Доклад "Роль сестер и братьев в воспитании детей в семье"

Разделы: Работа с родителями


    У каждого народа в воспитании детей в семье есть свои устоявшиеся традиции, методы, проверенные поколениями и временем. Особенность якутских семей – многочисленность близких родственников, тесная связь между ними. И в воспитании младших в семье помогают все: бабушки, дедушки, тети, дяди и братья, сестры. Они для детей – главная опора жизни.
    И в старину, и в наше время в семьях, где растут девочки, их учат вести домашнее хозяйство, т.е. с малолетства знакомят с обязанностями матери – хозяйки. А из мальчиков воспитывают будущих хозяинов – отцов. В большинстве семей ухаживают за малышами, помогают им и учат разным премудростям старшие братья и сестры. Этого требуют и родители. В результате, старшие дети становятся ответственными за младших, становятся самостоятельными и оказывают посильную помощь в воспитании детей. Пример старшего брата или сестры – большая школа; так дети учат и учатся друг у друга всему хорошему, доброму, интересному, что есть у каждого.
    Я собрала данные семей своих воспитанников и составила диагностическую карту – таблицу:

 

Ф.И.О.

img4.jpg (17198 bytes)

Сестры и братья

Игнатьева Надя

Картузова Мотя

Картузов Проня

Кривошапкина М

Литвинцев Вася

Максимов Коля

Седалищева Сардана

5

3

4

6

8

4

3

2

1

1

2

1

1

1

2

1

2

3

6

2

1

   

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

2

-

+

+

-

-

-

2

-

-

-

-

-

+

-

Братья

Аммосов Дима

Протодьяконов Дьулус

Егоров Болот

Кривошапкина Валя

Оконешникова Лина

5

4

3

2

3

1

2

1

1

1

-

-

-

-

-

1

-

1

-

1

2

1

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1

-

1

-

+

2

-

2

-

+

 

Сестры

Андросов Айаал

Дьячковская Саша

Ефремова Алена

Захаров Айтал

Картузова Света

3

3

3

2

3

-

-

-

-

-

1

2

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

1

-

1

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

1

-

-

+

2

1

-

-

-

-

-

Младшая сестра, брат

Березкин Айсен

Кривошапкина Туяра

1

2

-

-

-

-

-

1

+

1

+

+

+

+

+

-

+

-

-

-

    Карта помогла лучше и ближе узнать своих воспитанников и заметить некоторые закономерности.

  1. У 5-ти воспитанников есть старшие братья. Они всегда уверенны и спокойны, чувствуют поддержку со стороны братьев. Любят ходить на природу, предпочитают физическую работу, им больше нравятся подвижные игры.
  2. Воспитанники, у кого старшие сестры – аккуратны, отзывчивы. Они любят собирать ягоды, умеют готовить, стирать, увлекаются рукоделием. Часто подражают старшей сестре.
  3. У 7-ми воспитанников есть и братья и сестры. Мальчики ближе к братьям, девочки к сестрам. Но старшие братья редко дружат с младшими, пока они маленькие. Дружба и понимание приходят со временем, с возрастом. Эти ребята увлекаются всем, интерес широкий.
  4. У двоих старших нет, есть младшие брат и сестра. Они, как старшие в семье, ответственны, добры, самостоятельны.

Кроме того, воспитанники отвечали на такие вопросы:

  1. Сколько детей в семье?
  2. Как зовут сестру?
  3. Чем она занимается?
  4. Как зовут брата?
  5. Чем он занимается?
  6. Чем я занимаюсь вместе с сестрой и братом?
  7. Чему меня учит сестра (брат)?
  8. Кем я хочу стать?
  9. И т.д.

