Многовариантная контрольная работа по теме: "Серебряный век русской поэзии" в 11-м классе

Разделы: Литература


ВАРИАНТ 1

1. К какому литературному направлению были близки поэты Д. Бурлюк и В. Маяковский? Что вы знаете об этом направлении?

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Творчество Н.С. Гумилёва оказало огромное влияние на молодого В.Я. Брюсова.

Обучаясь за границей, А.А. Ахматова познакомилась с трудами западно-европейских философов и приняла многие их идеи.

Некоторые свои оды В. Хлебников посвятил А. Блоку.

Символизм - первое из постмодернистских литературных направлений в России.

«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода Современности» предлагали акмеисты.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Как холодно в поле, как голо,

Сиянье слов… Такое есть ли?

И как безотрадны очам

Сиянье звёзд, сиянье облаков –

Убогие русские сёла

Я всё любил, люблю… Но, если

(Особенно по вечерам).

Мне скажут: вот сиянье слов-

Отвечу, не боясь признанья,

Что даже святости блаженное сиянье

№3. Та са мае

Я за него отдать готов…

ха ра бау

Всё за одно сиянье слов!

Саем сию дуб

радуб мола

Я к солнцу, к солнцу руки простираю,

аль.

Я вижу полог бледных облаков…

1913

Мне кажется, что истину я знаю –

И только для неё не знаю слов.

1893

Смерть и Время царят на земле,

Ты владыками их не зови,

Всё, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

18 сентября 1887

ВАРИАНТ 2

1. Основоположником какого литературного направления был В.Я. Брюсов? Что вы знаете об этом направлении?

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

А. Блок был приверженцем кубофутуризма.

Автором сборника стихотворений «Чётки» является С. Городецкий.

Для поэтического языка символистов было характерно активное словотворчество (создание неологизмов).

Образ Прекрасной Дамы создал А. Белый.

В первом выпуске сборника «Русские символисты» (1894) его создатель В.Я. Брюсов охарактеризовал символизм как литературную школу, близкую авангардизму.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Жарбог! Жарбог!

Скрипят железные крюки и блоки,

Я в тебя грезитвой мечу,

И туши вверх и вниз сползать должны.

Дола славный стаедей,

Под бледною плевой кровоподтёки

О, взметни ты мне навстречу

И внутренности иссиня черны.

Стаю вольных жарирей.

1910

1908

В тумане утреннем неверными шагами

Здесь груды валенок и кипы кошельков,

Я шёл к таинственным и чудным берегам.

И золото зелёное копчушек.

Боролася заря с последними звездами,

Грибы сушёные, соленье, связки сушек

Ещё летали сны – и, схваченная снами,

И постный запах тёплых пирожков.

Душа молилася неведомым богам.

1911

1884

Я – КТО я

Я – вроде яркоплатка

На с ягодами девушке

Пой со мной

Я ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ.

1918

ВАРИАНТ 3

1. Что вы знаете об акмеизме? Кто из перечисленных поэтов не принадлежал этому литературному направлению: О. Мандельштам, С. Городецкий, Д. Мережковский, А. Ахматова, И. Анненский?

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Шумный успех имела ранняя книга Н.С. Гумилёва «Дохлая луна».

Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного «самовитого» слова была характерна для символистов и особенно для А. Ахматовой.

О.Э. Мандельштам был самым ярким поэтом-футуристом.

Традиция называть эпоху конца XIX – начала XX века в России «Серебряным веком» (или «русским культурным романтизмом») возникла в русском зарубежье.

Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо; расцвет, вершина, остриё) возник в 1899 году в «кружке молодых», изначально чуждых символизму поэтов.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Один лишь сон – и в тяжком пробужденье

хушок жапарясай

Ты будешь ждать с томительной тоской

захуху выеючячь

Вновь отблеска нездешнего виденья

вуЕнит зюнчь

Вновь отзвука гармонии святой.

бужачяй сагтЕг

Июнь 1883

чакит

Епша

На поле за горкой, где горка нижает

сиячая тронть.

Где красные луковки солнце сажает

1922

Где жёлтая рожь спорыньёй поросла,

Париж

Пригнулась, дымится избёнка седая,

Зелёные брёвна, а крыша рудая,

Для (внимательных) миопов

В червонную землю давненько вросла.

Лижущих отвратный круп

1906

Жадною (ухваткой) эфиопов.

Звёзды-черви - (гнойная живая) сыпь!!

Воз обступили хозяйки-молодки

1913

Знатно горшеня пошёл торговать!

Ну да известно: горшок – товар ходкий,

Надо же людям варить и жевать!

1912

ВАРИАНТ 4

1. Дайте краткую характеристику футуризма. Назовите самых ярких, на Ваш взгляд, представителей этого литературного направления.

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Брюсов был знаком с творчеством английских символистов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Мелларме.

Поэты А. Блок и Н. Гумилёв до конца жизни поддерживали тёплые дружеские отношения.

Настоящая фамилия Анны Ахматовой – Гасенко.

