Словарная работа на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить писать ребенка эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Поэтому не случайно, что при работе с трудными словами учитель широко использует картинный словарь, сменные наборные полотна. Однако применение данных пособий не дает нужного эффекта. Одна из причин этого видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, осваивается в отрыве от изучения проверяемых безударных гласных, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаружить гласный в слабой позиции. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы: активизация умственной деятельности учащихся и их памяти, обучающий характер учебной деятельности, регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать и не изучать их написание в «словарном порядке». Учитель-новатор С.Н.Лысенкова все слова с непроверяемыми орфограммами сгруппировала по темам. Эту тематическую группировку слов с непроверяемыми написаниями использую в своей работе и я. Над группой слов работаю в течение недели, а иногда и больше.

На первом уроке дети знакомятся с новыми словами. Как известно, дети лучше запоминают то, что они нашли сами. После того, как они определят ударный и безударный слоги, записывают слова в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слова, сами показали трудное место. Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например: солдат, это слово связано с итальянским «сольдо». «Сольдо» - это название монеты и «жалование». Человек, получающий «сольдо», т.е. жалование, назывался сольдато. Для закрепления написания слов с непроверяемыми орфограммами на последующих уроках используют такие виды работ: выборочные диктанты, диктанты с использованием загадок, творческие диктанты (заменить развернутые определения одним словом), ребусы, составление словосочетаний, предложений, письмо сочинений-миниатюр. Работу над трудными словами провожу в минуты, отведенные на чистописание. На заключительном уроке провожу проверку. Делаю это с помощью перфокарт, использую устную и письменную взаимопроверку в парах.

Хорошим подспорьем в работе над словами с непроверяемыми орфограммами является книга В.П.Канакиной «Работа над трудными словами в начальных классах». Используя из этой книги практический материал (загадки, пословицы, тексты, стихи) и тематическую группировку слов (по Лысенковой), я систематизировала работу над каждой группой слов. Покажу это на примерах (3 класс).

1 урок

Слова: ветер, погода, горизонт, север, юг, запад, восток, заря.

Ветер – движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

Погода – состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность) в данном месте в данное время.

Горизонт - №1 все видимое вокруг наблюдателя пространства, №2 видимая граница неба и земной или водной поверхности. К истокам слова: слово горизонт восходит к греческим "горидзон" - предел, рубеж, "горидзо" – намечать границу.

Север – одна из четырех сторон света и направление, противоположное югу.

Юг – сторона горизонта, противоположная северу.

Запад – одна из четырех сторон света.

Восток – сторона, противоположная западу.

Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

2 урок

Выборочный диктант

Предложения: Там вдали, за рекой, зажигались огни, в небе ясном заря догорала. Ветер, ветерок, ветрище, ты чего по свету рыщешь? Румяной зарею покрылся восток. И север есть у нас, и юг. Сады цветут на юге, на севере снега вокруг – там холода и вьюги. Налево, до самого горизонта, тянется золотистое море поспевающей ржи. В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. Мы вышли на станции метро «Юго-западная».

3 урок

Диктант с использованием загадок, творческий диктант.

  1. По полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет. (ветер)
  2. Он и летом, и зимой – между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди – он все будет впереди. (горизонт)
  3. Состояние атмосферы в данном месте в данном время. (погода)
  4. Сторона горизонта, в направлении которой муравьи строят свой дом. (юг)
  5. Сторона, противоположная предыдущей. (север)
  6. Сторона горизонта, где восходит солнце. (восток)
  7. Сторона горизонта, где заходит солнце. (запад)
  8. Яркое освещение горизонта после захода солнца или перед восходом. (заря)

4 урок

  1. Грамматический разбор предложения по членам предложения и частям речи. Раскинулась м _ я стр _на / от / сев_ра / до / юга.
  2. Записать по памяти остальные слова из этой группы /запад, восток, погода, горизонт, заря, ветер/.

5 урок

Письмо сочинения-миниатюры.

Примерные сочинения:

Летом я была в Крыму. Мы отдыхали на западном побережье Черного моря. Погода стояла жаркая, дул южный ветерок. Ранним утром я видела, как на востока алела заря. /Васина Анастасия/

Раннее утро. Дует лёгкий ветерок. На востоке заиграла заря. Восходит солнце. Погода сегодня будет хорошей. /Копылова Елена/

В субботу мы ходили в лес. Когда я поднимался в гору, то увидел линию горизонта. Дул северный ветер. С помощью компаса я определил, где север, юг, восток, запад. /Сидоров Борис/

Для тех детей, кому трудно написать сочинение, даю такое задание. В отрывок из стихотворения вставить слова с непроверяемыми орфограммами, написать эти слова с заглавной буквы.