    С помощью таких вопросов стараюсь выявить роль старших детей в семье. И так, старшие всегда присматривают за младшими, помогают им во всем, вместе занимаются интересными делами, учат их помогать родителям, уважать и слушаться их. Малыши отвечают любовью, обожанием, стараются подражать сестрам и братьям.
    Для более подробного знакомства с семьями своих воспитанников, провела занятие “Как хорошо, что у меня есть старшая сестра!”. Оформили буклет “Мой старший брат и моя старшая сестра”, или рассказ с родителями по этой же теме. И какие же у нас старшие?

Дьячковская Саша. У Саши две сестры. Валя учится в школе на “5” и “4”, активистка, участвует во все мероприятиях, очень хорошо танцует. Катя заняла I место в республиканском конкурсе “Полярная звезда”, хорошо поет. Саша очень любит своих сестер, она старается стать похожей на них, учится хорошо, занимается в кружках: танцевальном, вокальном и рисования.

Ефремова Алена. Сестра Настя - хорошистка, спортсменка, любит стряпать. Она в этом году учится в Чурапчинской гимназии. Алена – отличница, много читает, занимается.

Седалищева Сардана. Сестра Сахая учится в IV классе, брат Владик в VI классе. Старшие заботятся о младшей сестре, они очень дружные. Играют в шахматы, в шашки. В семье все поют, несколько раз участвовали в республиканских конкурсах всей семьей.

Картузова Мотя. Брат Коля присматривает за сестрой дома и в школе, вместе играют, работу по дому делает сам, жалеет сестру. Сестра Таня заочно учится в республиканской школе “Дьо5ур”. Летом отдыхала и училась в лагере “Дьо5ур”, защитила доклад “Уерэ ото – эмтээх уунээйи” и награждена дипломом II степени. Сестра для Моти пример во всем. Хочет стать медиком, как тети Туяра и Ульяна.

Аммосов Дима. Брат Гена учится в 5 классе. Есть и младший брат, и младшие сестры. У них нет отца и все мужские работы по дому выполняют Дима и Гена. Дима самостоятельный, но очень вспыльчивый, часто дерется, а старший брат за это его ругает, учит, делает замечание.

Игнатьева Надя. Сестры Нади талантливые девушки. Старшая Нюргуяна успешно заканчивает Новосибирский государственный университет, факультет – художественно-графический.
    Катя учится в 10 классе, на “4” и “5”. Старшие братья мастера на все руки. Витя успешно учится в колледже Культуры и искусства. Маленькая Надя не отстает от старших. Она вместе с ними работает по дому, старшие не заставляют ее, а увлекают своим примером, своими действиями. Надя хорошо поет тойук, рисует, играет на хомусе. Надя мечтает стать художником, как старшая сестра.

Егоров Болот. Старший брат Федя учится в VII классе, младший Гриша учится во 2 классе. Отец постоянно берет сыновей на охоту, на рыбалку, на сенокос. Федя любит чинить электрические приборы, хорошо разбирается в технике. Болот всегда находится рядом с братом, он для брата незаменимый помощник. Они вместе починили радио, Болот этим очень гордится. Он очень любит своего брата.
   
    Таким образом, мы убедились, что роль старших сестер и братьев в воспитании младших членов семьи очень велика. Даже, в некоторых случаях, младшие дети больше привязаны к своим старшим братьям и сестрам, чем к родителям. В повседневной жизни на старших детей возлагается ответственность за младших, и это положительно влияет на формирование характера детей, в их развитии. И потому старшие дети в отличие от других социальных институтов, воздействуют на ребенка, воспитывает его ежечасно, ежедневно, поэтому располагают почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

Использованная литература

  1. Попов Е.П., Утуе угэстэри уксэтэн иhиэххэ – Якутск, 1986 г.
  2. Чиряев К.С., Васильев Ф.А., Направления этнопедагогики. – Ороhу, 1977 г.
  3. Чиряев К.С., Васильев Ф.А., По тропе этнопедагогики – Ороhу, 1998 г.
  4. Портнягин И.С. Этнопедагогика “Кут-сюр”. – М. Akademia, 1998 г.