Программные статьи акмеизма публиковались в журналах «Аполлон» и «Вехи».

Важной для русского символизма была идея упадка русской культуры.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Пускай судьба лишь горькая издевка

Я дам лазурные мгновения.

Душа – кабак, а небо – рвань.

Приди – и сердце обнови

ПОЭЗИЯ – ИСТРЁПАННАЯ ДЕВКА

Полётом вольного забвения

А красота кощунственная дрянь.

Меж белых роз моей любви.

Живу, как вор, в трущобе одичавший,

Другое дело сантиметром

Впивая дух осиновой коры

Обмеришь всесторонне труп:

И перегноя сонные пары

Готовно влез каюту фертом -

И по ночам бродя, покой поправши.

Червекомпактнорьяный суп.

1912

1916

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

ВАРИАНТ 5

1. К какому литературному направлению были близки Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, А. Белый? Расскажите об этом направлении.

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Основным принципом эстетики футуризма является «искусство для искусства», «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.

Ключевым понятием символизма является символ – однозначное иносказание, в отличие от аллегории – многозначного иносказания.

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к футуризму.

Футуристами культивировался образ поэта-борца, поэта-революционера.

Поклонение высоким чувствам, мечте, Прекрасной Даме, мотивы призрачности жизни объединяют поэтов В. Брюсова и К. Бальмонта.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Бескрылый дух, землёю полонённый,

Прости, Господь! Ужель с полдневным жаром,

Себя забывший и забытый бог…

Когда от туш исходит тяжко дух,

Один лишь сон – и снова окрылённый,

И там, как здесь, над смолкнувшим базаром,

Ты мчишься ввысь от суетных тревог.

Лишь засверкают стаи липких мух?

Июнь 1883

1910

В эдеме вечном, где конец исканьям,

Я От Рожденья Гениальный-

Где нам блаженство ставит свой предел,

Бог Электричеством больной.

Мечтой перенесусь к земным страданьям

Мой В Боге Дух Феноменальный

К восторгу и томленью смертных тел.

Пылает Солнечной Весной.

25 августа 1912

Полдень 1 мая 1914

И в сиянье земных отражений

Мне грезятся – ночью и днём –

Проходящие смутные тени,

Озарённые тусклым огнём.

21 января 1896

ВАРИАНТ 6

1. Представители какого литературного направления называли себя будетлянами? Расскажите об этом направлении.

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Футуристы, отказываясь от старой культуры, искали новые формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приёмы плаката, графический стих, музыкальное оформление.

Мировоззрение младосимволистов было декадентским, поэтому большое место в их творчестве занимала тема России.

Тяга футуристов к эпатажу проявлялась в массовых театрализованных действиях, вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта-мечтателя.

Литературное направление, названное акмеизмом (адамизмом), просуществовало более двадцати лет.

Акмеистов интересует потусторонний мир, красота жизни во всех её чувственных проявлениях.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему?

Ждал я и жду я зари моей ясной,

Пусть травы сменятся над капищем волненья

Неутомимо тебя полюбила я…

И восковой в гробу забудется рука,

Встань же, мой месяц серебряно-красный,

Мне кажется, меж вас одно недоуменье

Выйди, двурогая,-Милый мой-Милая…

Всё будет жить моё, одна моя Тоска…

12 ноября 1909

Царское Село

«У лукоморья дуб зелёный…

Склонений льдистых горнее начало

Он над пучиною солёной

Тропа снегов = пути белил

Певцом посажен при луке,

Мороз = укусы = жало

Растёт, в молве укоренённый,

И скотских напряженье жил

Укоренённый в языке.

Шипенье пара

27 января

Лет далёких искр

уход угара

Над желтизной правительственных зданий

диск

Кружилась долго мутная метель,

Р.

И правовед опять садится в сани,

1914

Широким жестом запахнув шинель.

1913

ВАРИАНТ 7

1. Расскажите о модернистском течении, сформировавшемся на принципах отказа от мистической туманности, создании зримого конкретного образа, отточенности деталей, переклички с минувшими эпохами. Назовите самых, на ваш взгляд, ярких поэтов этого направления.

2. Укажите фактические ошибки в следующих направлениях:

Футуризм – импрессионистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Декларации акмеистической группы поэтов публиковались в журналах «Аполлон», «Гиперборей», «Садок судей».

Подобно другим модернистским течениям, футуризм был однороден, не распадался на группировки.

На первый план у символистов вышли темы экзистенциальные: Петербург, экзотика восточных стран, Любовь, Жизнь, Смерть, Бог.

«Младосимволисты» вдохновлялись трудами Шопенгауэра, Шеллинга, Ницше, Канта, философией В. Соловьёва.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему?

Я весь день, всё вчера проблуждал по стране моих снов;

«Небо – труп!! не больше!

Как больной мотылёк, я висел на стеблях у цветов;

Звёзды – черви – пьяные туманом

Как звезда в вышине. Я сиял, я лежал на волне;

Усмиряю боль ше-лестом обманом

Этот мир моих снов с ветерком целовал в полусне.