Север планеты пусть встретится с Югом, Запад - с Востоком, а дети – друг с другом. /Дж. Родари/

6 урок

Проверка с помощью перфокарт.

Вторая группа слов: дорога, шоссе, автомобиль, шофёр, метро, улица, трамвай.

1 урок

Дорога – узкая полоса земли, по которой движутся машины, идут люди. Чтобы проложить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дерна. Видимо, поэтому слово дорога образовалось от "дёргать" -   продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес.

Шоссе – дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. Слово заимствовано из французского языка.

Автомобиль - самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов. Автомобиль - слово, составленное из греческого местоимения аутос, обозначающее «сам», и латинского прилагательного «любис», которое значит «подвижный». Автомобиль - «сам собою подвижный».

Шофёр – водитель автомобиля. Слово из французского языка.

Метро – городская электрическая ж/дорога, обычно подземная. Слово из французского языка. Французские инженеры назвали парижскую подземную дорогу «метрополитен» - «столичная». Парижане сократили слово до метро.

Улица - два ряда домов и пространство между ними для проезда и прохода.

Трамвай – поезд, состоящий из одного или нескольких вагонов. Это английское слово: «трам» - вагон, «уэй» - дорога. Это слово из Бельгии.

2 урок

Разгадать кроссворд.

  1. Бежит, гудит, в два глаза глядит. А станет - ярко красный глазок глянет. /автомобиль/
  2. Неживая, а идет. Неподвижна, а ведет. /дорога/
  3. Многолюден, шумен, молод, под землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. /метро/
  4. Дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. /шоссе/
  5. Из края города в другой ходит домик под дугой. /трамвай/
  6. Водитель автомобиля. /шофер/
  7. В два ряда дома стоят – 10, 20, 100 подряд – и квадратными глазами друг на друга все глядят. /улица/

img1.gif (2698 bytes)

3 урок

Составление словосочетаний.

шофер
метро
шоссе
автомобиль
улица
дорога
трамвай
легковой
извилистое
желтый
московское
оживленная
гладкая
опытный

 

4 урок

Письмо сочинения–миниатюры.

Учителем предлагается 2 варианта начала.

1 вариант.

Мы поехали на автовокзал в автомобиле. Быстро мчалась по шоссе машина...

2 вариант.

Мой брат получил шоферские права. Теперь он может водить автомобиль...

Примерные сочинения:

Мы поехали на автовокзал в автомобиле. Быстро мчалась машина по шоссе. За окнами мелькали улицы. Шофер подвез нас к самому вокзалу. / Копылова Женя /

Мой брат получил шоферские права. Теперь он может водить автомобиль. Часто он ездит на работу на машине. А я люблю ездить в метро или на трамвае. /Капустина Лена/

5 урок

Диктант по памяти. Расположить слова в алфавитном порядке.

6 урок

Проверка с помощью перфокарт.

Изучение слов с непроверяемым написанием дает возможность познакомить с фразеологизмами. Такое знакомство позволяет учителю показать богатство нашего языка, обогатить речь детей, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и использовать их в самостоятельно составленном тексте и своей речи. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов можно отнести следующие: прокатить с ветерком, заячья душа, воробью по колено, язык без костей, язык подвешен хорошо, язык заплетается, яблоку негде упасть, медведь на ухо наступил, медвежья услуга, после дождичка в четверг, при царе Горохе, проехал зайцем, ворон считает, трещит, как сорока, сорока на хвосте принесла, как кошка с собакой живут, как собака на сене, два сапога - пара, сапоги каши просят, твердый орешек и.т.д.

Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечены от жизни. Это лишает их смысла. Правописание слов с непроверяемым написанием запоминается быстрее и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни.

При изучении группы словарных слов: одежда, пальто, варежки, валенки, фуражка, платок, костюм, я предложила детям написать рекламу.

Некоторые из них:

Приходите в «Солнышко» /магазин в Талнахе/,

покупайте на зиму валенки да варежки.

А особенно пальто, чтобы было вам тепло. /Матюшик Саша/

Русские валенки крепки, хоть и стареньки.

Будешь валенки носить, будешь долго-долго жить. /Устюгова Лиза/

В данной работе я попыталась описать виды заданий и приемы работы, которые можно использовать при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Эти упражнения позволяют учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и употребления слов в устной и письменной речи. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, a систематическая, хорошо организованная, педагогически, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Список используемой литературы

  1. С.Н. Лысенкова «Методы опережающего обучения»
  2. В.П. Канакина « Работа над трудными словами в начальных классах», Москва Просвещение 1991г.