Программа дополнительного образования "Юный музейщик"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для культуры храниться в ее суррогате – массовой культуре, которая не требует умственной и душевной работы. Поэтому, придя из мира массовой культуры в музей нашим воспитанникам трудно воспринять даже отдельные элементы истиной культуры, которую они считают уже устаревшей. А ведь музейный предмет и музейная среда обладают значительным нравственно-эмоциональным воздействием. С помощью музейной среды можно включить ребенка в сферу истиной культуры, где нет места вандализму, где интересно не разрушать, а созидать. Эту проблему и призвана решить данная программа, которая главной целью ставит не обучение ребенка ориентироваться в музейном зале, не воспитание потребителя культуры, а умение самому создавать культуру, то есть стать ее творцом.

Задачи

  1. Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
  2. Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
  3. Сформировать научные и профессиональные интересы.
  4. Воспитать музейную культуру.

Адресность

Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность). Возраст занимающихся 12-15 лет. Группы – одновозрастные и разновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.

Принципы функционирования программы

  1. Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.
  2. Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
  3. Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона.
  4. Принцип коллективности – воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.

Содержание программы

В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения.

Программа включает:

  • изучение истории музееведения в России (Сибири);
  • ознакомление с основами музейного дела;
  • практическое применение полученных знаний на базе Детского музея Тальменского санаторного детского дома: организационная работа – составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий).

Методы обучения

  1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
  2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и и выставок музея.
  3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
  4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея детского дома для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

В детском доме в течение года движение детей составляет 30%, поэтому данная прграмма рассчитана на один год обучения. Количество детей в группе составляет 7-10 человек. Время занятий составляет 40-45 минут, занятия проходят 2 раза в неделю.

Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Программа реализуется в следующих формах:

  • мероприятия – беседа, лекция, экскурсия, культпоход;
  • творческие дела – участие в конференциях, мероприятиях детского дома, оформление экспозиций музея детского дома.

Условия для реализации программы

Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.

Ожидаемые результаты

  1. Предполагается, что воспитанник научится самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
  2. Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление.
  3. Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.

Методы определения результативности

Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде практических заданий.

1. Самостоятельное заполнение:

  • книги поступлений;
  • акта приемки–сдачи;
  • карточки описания.

2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиицй.

3. Разработка и проведение экскурсий.

4. Изучение коллекций музея детского дома.

5. Участие в историко-краеведческой конференции учащихся Тальменского района на базе МУК «Тальменский краеведческий музей» и конференциях при Центре внешкольной работы.

6. В конце обучения возможно проведение деловой игры «Создаем музей».

Календарно-тематический план


п/п

Тема

Общее количество
часов

Теория

Практика

 

История музейного дела

14

6

8

1

Что такое музей? Зачем нужны музеи?

2

1

1

2

Основные понятия и определения в музейном деле.

1

1

 

3

Музейные профессии.

1

1

 

4

Музеи России (просмотр видеофильмов, слайдов, открыток)

5

 

5

5

Из истории сибирских музеев.

1

1

 

6

Тальменский районный краеведческий музей, его история.

2

1

1

7

Архив – учреждение для хранения документов.

1

1

 

8

Экскурсия в архив Тальменского района

1

 

1

 

Фондовая деятельность в музее.

33

7

26

9

Что такое фонды музея?

1

1

 

10

Экскурсия в фондохранилище Тальменского районного краеведческого музея.

1

 

1

11

Понятие «памятник», виды памятников.

1

1

 

12

Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям р.п. Тальменки.

3

 

3

13

Книга учета – главный музейный документ.

1

1

 

14

Заполнение книги учета.

4

 

4

15

Атрибуция и экспертиза в музее.

1

1

 

16

Акт приемки–сдачи. Заполнение акта.

3

1

2

17

Виды карточек научного описания.

Заполнение карточек научного описания.

3

1

2

18

Для чего нужна и как заполнить именную карточку.

4

1

3

19

Пути комплектования фондов.

11

1

10

 

Экспозиционная деятельность.

38

3

35

20

Понятие «музейная экспозиция».

1

1

 

21

Как правильно построить экспозицию.

1

1

 

22

Построение экспозиций музея детского дома.

25

 

25

23

Текст в экспозиции.

1

1

 

24

Составление аннотаций.

10

 

10

 

Экскурсионная деятельность.

23

3

20

25

Виды экскурсий.

1

1

 

26

Методика построения и проведения экскурсии.

2

2

 

27

Практическая работа экскурсоводов.

20

 

20

 

ИТОГО

108

19

89

Методические комментарии

Раздел № 1. История музейного дела.

Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.

Должны знать: историю коллекционирования в России (первые коллекции Андрея Боголюбского, Ивана Грозного, Бориса Годунова, первые музеи: Кунцкамера Петра Первого, Эрмитаж Екатерины Второй, литературная коллекция графа Мусина-Пушкина, библиотека Н.П. Румянцева, коллекция живописи братьев Третьяковых), первые музеи Сибири: краеведческий музей г. Иркутска (А. Карамышев), Барнаульский музей (Ф. Фролов, Ф. Геблер), Тальменский районный краеведческий музей, его коллекции и создатели.

Раздел № 2. Фондовая деятельность в музее.

Воспитанники должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания.

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с учреждением (Тальменский санаторный детский дом), населением (сотрудники детского дома), коллекционерами или другими музеями.

Раздел № 3. Экспозиционная деятельность.

Воспитанники должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама.

Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж).

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить: тематико–эспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс.

Раздел № 4. Экскурсионная деятельность.

Воспитанники должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод.

Должны уметь самостоятельно составить и провести экскурсию.

Литература.

  1. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
  2. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
  3. Труевцева О.Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири: исторический опыт и перспективы.-Барнаул: Издательство АГТУ.-1998.-130 с.
  4. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
  5. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
  6. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999.
  7. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 .- Барнаул, 1999. С 199-203.
  8. Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 1999.С 123-126.
  9. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.
  10. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.
  11. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
  12. Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 1990.С 101-103.
  13. Ясман З.Д. музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды ГИМ. Вып.104-М., 1999. С 85-100.