Небо – смрадный труп!!

8 июня 1895

1913

Объедки огурцов, хрустевших на зубах,

Отлангюрю

бокатая бутыль сивухи синеватой

____________ свой язык

и перегар, каким комод – кабан пропах,-

Отманикюрю

бой – баба, баба – ночь, гульбою нас посватай!

Причешу кудри мозга моего

1911-1915

И пойду на спор

И рык –

Добивать бога любовьего.

1922

ПлатфоРма – гРядка блещущих огней

Осенний дождь цаРапает метлою

Лицо стены толпящихся людей

ДоРожному пРипавших АНАЛОЮ.

1914

ВАРИАНТ 8

1. Каким литературным направлением утверждалась заумь как обязательная форма воплощения искусства? Расскажите об этом направлении.

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Символизм возник в Англии во второй половине XIX века, а в Россию пришёл в начале XX.

К десятым годам XX века в общественно–литературной жизни созрел эстетический бунт.

Теоретическое обоснование акмеизма, данное Н. Гумилёвым и С. Городецким в журнале «Скорпион» в 1913 году, было подвергнуто А. Блоком сокрушительной критике.

Русский модернизм представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, романтизмом.

«Серебряный век» - это не только поэзия, но это новаторство в музыке, прогресс в русской мысли, науке, религии.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Кони, топот, инок

А ну-ко ребята-таланты

Но не речь, а чёрен он.

Поэты-художники-музыканты

Идём, молод, долом меди.

Засучивайте кумачовые рукава!

Чин зван мечем навзничь.

Вчера учили нас Толстые да Канты

Голод, чем меч долог?

Сегодня – звенит Своя Голова.

1917

Жутко мне от вешней радости,

О, закрой свои бледные ноги.

От воздушной этой сладости,

1894

И от звона, и от грома

Ледолома

Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.

На реке

Кричите, буйствуйте,- его вам не свалить!

Сердце бьётся налегке.

Распад певучих слов в грядущем невозможен,-

1897

Я есмь и вечно должен быть.

Июль 1912

Куёт кудесный купол крики

Вагон валящийся ваниль.

Заторопившийся заика

Со сходством схоронил.

1915

ВАРИАНТ 9

1. Чьи взгляды на природу искусства разделяли поэты акмеизма? Расскажите об этом литературном направлении.

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

К началу Второй мировой войны рамки единой поэтической школы акмеизма оказались тесны для самых значительных поэтов этого течения, и каждый из акмеистов пошёл своим путём.

Парадоксально, но именно в изгнании небывалого взлёта достиг талант М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Иванова, А. Ахматовой.

Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют младосимволистами (Ф. Сологуб, В. Брюсов, Н. Гумилёв, О. Мандельштам и др.)

Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество были похвала и сочувствие.

Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого потустороннего мира.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Из пены мыла, взбитого в ушате,

Я к солнцу, к солнцу руки простираю,

До синей белизны, до горяча,-

Я вижу полог бледных облаков…

Выглядывают кстати и некстати

Мне кажется, что истину я знаю-

То пятка, то полуовал плеча.

И только для неё не знаю слов.

1893

Вешнего вечера трепет тревожный -

Хрупко-звонкие, как яйца-долговязы,

С тонкого тополя веточка нежная.

Дутые, спесивые горшки-обжоры-

Вихря порыв, горячо-осторожный -

нежатся на зное, сеющем алмазы

Синей бездонности гладь безбрежная.

На захлёстнутые клевером просторы.

1905

Речкачайка.

1916

ВАРИАНТ 10

1. Какое литературное направление «направило свои главные силы в область неведомого»?

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

М. Цветаева, М. Волошин, В. Нарбут, О. Мандельштам, Саша Чёрный – поэты вне направлений.

Фотография идеально выражает символ.

В литературном объединении «Цех поэтов» К. Бальмонт «стал первой скрипкой».

Е. Гуро, С. Городецкий, А. Кручёных. Н. Бурлюк, Н. Гумилёв в манифесте из сборника «Садок судей» утверждали, что они уничтожили знаки препинания.

А. Блок воспевал Прекрасную Даму, Снежную Королеву и простую русскую женщину.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Таков закон: всё лучшее в тумане,

Всё то же. Дождик поутру.

А близкое иль больно, иль смешно.

Поломанные георгины,

Не миновать нам двойственной сей гавани:

Лохмотья мокрой парусины

Из смеха звонкого и из глухих рыданий

Всё бьются, бьются на ветру.

Созвучие вселенной создано.

1916

1880

Умер вечер. Ночь чернеет.

Крылышкуя золотописьмом

Ропщет море. Мрак растёт.

Тончайших жил,

Челн томленья тьмой охвачен.

Кузнечик в кузов пуза уложил

Буря воет в бездне вод.

Прибрежных много трав и вер.

1908 – 1909

Жил – был

Ботик – животик:

Воркотик

Дуратик

Котик – пушатик.

1912