ценностных ориентаций учащихся

 

Групповые занятия по воспитательной технологии

“ Самосовершенствование школьника” ( Г.Селевко)

 

Контроль за развитием классного коллектива ( ценностно-ориентационное единство, групповая сплоченность, психологический климат, социометрия)

 

Создание группы волонтеров

Очень эффективной, по мнению родителей, оказалась такая форма работы как круглый стол. Первоначально в работе принимали участие родители и их дети, но при рассмотрении ряда проблем отсутствовало эффективное взаимодействие, отмечались вспышки агрессии с обеих сторон. По инициативе старшеклассников в настоящее время в работе круглого стола принимают участие учащиеся 10-х классов и родители учащихся 9-х классов. Рассматривая конкретную проблему взаимоотношений (“Что значит быть свободной личностью”, “Не разрешай унижать себя” и др.), родители на примере старших ребят видят свои ошибки в общении с собственными детьми подросткового возраста, старшеклассники легче преодолевают существующее недоверие к взрослым. Как результат – обе стороны лучше понимают друг друга, ищут и находят пути к конструктивным отношениям.

Интерактивные методы помогают нам организовать взаимодействие различных субъектов деятельности на основе сотрудничества, доверия друг к другу, помогают в открытом диалоге находить осознанный ответ на решение разнообразных проблем.

С 2001 г. в школе ведется экспериментальный курс “Полезные привычки” для 1-4 классов и “Полезные навыки” для учащихся 5-9 классов. Авторами данного курса являются: Международная независимая некоммерческая организация Projeck HOPE, Московский комитет образования, Министерство Образования России.

Курс “Полезные навыки” служит дополнением к учебному курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”; в начальной школе занятия проводятся в форме классного часа, факультатива или урока – по выбору педагога. Перед началом занятий с учащимися психолог проводит семинар-тренинг для педагогов по освоению групповых методов обучения и родительские собрания, на которых родители получают представления о новой учебной программе и о сущности химической зависимости.

Данный курс основан на современном научном подходе к превентивному обучению школьников: он не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке, алкоголе, психоактивных веществах, но и формирует здоровые установки и навыки ответственного поведения. Особый интерес у учащихся вызывают такие темы, как “Учусь оценивать себя сам”, “Я – неповторимый человек”, “Учусь сопротивляться давлению”, “Как преодолевать стеснительность” и др. Для подростков уроки по данному курсу являются важным источником объективной информации и комплексом упражнений для развития личностной и социальной компетентности.

По инициативе ребят из группы волонтеров под руководством психолога в школе появилась новая традиция – проведение ежегодных недель профилактики вредных привычек: “Я + привычки = здоровье”. Каждый год меняется содержание работы: это конкурсы рисунков “Мы выбираем здоровье”, плакатов “Реклама здорового образа жизни”, тематических стенгазет; игра “Путешествие по островам” (остров мифов, остров альтернатив, остров здоровья и др.), ролевые игры, выпуск буклетов, агитирующих за здоровый образ жизни и др. Очень интересной, по мнению подростков, оказалась такая форма работы, как конкурс агитбригад: команда 9-в класса призывала ребят соблюдать режим дня, продемонстрировав его очевидную пользу в нашей жизни; ребята 10-в класса на примере страшной катастрофы жителей другой планеты агитировали аудиторию вести здоровый образ жизни; команда 9-б класса показала вред, наносимый организму вредными привычками и т.д.

Психологом проводятся тематические семинары для педагогов: “Психология здоровья учителя”, “Здоровье и здоровый образ жизни: определение понятий”.

Участниками недели традиционно являются школьники 4-11 классов, педагоги, активную помощь и поддержку детям оказывают родители.

Главная задача, стоящая перед всеми участниками недели профилактики– пропаганда здорового образа жизни и убеждение сверстников, что есть много интересных и полезных занятий, которым наши вредные привычки – главная помеха.

Ежегодно школа проводит конференцию по подведению итогов совместной работы для родителей, педагогов, медиков, учащихся. В рамках этих конференций нами проведена оценка эффективности профилактической работы в рамках Программы “Безопасность через образование” по следующим показателям:

  1. рост личной компетентности учащихся по проблеме профилактики употребления психоактивных веществ и осознанному отношению к собственному здоровью:
    в 2003-2004 гг. в учебных программах “Полезные привычки” и “Полезные навыки” принял участие 301 учащийся. Из них в претестах, проведенных в начале курса, показали знания в объеме до 50% - 47% учащихся, знания в объеме более 71% показали 8% учащихся. По результатам посттеста, проведенного в конце экспериментального курса, показали знания в объеме до 50% - 1,5% учащихся, знания в объеме более 71% - 64% учащихся;
  2. гуманизация отношений в классных коллективах (уменьшение числа отверженных, изолированных детей ):
    по данным социометрии (Д.Морено) количество отверженных детей в ученическом коллективе (с 5 по 9 классы) снизилось с 11,4% в 1999 г. до 6,6% учащихся в 2004г.;
  3. количество подростков, употреблявших или пробовавших психоактивные вещества ( выявляется в ходе анонимного опроса):
    пробовали нелегальные наркотические вещества 1 раз в 2000 г. – 5 человек, в 2004 г. –0 человек;
  4. количество учащихся, совершивших правонарушения и преступления:
    2000г.- 5 человек, 2003 г. – 0;
  5. количество учащихся с отклонениями в развитии физического здоровья:
  • снизился процесс общей заболеваемости гриппом и ОРЗ – 107,4% случаев заболеваний в 2002 г. против 81,7% за тот же период в 2003 г.;
  • наблюдается уменьшение количества детей с пониженным зрением и сокращение случаев миопии: в 2002 г. с понижением зрения выявлено – 154 человек, с миопией –111 человек; в 2003 г. соответственно: 148 и 95 человек.

Важнейшим показателем эффективности работы является личное мнение старшеклассников - участников Программы, выражающее наиболее общие тенденции мнения участников опроса, представленные ниже :

“Мы осознали всю серьезность проблемы профилактики наркомании и необходимость нашего личного участия в ее решении” ( Жуков С.)

“Мы поняли, что если ты недоволен своей жизнью, ошибки надо искать в себе, а не сваливать все на общество и окружающих людей”     (Левкина З.)

“Работа по профилактике вредных привычек дала возможность почувствовать значимость личного участия в серьезной работе и удовлетворение от ощущения своей компетентности в этих вопросах”  ( Куницына И.)

Таким образом, тесное взаимодействие психолога с другими субъектами образовательного процесса дает возможность влиять на достижение общей цели – создание и поддержание безопасной образовательной среды в школе. Эффективность совместной деятельности коллектива по программе “Безопасность через образование” обеспечивается четким осознанием ответственности всех субъектов за здоровое поколение молодежи.