Урок-путешествие по экологической тропе на пришкольной территории "Удивительная коллекция"

Разделы: Биология


Задачи:

  • конкретизировать знания учащихся о разнообразии мира цветковых растений;
  • показать соответствие строения растении условиям их обитания;
  • развивать систематические понятия “вид”, “класс”, “семейство”;
  • ознакомить с ядовитыми растениями; способствовать развитию биологических умении, необходимых при описании и определении растений.
  • продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения, устанавливая единство в растительном мире и выявляя причины разнообразия растений;
  • воспитывать культуру общения с природой.

Объекты: растительность у дорог, зданий, на пустырях, сорная растительность.

Растения: подорожник (большой, малый, ланцетовидный), одуванчик лекарственный, спорыш птичий, клевер (ползучий, красный, гибридный), ромашка (аптечная, пахучая), гусиная лапка, мятлик однолетний и др.

Оборудование: определительные карточки для определения семейств и для определения видов растений; экскурсионные лупы; инструктивные карты; копалки; блокноты; карандаш на тесьме; экологические знаки; повязка дежурного по группе.

Форма работы: групповая.

Структура содержания и проведения экскурсии.

Сообщение цели и постановка познавательной задачи.

Цветковые растения очень разнообразны. Среди них есть пигмеи (ряски) и гиганты (эвкалипты), однолетние и многолетние, деревья, кустарники, травы, есть культурные формы растений и дикорастущие. Цветковые растения способны развиваться в любой климатической зоне и в различных экологических условиях.

Познавательная задача: познакомиться с миром цветковых растений пришкольной территории и понять причины их разнообразия. Вспомнить правила поведения в природе.

Внимание! Объявляется конкурс на самых наблюдательных, смышленых и организованных коллекционеров знаний. За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон, который сможете определенным образом превратить в оценку в журнале.

Пункт 1. Школьный двор.

Задания:

  1. Сосчитать число видов цветковых растений на клумбе, сосчитать число особей цветковых растений на клумбе. Можно ли растущие на клумбе растения объединить в один тип, в один класс, в одно семейство.
  2. Подсчитать число видов деревьев, кустарников, травянистых растений своего участка.
  3. Отыскать растения семейства крестоцветных и бобовых, заполнить таблицу:
  4. Работа с определительными карточками.
Видовое название

Особенности внешнего строения

Листьев

Цветков (формула)

Плодов

       

Проанализируйте записи и сделайте вывод, используя вопросы:

  • Чем отличаются растения разных видов данных семейств?
  • Какими общими признаками обладают растения данных семейств?
  • Чем объяснить сходства в строении растении одного семейства?
  • К какому классу и типу относятся данные семейства?

Пункт 2. Обочина дороги.

Задание 1.

Сравните одуванчик или подорожник, растущий у дороги. Установите причины сходства в строении стебля и расположении листьев. Ответьте на вопрос: каковы условия жизни на дороге? Оцените значение выявленных признаков для выживаемости особей и сохранении видов.

Задание 2.

Сравните подорожник и одуванчик, растущие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги. Охарактеризуйте условия их жизни.

Задание 3.

Определите систематическое положение объектов исследования.

Демонстрация: черты приспособленности у лапчатки гусиной (укороченный побег, прикорневая розетка), клевер ползучего(стебель ползучий), ромашки пахучей и спорыша (упругий, приподнятый стебель), у всех – мелкие, рассеченные листья.

Пункт 3. Пустырь.

Растения: лопух, чертополох, крапива и др.

  • Почему лопух вытесняет другие растения?
  • Почему животные и человек обходят растения пустырей?
  • Почему животные не поедают эти растения?
  • Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений?
  • Каковы условия жизни растений пустырей?
  • Какие приспособления выработались у этих растений?
  • По определителю определите, к какому семейству относятся лопух большой, чертополох, бодяк полевой.

Возвращение в школьный двор.

Изучение и определение характерных сорных растений.

Задание.

Осторожно, с помощью копалки удалите сорняки на площадке, указанной учителем. Рассмотрите их и распределите по 3 группам: однолетние, двулетние, многолетние. Определите, к какому семейству относится каждое растение. Заполните таблицу:

    Особенности внешнего строения органов Меры борьбы Семейство Видовое название
    наземных подземных
               

Сделайте вывод, используя вопросы: какие приспособления выработались у сорных видов? Какими биологическими особенностями характеризуются однолетние, двулетние, многолетние и сорные растения.

Итоговая мини-конференция

Участники конференции – по 2 представителя каждой группы. Они готовят развернутый ответ на один выбранный ими вопрос учителя.

Вопросы.

  • Докажите разнообразие цветковых растений.
  • Почему растения пустыря не растут в лесу?
  • Почему сорные растения не растут на болоте?
  • Почему южные растения не растут в тайге?

Остальные учащиеся во время подготовки конференции принимают участие в ролевой игре “Что бы я сделал для сохранения растений, если бы был…”

Роли:

  • Турист;
  • Журналист;
  • Директор ботанического сада;
  • Директор химического завода;
  • Учитель;
  • Мэр города и т.д.

Выступления участников конференции и подведение итогов урока (цена жетона – 1 балл).