Программа научно-методической деятельности по математике

Разделы: Математика


ВВЕДЕНИЕ

В сельских школах обучаются юноши и девушки, трудовая деятельность значительной части которых будет связана с сельскохозяйственным производством.

Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная общеобразовательная подготовка, включающая в качестве непременного компонента активные знания по математике.

Она формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия, обеспечивающего приобретение школьниками таких знаний, на которые они смогут широко опираться в трудовой деятельности. Подобный уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, с современным производством.

О ПРОГРАММЕ

Программа включает два раздела:

  • Собственная научно-исследовательская, методическая работа учителя
  • Научно-методическая деятельность по руководству исследовательской работой школьников.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • Развитие творческих способностей учащихся, осуществление учащимися исследовательской и проектной деятельности по математике.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, проектной деятельности и выбор направления в работе.
  • Развитие навыков самореализации и публичных выступлений.
  • Обучение применению математических знаний в окружающей действительности и сельскохозяйственной практике.

Осуществление программы предполагает взаимодействие учителя, учащихся и родителей в образовательном процессе.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Организация помощи и поддержки в исследовательской и проектной деятельности.

ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ГОД

  1. Изучение научно-методической литературы по исследовательской и проектной деятельности (в течение года).
  2. Работа с учащимися по изучению методической литературы по научно-практической деятельности (в течение года).
  3. Выступления по темам, касающимся исследовательской деятельности по предмету (в рамках программы развития школы, на заседаниях школьного и районного методических объединений учителей математики, заседаниях клуба «Пифагор») - 1 раз в четверть.
  4. Работа клуба «Пифагор»:

Работу клуба можно продемонстрировать по схеме:

  1. Результаты и анализ научно-методической деятельности:
  • · В ШКОЛЕ: конференция клуба «Пифагор» (23-29 марта).
  • · В РАЙОНЕ:

1. Научно-исследовательская конференция «Школа – Наука – ВУЗ»(1-15 апреля).

2. Участие в научно-исследовательских конференциях ВУЗов (20-25 апреля).

· В РОССИИ:

  1. Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги» (1.02-1.03).
  2. Всероссийский конкурс «Одаренные дети» (по номинациям).
  3. Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации».

ПРОГРАММАНАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУКОВОДСТВУ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

 

Работа с методической литературой по исследовательской и проектной деятельности по математике:

  • · Изучение учебного материала.
  • · Знакомство с историческими сведениями по темам исследования.
  • · Практические и лабораторные работы.
  • · Журналы «Квант».
  • · Связь математики с другими учебными предметами.
  • · Справочники по сельскому хозяйству.

Работа по изучению видов исследовательских работ:

  • Доклад.
  • Тезисы доклада.
  • Научная статья.
  • Научный отчет.
  • Реферат.
  • Монография.

Работа по изучению требований к содержанию научной работы:

  • Титульный лист.
  • Оглавление.
  • Введение.
  • Основная часть.
  • Выводы.
  • Список литературы.

4. Работа в клубе «Пифагор»:

Секция «Научное исследование»

(заседания два раза в месяц с учащимися 8-11 классов, занимающимися исследовательскими и проектными работами по математике):

  • обучение учащихся работе с методической литературой;
  • изучение видов исследовательских работ и требований к их содержаниям;
  • консультации по исследовательским и проектным работам;
  • сообщения по темам исследовательской и проектной работ.

Секция «Математика после уроков»:

  1. Кружок «За страницами учебника математики» (занятия один раз в неделю с учащимися 8-11 классов): организация работы по более глубокому усвоению тем школьного учебника, подготовке к ЕГЭ. Консультации.
  2. Клубные занятия (1 раз в четверть с учащимися 8-11 классов).

Секция «Юный программист»

(заседания один раз в неделю с учащимися 5-9 классов):

  • изучение языка программирования Бейсик, составление простейших программ для компьютера;
  • использование компьютера в образовательном процессе.

Учащиеся 10-11 классов являются помощниками в проведении заседаний.

Секция «Информационно – редакционная»

(заседания один раз в месяц с учащимися 8-11 классов):

  • выпуск математических газет;
  • проведение заочных викторин по математике;
  • отражение результатов участия школьников в различных смотрах и конкурсах по математике.

