Рабочая тетрадь по русскому языку: "Словосочетание. Предложение". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цепочка слов, или Что такое синтаксис.

Отдельные слова, как известно, можно связывать друг с другом, образуя цепочки. Вот отдельные слова из словаря: звонко, в, роща, птицы, петь. Их можно соединить в предложение: В роще звонко поют птицы. А оно состоит из отдельных словосочетаний. Каких?



! Помните, что подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются. Подлежащее со сказуемым – это


  • В словосочетании есть слова – “командиры” и зависимые – “рядовые”, которые подчиняются “командирам”. Укажите главные слова в данных словосочетаниях.

Быстрый ручей, глухо стонет, почки сосны, пышно цветут, в тихом лесу, охотиться на зайцев, из жарких стран, тихо качает, писать письмо.

Согласование, управление и примыкание – это способы связи слов в словосочетаниях.

 

 

  • Поясните эти рисунки, указав способ связи между словами в словосочетаниях. Приведите свои примеры подобных словосочетаний.

 Вставьте пропущенные буквы. Выпишите по два словосочетания со связью согласования, управления, примыкания, указав в них главные слова.

Туча растаяла. Влажным т..плом
Веет в..сенняя ноч.. над с...лом;
Ветер приносит с п...лей аромат,
Слабо алеет за степью з..кат.
Тонкий туман над ст..мневшей р..кой
Лег сер..бристою нежной фатой,
И за р..кою, в неяс..ной т..ни,
Ро..ко блестят з..л..тые огни.

(И.Бунин)

 

Связь согласования Связь управления Связь примыкания
__________________ _______________ ________________
  • Нанизывая последовательно слова – “бусинки”, мы получаем нити бус – предложения. Используя данные ниже слова, постройте предложение.

  •  Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, в конце предложений поставьте нужные знаки препинания. Укажите виды предложений по цели высказывания.

На влажной з..мле возле луж..цы с..дят стайкой мотыльки ( ) А что это за странный бурый л..сток между ними ( ) Вдруг л..сток словно раскрывает..ся, опускает вниз два ч..десных черных крылышка ( ) Да это же бабочка ( ) А какая б..льшая и красивая ( ) Не ул..тай, не бойся ( )

  • Заполните таблицу своими примерами.

Предложение

Вид предложения по цели высказывания

Вид предложения по интонации

 

Повествовательное

Невосклицательное
  Вопросительное Невосклицательное
  Побудительное Невосклицательное
  Повествовательное Восклицательное
  Вопросительное Восклицательное
  Побудительное Восклицательное

  • Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Подчеркните в предложении главные и второстепенные члены. Какими частями речи они выражены?

Внуч..ка маленьк.. смело
Шля..ку бабушк.. н..дела,
И облекся малый внук
В стар.. дедушкин сюртук.

(Д.Минаев)

  • Дополните предложения недостающими главными или второстепенными членами. Разберите предложения по членам. Вставьте пропущенные буквы.

1. Небо затянули______________.2. ____________________ветер закруж..л пыль _________________. 3. Я люблю читать ___________ и . 4. ________________ и  весной ________________ распускают..ся ________________. 5. ___________________ р..бята выехали к морю.

Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.

  • Поясните данные условные обозначения.

а)

б) Расставьте в схемах, где это необходимо, запятые. Придумайте свои предложения, соответствующие данным схемам.

  • Расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах предложения. Подчеркните их как члены предложения.

1. Фиалки ландыши для нас веселый май в тиши припас. 2. Лес тихонько увядает выцветает облетает мокнет сохнет. 3. Ночь уходит на покой и уводит за собой и сверчка и светлячка и   ночного мотылька. 4. Мы ссорились мирились и спорили порой но очень подружились за нашею игрой. 5. К вечеру предзакатное солнце косыми лучами позолотило изумрудную листву берез и осин тронуло розовой краской их белые и темно-зеленые стволы.

  • Какие слова могут входить в ряд однородных членов предложения? Составьте с этими словами предложения, указав синтаксическую роль однородных членов. Составьте схемы этих предложений.

1. Синица, подсолнух, чистил, ясный, скворец, дружеский, снегирь, поправлял. 2. Сидеть, рисовать, пейзаж, весенний, раскрашивать.






  • Вставьте необходимые по смыслу обобщающие слова, расставляя необходимые знаки препинания.

1. С севера прилетают на лето …………… красавцы снегири нарядные свиристели. 2. Орехи шишки грибы любимые …………………. белок. 3. В лесах появляются осенние ………….. рыжики грузди опенки. 4. На лугу радуют глаза ……………. колокольчики ромашки васильки.

Синтаксический разбор первого предложения.


  • Используя данные обобщающие слова, составьте предложения с однородными членами.

Времена года, всюду, звери, занятия, деревья.





