Современная дидактическая игра по русскому языку "Банк знаний". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Описание дидактической игры “Банк Знаний”.

Цели игры:

  1. проверка знаний, умений и навыков по теме “Синтаксис”;
  2. развитие познавательных интересов, волевых качеств личности: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры;
  3. формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.

Форма проведения игры: групповая (7 групп по 4 человека).

Оборудование: экран “Банк Знаний” (на доске), карточки с названием городов России, карточки для индивидуальной работы с листами-ответами для самоконтроля, монетки (“Моники” — монеты очень надежные и конвертируемые), групповые экраны для учета знаний на каждом столе.

ПЛАН.

I. Мотивационный этап игры.

Ребята сегодня у нас урок-игра по теме “Синтаксис”. Целью нашей игры будет проверка знаний по теме, проверка умения дружно работать в группе, умение работать самостоятельно по карточкам самоконтроля.

Представьте, вы являетесь клиентами нашего “Банка Знаний”, а я президент этого банка. Наш банк знаний входит в компанию “ШАТР” (вспомните, ведь наша школа – республика “ШАТР” — школа активных творческих ребят). Именно такие ребята собрались в нашем классе, правда?

У нас все готово для игры: на доске – сводный экран учета ваших знаний, на столах – групповые экраны для учета знаний каждого ученика и группы в целом, карточки для самостоятельной работы с листами ответа для самоконтроля и монетки – “Моники” — монетки очень надежные и конвертируемые (даются в обмен за ваши знания).

Все готовы к началу игры?

II. Проведение игры.

Предлагаю вам открыть счет в нашем банке, но прежде хочу проверить, надежные ли вы клиенты? Для этого вам предстоит выполнить 3 задания и соответственно сделать каждому по 3 вклада в наш банк.

1 ЗАДАНИЕ. Тест-опрос по теории.

  1. Что изучает “Синтаксис”?
  2. Грамматическая основа предложения – это …
  3. Сложное предложение состоит из …
  4. Основные средства связи простых предложений в сложном предложении– это …
  5. В простом предложении союз и соединяет …, а в сложном предложении союз и соединяет…

Проверка: карточку-ответ показывает учитель, дети отмечают правильность своих ответов. (1 моник за каждый правильный ответ. Максимальный вклад 5 моников, минус 1 моник за каждый неправильный. Итоги проверки фиксируются каждым учащимся в групповом экране, общий итог группы – на сводном экране на доске).

2 ЗАДАНИЕ. По индивидуальной карточке №1 (4 варианта).

Назовите номер предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка, исправьте ее.

ВАРИАНТ №1.

  1. Солнце садилось и лучи его разбегались по небу.
  2. Ветер забирался в пустые комнаты и печные трубы.
  3. Мы очень огорчились когда наши друзья сообщили нам о неудавшемся походе.

ВАРИАНТ №2.

  1. В небе стояли кучевые облака и от них падали белые тени.
  2. Мы приготовили для похода все котлы чайники топоры.
  3. Я вошел в комнату включил свет и остановился в недоумении.

ВАРИАНТ №3.

  1. Сад степь двор все было в холодной тени.
  2. Грусть стеснила мое сердце когда он ушел.
  3. Вдали блеснула ослепительная молния, загремел гром.

ВАРИАНТ №4.

  1. Гулко шумел ковыль и чернела роща молодых кедров.
  2. Ласточки носили в своих клювиках, прутики, соломинки и глину.
  3. Я хочу чтобы на всей планете был мир.

Проверьте правильность выполнения своего задания по карточке самоконтроля с ответами. За правильное задание — 5 моников, минус 1 за каждую ошибку. Итоги фиксируются аналогично первому заданию.

3 ЗАДАНИЕ. По индивидуальной карточке №2 (4 варианта).

Составьте схемы к данным предложениям.

ВАРИАНТ №1.

  1. Бродят в небе дождевые облака, и о берег тихо плещется река.
  2. Цветет рябина поздней весной, когда оденутся в зеленую одежду леса.
  3. Ласточка выпила воды и рассказала девочке свою историю.

ВАРИАНТ №2.

  1. Друг сказал, что он летом поедет в путешествие по городам России.
  2. Последние тени сливались, и темная мгла синела у горизонта.
  3. Во время бури деревья стонут, шумят, трещат и ломаются.

ВАРИАНТ № 3.

  1. Уже прилетели птицы и наполнили лес своим пением.
  2. Путники увидели, что они находятся на маленькой полянке.
  3. Березы, ивы, дубы и рябины – все деревья принакрылись пушистым инеем.

ВАРИАНТ №4.

  1. В зоопарке живут разные звери: львы, обезьяны, тигры и слоны.
  2. Выглянуло солнце, озарило дождевые капли, и они засветились цветами радуги.
  3. Девочка сняла серебряные башмачки, стряхнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку.

Проверьте правильность выполнения своего задания по карточке самоконтроля с ответами. За правильное задание — 5 моников, минус 1 за каждую ошибку. Итоги фиксируются аналогично второму заданию.

