Первое занятие в коллективе компьютерных технологий дополнительного образования по направлению "Программирование"

Разделы: Информатика


I. План работы на первый год

На первом занятии необходимо разъяснить цели и задачи программы обучения, рассказать о том, чем учащиеся будут заниматься, чему научатся в течение первого года обучения, каких результатов могут добиться при ответственном и творческом отношении к занятиям, каковы этапы овладения мастерством. Каждый учащийся получает перечень этапов овладения мастерством в виде цветка (Приложение 1). Этапы перечисляются на лепестках. В процессе обучения предлагается закрашивать лепестки. Если тема понравилась и усвоена - лепесток закрашивается ярким цветом. Цветок - это показатель уровней овладевания мастерством. Он показывает на сколько связаны все темы. Не будет одного какого-либо лепестка, не будет в целом цветка. Каждый учащийся также получает схему "ступени познания" (Приложение 2). На ступенях он отмечает свои достижения (оригинальное решение той или иной задачи, создание своего проекта, участие в конференциях и т.п.)

II. Показ презентации о ДДЮТ

Презентация - это продукт, созданный в среде Power Point, позволяющий показывать слайды (подобные слайдам для слайдоскопа). В качестве слайдов можно сделать "живые" объявления, использовать видеоролики или звуковое сопровождение показываемого материала. Процесс создания презентации начинается с отбора и подготовки отдельных слайдов, которые при демонстрации сменяются один другим. Была создана презентация о нашем Дворце.

Задача данного этапа: ознакомиться с коллективами Дворца детского и юношеского творчества, его традициями, историей, обзорно - с коллективами ДДЮТ. Ознакомиться со сведениями о коллективах (выполнив упражнение по выбору виртуального маршрута).

Правила работы с презентацией:

1. Запустить презентацию.
2. При показе появится цветок, на лепестках которого вставлены управляющие кнопки с названием того или иного отдела ДДЮТ.
3. Если указатель мыши подвести к нужной кнопке, открывается соответствующая информация о выбранном коллективе. Можно также просмотреть видеофильм об отделе.
При просмотре презентации есть возможность выбирать маршрут движения самостоятельно.

III. Запись техники безопасности в тетрадь

Это очень важный момент - соблюдение техники безопасности. Техника безопасности записывается на первом листе рабочей тетради (Приложение 3). Далее записываются основные правила поведения в ДДЮТ. Ведь ДДЮТ - это единение всех коллективов, никто не обособляется. Это видно из просмотренной презентации.

Правила поведения в ДДЮТ:

1. Здороваться со всеми педагогами.
2. Обязательно носить сменную обувь.
3. Организованно входить в кабинет перед началом занятия и выходить после окончания.
4. Не опаздывать на занятия.

После записи в тетрадях техники безопасности и правил поведения в ДДЮТ учащимся даётся домашнее задание: придумать и написать "вредные советы" по технике безопасности и правилам поведения. На втором занятии рассматривается единый вариант "вредных советов", он сканируется и распечатывается для каждого учащегося. Учащийся вклеивает "вредные советы" в тетрадь. Пример такой работы приведён в Приложении 4.

IY. Знакомство (первое знакомство учащихся группы)

Когда была работа с презентацией, учащиеся уже немного познакомились друг с другом. Ведь это была работа в малых группах (по 2 человека). Теперь необходимо подробное знакомство всех ребят учебной группы. Для этого каждый учащийся должен встать, представиться, кратко рассказать о себе, сказать, чему он хочет здесь научиться. Для этого желательно иметь предмет-эстафету (какая-либо игрушка, поделка, еловая шишка и т.п.), который будет передаваться из рук в руки. Тот, кому предмет попадает в руки, рассказывает о себе (называет имя, говорит, где учится, какой школьный предмет больше всего любит, что ждёт от занятий в ДДЮТ, чему хотел здесь научиться, чем любит заниматься в свободное время). Если возникает необходимость, педагог тактично направляет разговор, приходит рассказчику на помощь, задаёт ему вопросы. В конце занятия можно сфотографировать всю группу, и затем сделать листок знакомства, который вывешивается в кабинете. Такая вывеска будет у каждой группы. Учащиеся будут видеть всех членов коллектива. Пример такого листка приведён в Приложении 5.

Y. Заполнение анкеты

Чтобы педагогу лучше узнать об интересах и увлечениях своих учеников, учащиеся заполняют анкету. Но заполнение анкеты проходит в игровой форме. Цель такого заполнения - творческий подход к выполнению любого задания. По предложенному плану предлагается написать о себе мини-сочинение. Но в описании должен участвовать не сам учащийся, а какой-либо сказочный выдуманный персонаж (Кубарик, Мальвина и т.п.).

Примерный план мини-сочинения

1. Как зовут персонаж?
2. Зачем он сюда пришёл учиться?
3. Что ему уже успело понравиться, а что нет
4. Чем он любит заниматься дома?
5. Умеет ли он общаться с компьютером?
6. Как он проводит время за компьютером, а если компьютера у него нет, то как бы он хотел проводить время за ним?
7. Как этот вымышленный персонаж представляет себя в будущем?
8. Игра "Снежный ком".

Это последний этап первого занятия. Смысл игры: первый участник встаёт и называет своё имя и фамилию. Далее второй также представляется, но он должен ещё назвать, как зовут первого. Третий повторяет имя первого и второго, то есть тех, кто был до него и так далее. В конце игры первый называет всех. Такую игру имеет смысл повторять на нескольких первых занятиях. Так учащиеся быстро запоминают всех членов своей группы (кого и как зовут). В конце занятия можно сфотографировать всю группу, чтобы в дальнейшем использовать общую фотографию для оформления стенда. Это можно выполнить как показано в Приложении 5. Смысл такой формы: коллектив - это единое целое, это снежный ком. Снежный ком - это не один, а это мы, все вместе.
В течение всего учебного года каждый учащийся показывает, как он изменился в том или ином месяце: стал внимательнее, подружился с кем-то новым, т.е. учащийся вписывает свои личностные характеристики.
В листке знакомства в середине года показать, кто с кем дружит.

Приложение 1 (Перечень этапов овладения мастерством)

Приложение 2 (Ступени совершенствования учащегося)

Приложение 3 (Правила техники безопасности)

Приложение 4 (Вредные советы по технике безопасности, придуманные учащимися)

Приложение 5 (Листок знакомства учебной группы)

Все приложения в одном файле

Дворец детского и юношеского творчества Фрунзенского района