Секция «Малышок»

(заседания проводятся два раза в месяц с учащимися 3-7 классов):

  • подготовка к международной игре «Кенгуру» и математическим олимпиадам;
  • проведение математических игр, конкурсов и праздников.

Учащиеся 8-11 классов являются помощниками в проведении заседаний.

5. Результаты и анализ научно-исследовательской и проектной работы:

  • · В ШКОЛЕ: конференция клуба «Пифагор» (23-29 марта).
  • · В РАЙОНЕ:

1. Научно-исследовательская конференция «Школа – Наука – ВУЗ» (1-15 апреля).

2. Участие в научно-исследовательских конференциях ВУЗов (20-25 апреля).

  • · В РОССИИ:

1. Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги» (1.02-1.03).

2. Всероссийский конкурс «Одаренные дети» (по номинациям).

 

ПОЛОЖЕНИЕ О МАТЕМАТИЧЕСКОМ КЛУБЕ «ПИФАГОР»

МОУ Шимановской средней школы

Вяземского района Смоленской области

1. Клуб «Пифагор» - это добровольное объединение старшеклассников, увлекающихся математикой и имеющие способности к исследовательской и творческой деятельности.

2. Основными задачами клуба являются:

  • Развить интерес у учащихся к математике,
  • Углубить знания учащихся по математике,
  • Научить применять полученные знания на уроке математики при решении практических и прикладных задач,
  • Приобщить учащихся к исследовательской и творческой деятельности,
  • Сформировать у учащихся активную социальную позицию и высокую культуру.

3. Структурными подразделениями клуба являются секции:

«Секция «Научное исследование»

(заседания два раза в месяц с учащимися 8-11 классов, занимающимися исследовательскими и проектными работами по математике):

Секция «Математика после уроков»:

1. Кружок «За страницами учебника математики» (занятия один раз в неделю с учащимися 8-11 классов): организация работы по более глубокому усвоению тем школьного учебника, подготовке к ЕГЭ. Консультации.

2. Клубные занятия (1 раз в четверть с учащимися 8-11 классов).

Секция «Юный программист»

(заседания один раз в неделю с учащимися 5-9 классов):

  • изучение языка программирования Бейсик, составление простейших программ для компьютера;
  • использование компьютера в образовательном процессе.

Учащиеся 10-11 классов являются помощниками в проведении заседаний.

Секция «Информационно – редакционная»

(заседания один раз в месяц с учащимися 8-11 классов):

  • выпуск математических газет;
  • проведение заочных викторин по математике;
  • отражение результатов участия школьников в различных смотрах и конкурсах по математике.

Секция «Малышок»

(заседания проводятся два раза в месяц с учащимися 3-7 классов):

  • подготовка к международной игре «Кенгуру» и математическим олимпиадам;
  • проведение математических игр, конкурсов и праздников.

Учащиеся 8-11 классов являются помощниками в проведении заседаний.

4. Общее руководство клубом «Пифагор» осуществляет учитель математики, заведующий кабинетом математики. Из числа членов клуба тайным голосованием выбирается председатель клуба и его заместитель. Руководят секциями старшеклассники. Из числа председателя, его заместителя и руководителей секций формируется Совет клуба, который вместе с педагогом непосредственно и руководит работой клуба «Пифагор».

5. Деятельность учащихся предполагает следующие формы:

  • индивидуальную работу под руководством учителя математики, родителей, старшеклассников,
  • заседание секций,
  • занятия в кружках,
  • заседания Совета клуба,
  • клубные заседания: дни науки, олимпиады, турниры, интеллектуальные игры, Колмогоровские чтения и итоговая конференция.

6. Члены клуба представляют информацию о своей работе.

Формами информации могут быть:

  • рефераты, тезисы,
  • публичные выступления,
  • «фантазия»: стихи, сказки, рассказы, программы для компьютера, сценарии праздников, карточки с заданиями для уроков математики, заметки для математической газеты и т. д,
  • публикации.

7. Деятельность клуба находит отражение в печатном органе «Пифагор» кабинета математики.

8. Клуб имеет свой девиз, гимн.

ДЕВИЗ: «Пиши И Фантазируй, Алгебру, Геометрию Обдуманно Решай.»