Ребята, вы справились с первыми тремя заданиями, посмотрите на наш экран “Банка Знаний”. Максимальный вклад каждой группы мог быть равен 60 моникам (по 20 за каждое задание – 4 ученика по 5 моников). Вы видите, какие группы справились с заданием наиболее успешно. Ваш личный вклад мог составить 15 моников (3 задания по 5 моников). Есть среди вас такие ученики? Встаньте. Молодцы! Вы получаете возможность бороться за должность президентов в филиалах банка.

Интересно узнать, в каких городах России находятся филиалы нашего “Банка Знаний”? Значит, выполняем самое трудное задание: возьмите карточку №3. Подчеркните грамматические основы предложений, расставьте нужные знаки препинания, дайте характеристику каждому предложению.

ВАРИАНТ №1.

  1. Погода стояла прекрасная и солнечные лучи освещали землю.
  2. Река сияла на солнце так что на ее поверхности играли солнечные зайчики.
  3. Мы обсушили одежду попили чайку поели жареной зайчатины и отправились в путь.

ВАРИАНТ № 2.

  1. На опушке леса росли березки клены осинки и молодые дубки.
  2. Берега поросли травой в которой прятались птенцы водоплавающих птиц.
  3. Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.

ВАРИАНТ №3.

  1. Солнце уже закатилось и теперь из-за каждого дерева выглядывала темнота.
  2. Птицы улетают в теплые края когда льдом покрываются реки и озера.
  3. Чистыми голосами поют в лесу зяблики соловьи певчие дрозды.

ВАРИАНТ №4.

  1. Над городом стоит зимний вечер по сторонам улиц тускло мигают фонари.
  2. Мы расположились на берегу реки купались загорали и наслаждались хорошей погодой.
  3. Наступила ночь и на черном небе загорелись звезды.

Проверьте правильность выполнения своего задания по карточке самоконтроля с ответами. За правильное задание — 5 моников, минус 1 за каждую ошибку. Итоги фиксируются аналогично 3 заданию.

Та группа, которая заканчивает работу, отмечает на экране сумму общего вклада за 4 задание и открывает на доске карточку с названием города, в котором расположен их филиал банка. После завершения работы всеми группами учащиеся переходят к последнему заданию. Ребята, выполнив последнее задание, вы сможете отправить в филиалы банка свой начальный капитал.

4 ЗАДАНИЕ.

Разобрать словосочетание, дать ему полную характеристику.

ВАРИАНТ №1. ВАРИАНТ №2. ВАРИАНТ №3. ВАРИАНТ №4
Отправились в лес. Жарким днем. Мчался вскачь. Мы с тобой.

Проверка осуществляется с доски: проверьте правильность характеристики ваших словосочетаний.

  1. Отправились в лес – подчинительное, глагольное, вид связи – управление.
  2. Жарким днем – подчинительное, именное, вид связи – согласование.
  3. Мчался вскачь – подчинительное, глагольное, вид связи – примыкание.
  4. Мы с тобой – подчинительное, местоименное, вид связи – управление.

Схемы словосочетаний проверьте по листу самоконтроля №4. Оцените себя и определите сумму вашего вклада в свой банк филиал. Итоги общего вклада группы фиксируется в сводный экран на доске (личный максимальный вклад — 5 моников, групповой – 20 моников).

III. Подведение итогов игры.

Уважаемые вкладчики “Банка Знаний”! Компания “ШАТР” благодарит вас за участие в благотворительной акции. Весь ваш денежный вклад будет отправлен в детские дома для приобретения спортивного инвентаря и учебных пособий. Общая сумма вашего вклада составила…моников из 700 возможных (по 100 моников могла заработать каждая из 7 групп). Кто же из вас сделал самый большой вклад – 25 моников (по 5 моников за 5 заданий)?

Вывесим на доску ваши групповые экраны. Учащиеся, набравшие 25 моников, становятся президентами филиалов. Поздравим их, ребята! Их вклад обменивается на оценку 5! Учащиеся, вложившие 20-24 моника, получают оценку 4 и становятся агентами филиалов. Учащиеся, вложившие 15-19 моников, получают оценку 3 и становятся вкладчиками филиалов.

Менее 15 моников – вклад не конвертируется – нужна повторная проверка знаний (оценка 2 не ставится, ученик имеет право на повторную аналогичную работу).

Оценки выставляются учащимися в дневник, учителем – в журнал.

Ребята, сегодня вы показали хорошие знания по теме, умение работать самостоятельно, дружно, умение оценить свои знания. МОЛОДЦЫ!

Анализ экранов знаний учащихся помогут учителю определить качество знаний, уровень усвоения теоретического и практического материала по теме всего класса в целом.

ГРУППОВОЙ ЭКРАН УЧЕТА ЗНАНИЙ
УЧАЩИХСЯ 1 ГРУППЫ

Фамилия, Имя

1 вклад
(моники)

2 вклад
(моники)

3 вклад
(моники)

4 вклад
(моники)

5 вклад
(моники)

Общий вклад
(моники)

Оценка

Ахмедов Сархан

5

5

5

4

5

24

4

Шелухина Мария

5

5

5

5

5

25

5

Такташов Илья

5

5

5

5

5

25

5

Гришина Дарья

5

4

5

4

5

23

4

ПРИМЕЧАНИЕ: таких экранов 7 (по количеству групп)

(См. Приложение 1).