  • Расставьте знаки препинания в предложениях, составьте их схемы.
1. Вся природа и лес и вода и холмы горит багровым заревом. 1. _____________________________
2. Ни гор ни неба ни земли ничего не было видно. 2. _____________________________
3. Над нами кругом нас всюду туман. 3. _____________________________
4. В сетях билась крупная рыба судаки щуки сомы. 4. _____________________________
5. Все переливалось искрилось свежестью и   стволы берез и сосен и травы и воздух. 5. _____________________________
  • “Допиши словечко!” О чем речь?

 

Всем нам при общении
Поможет ______________.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятыми выделяй.

Подчеркните обращения, расставьте недостающие знаки препинания.

Песня о весне

Уходи мороз косматый!
Слышишь старый или нет?
И над садом и над хатой
Голубой весенний свет.
Ты не слышишь дед сердитый
Как в заоблачной дали
Над землей, дождем умытой,
Закричали журавли?

(Я.Колас)

  • Составьте предложения с указанными обращениями, ставя их в начале, середине, конце прдложения.

Дорогая мама, милая внучка, Саша, бабушка, жигит.





Разберите по членам одно предложение.



  • Придумайте предложения, в которых слова солнце, дорогой друг выступали бы то в роли подлежащего, то в роли обращения. Произведите синтаксический разбор предложений.


  • Поясните схемы. Придумайте свои примеры предложений, иллюстрирующие эти схемы.

  • Допишите предложения, чтобы они стали сложными. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы.

1. Кот поет у печи а _________________________________ .

2. Солнце светит ярко и _________________________________ .

3. Я жду когда _________________________________ .

4. Ребята едва расслышали что _________________________________ .

5. Когда начинается зима _________________________________ .

6. Если солнце село за тучи _________________________________ .

  • Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Есть ли среди этих предложений сложные?

1. Пришла в..сна и пот..кли сосульки затр..щ..л лед. 2. Ветер по морю гуляет и к..раблик подг..няет. 3. В..дали ли вы как гр..бы ходят? 4. Если солнечным утром п..йдешь в лес, то увидишь блестящие капли р..сы в тр..ве.

Номера сложных предложений: _________________________________ .

  • Синтаксический тренажер. Дополните простые предложения однородными сказуемыми, а затем переделайте простые предложения в сложные, расставив, где необходимо, запятые.

 

Простое предложение

Сложное предложение

Солнце вскоре поднялось высоко и Солнце вскоре поднялось высоко и
   
Ласточки низко летали над землей и Ласточки низко летали над землей и
   
Белка заметила меня но Белка заметила меня но
   
Налетел ветер и Налетел ветер и
   
  • О чем речь? Поясните данные схемы. Расставьте знаки препинания.

В предложениях расставьте знаки препинания, подчеркните глаголы, указывающие на прямую речь.

1. Обещала осень лесу я тебя озолочу. 2. Смотри папа какой корабль плывет восторженно кричала дочь. 3. А вы умеете летать спросила Валя у гостя.

  • Дополните данные предложения прямой речью, составьте их схемы.

1. Ребята решили _____________________________________.

2. удивленно спросила подруга. _____________________________________.

3. А Лена добавила _____________________________________.

4. тихо прошептала бабушка._____________________________________.

  • Расставьте знаки препинания. Обведите кружком номер предложения, соответствующего схеме: “П, – а, – п”. Подчеркните обращение.

1. Что же мне с вами делать баловни притворно сердито спрашивает бабка внуков. 2.Сиди тихо сказал с ласковой усмешкой рыбак да молчи а то я шутить не стану. 3.Разбудила пчелка пчелку не ленись встрепенись в дальний путь со мной несись. 4. Дождь осенний шепчет лесу сладко спи родной мой лес и весенних жди чудес.

  • Сколько участников диалога в стихотворении Г.Ладонщикова? Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Скучать некогда

Села пчелка на цв..ток
Опустила х..б..ток.
Подл..тает к ней комар
Что ты ищешь там
Нектар.
А тебе не надоело
Не н..скучило искать
Нет,
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скуч..ть.
  • Составьте и запишите в форме диалога разговор двух друзей. Употребите в нем обращения. Подчеркните глаголы, сопровождающие реплики.




Озаглавьте текст и запишите его, правильно оформляя диалог.

Заметило солнце, что один цветок все время на него глядит. Хочешь быть братом спросило солнце. Да ответил цветок. Ведь у меня нет брата. Стали с тех пор солнце и цветок братьями. И нет на всем свете у солнца более верного брата, чем подсолнух. Весь день стоит лицом к брату. (С.Вангели)




Использованная литература

1. Бурмако В. М. “Русский язык в рисунках”. – М., “Просвещение”, 1991.

2. Александрова Г. В. “Занимательный русский язык” (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург, “Тригон”, 1997.