Контрольно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Комплексная характеристика крупного природного района"

Разделы: География


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Проверить уровень усвоения учебного материала по теме “Крупные природные районы России”
  2. Проверить сформированность навыков использования различных источников информации при составлении характеристики отдельной территории
  3. Развивать навыки решения задач на сравнение
  4. Развивать навыки работы в учебной группе
  5. Способствовать формированию образного видения территории

ОБОРУДОВАНИЕ:

Настенные таблицы по отдельным физико-географическим районам страны, фотогазеты, атласы, карточки-задания по группам, художественная литература.

ХОД УРОКА:

  1. Решение задач на сравнение (индивидуально)
  2. Составление характеристики крупного природного района (по группам)
  3. Определение крупного природного района по отрывку-описанию из литературного произведения
  4. Подведение итогов по групповому зачету (группа выставляет оценки своим членам) и индивидуальных оценок за первое задание (выставляет учитель)

 ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ

Найдите черты сходства и различия (сравните):

  1. Русской и Западно-Сибирской равнины
  2. Русской равнины и Средней Сибири
  3. Урала и Кавказа
  4. Приморья и Камчатки
  5. Прикаспийской низменности и Северо-Сибирской низменности

 ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ

Заполните пропуски в тексте.

Наша научная станция расположена в точке с координатами ...................... Это на территории ......................................... До Москвы .............. километров, а разница во времени составляет ..................... часов, потому что станция находится в ............. часовом поясе. Наша экспедиция прибыла сюда с целью комплексного мониторинга природного комплекса, следовательно, нам предстоит исследовать такие природные компоненты как ......................................... После длительного сбора и анализа всех данных мы можем сказать следующее. В течение года в районе станции наблюдается действие ........................................... Воздушной массы, поэтому сформировался .................................................. климат. Температура января .................................., температура июля ................................... Сезонные температуры зависят от .............................................................. За год вы падает примерно .............................. миллиметров осадков, причем летом в виде ...................., а зимой -   ..............................  Максимум осадков приходится на ............................, что связано с ..................................................................... Высота снежного покрова около ..........................., что выше/ниже/соответствует средним показателям на прилегающих территориях. Испаряемость составляет около ........................ миллиметров в год, следовательно увлажнение ........................ Агроклиматические условия позволяют выращивать такие культуры как ......................................................... Для сельского хозяйства важен не только климат, но и   ..........................................., которые представлены здесь .................................................... Этот тип почв обладает достаточным/недостаточным плодородием, поэтому необходимый комплекс мелиоративных работ включает в себя ......................................................... Реки – продукт климата. Здесь протекают такие крупные реки как .................................................................................... Питание рек преимущественно .................................................. Режим ................................................................. Другие виды внутренних вод .................................................................... По тектоническому строению эта территория относится к ................................. ,Поэтому рельеф здесь .......................................................... В настоящее время эта территория ................................................ Наша станция расположена в пределах ..................................... природной зоны, поэтому здесь наиболее часто встречаются следующие животные .................................................................................. и растения, из которых мы приготовили гербарные образцы ................................................................................ (найти в гербарии и показать). На данной территории возможны следующие природные стихийные явления .............................................................. На основании вышеизложенных данных мы можем сделать вывод о пригодности территории для жизни и хозяйственной деятельности человека .............................................................................

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ

Определите, о каком природном районе идет речь.

  1. Задание для первой группы.

Вековые дубы, могучие кедры, черная береза, клен, аралия, ель, тополь, граб, пихта, лиственница и тис росли здесь в живописном беспорядке. Под деревьями царил полумрак. Дерсу шел медленно и внимательно смотрел себе под ноги. Вдруг он остановился и, не спуская глаз с какого-то предмета, стал снимать котомку, затем лег на землю ничком и стал кого-то о чем-то просить.

Я думал, что он сошел с ума.

- Дерсу, что с тобой? – спрашивал я его.

Дерсу поднялся и, указав рукой на траву, сказал одно только слово:

- Панцуй (женьшень)!

Какие черты природы нашли отражение в отрывке? Почему женьшень называют корнем жизни? Если вас заинтересовал отрывок, прочитайте книгу В.К.Арсеньева “По Уссурийскому краю. Дерсу Узала”

  1. Задание для второй группы

Острова покрыты толщами льда и снега, и только некоторые освобождаются от них в течение короткого полярного лета. Сковано льдом и море вокруг островов. Все остальное пространство покрыто толстыми многолетними льдами, движущимися под влиянием течений и ветров в разных направлениях. Были попытки использовать движущиеся льды для проникновения в те районы океана, которые оставались еще не изученными. В мягких толщах в изобилии попадаются бивни мамонтов и их современников, сохранившиеся в неприкосновенности благодаря вечной мерзлоте.

Какие черты природы нашли отражение в отрывке? Какие интересные природные явления можно наблюдать в этом районе? Если вас заинтересовал отрывок, прочитайте книгу В.А.Обручева “Земля Санникова”.

  1. Задание для третьей группы

Северный лес, где жила рысь Риса, был просторен. Высокие сосняки на обомшелых песках, усыпанных сосновыми иглами, темные ельники в заболоченных низинах, заваленных буреломом, густые и солнечные березовые рощи – они звенели летом. И гудели зимой от ветра, трещали от мороза. Но согревали ее теплыми пушистыми снегами. Каждый раз, просыпаясь, она радовалась лесу, шуму деревьев, плеску многочисленных озер, журчанию ручья, где летом ловила рыбу. Улучив момент, поддевала лапой и выбрасывала на берег серебристую, трепещущую, всю в пятнышках форель-пеструшку.

Каково происхождение озер этого района? Как называют хвойный лес? Какие еще виды животных встречаются здесь? Если вас заинтересовал отрывок, прочитайте книгу В.А.Потиевского “Мага уводит стаю”