Интегрированный урок "русский язык + чтение". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Повторение правописания безударных гласных на материале рассказа Д.Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

Цель: формирование умения обозначать безударные гласные в разных частях слова; развитие орфографической зоркости; обучение анализу текста, умению выделять главное, давать оценку поступкам героев, радоваться вместе с ними, сопереживать им.

Оборудование:

  1. Кроссворды.
  2. Сигнальные круги.
  3. Игра «Лото».
  4. Сигнальные карточки.
  5. Словарные слова.
  6. Таблица склонений.
  7. Портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Ход урока

I. Объявление темы и постановка цели урока.

Учитель: Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это значит, что одновременно будут идти два урока: русский язык и чтение. На уроке чтения мы продолжим работу над рассказом Д.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». На уроке русского языка повторим написание безударных гласных в разных частях слова: приставке, корне, окончании.

В ходе урока мы будем заполнять кроссворд, который называется «Триада» и обозначает «единство, образуемое тремя разными частями». Какие три части и чем они объединены, вы сможете объяснить в конце урока.

II. Русский язык.

1. Чистописание: Сс сы са су

Света Сергей Степа

Подобрать рифму и записать в тетрадь:

Сы са су
(Я комарика несу)
(Видел я в лесу лису)..

2. Словарная работа. На доску вывешиваются два листочка с рисунками: на одном изображен велосипед, на другом - глаза. Нужно записать 4 слова. С какой орфограммой, детям подскажут рисунки (1 вар. – с орфограммой О, т.к. колеса напоминают букву О; 2 вар. – с двойными согласными, т.к. два глаза).

1 вариант. 2 вариант.
cкоро коллектив
быстро записать, класс
весело узнать слова суббота
хорошо коллекция

Проверить написание слов по словарю, устно составить предложения или словосочетания.

III. Чтение.

1. Рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

Дети рассказывают об авторе. Родился на Урале в 1852 г., долго жил на Севере. Умер в 1912 г. Написал произведения: «Алёнушкины сказки», «Серая шейка», «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёном», романы «Золото», «Приваловские миллионы».

2. Чтение 1 части рассказа и беседа по содержанию:

- Как вела себя собака сначала?

- Что говорит о том, что рассказчик «был здесь уже»?

- Чем он занимался, пока ждал хозяина?

- Как он понял, что возвращается хозяин?

- Прочитайте эпизод появления Тараса.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какое чувство появляется у вас, когда вы смотрите на эту иллюстрацию?

- Что говорил Тарас лебедю?

- Какие чувства он испытывал к лебедю?

IV. Русский язык.

1. Узнайте слова по иллюстрации к рассказу «Приёмыш» и прокрутите на сигнальных кругах. Запишите, что у вас получится.

В … а (-к –с) (вода)

В … о (-ж) (весло)

Л … ь (-с) (лебедь)

С … к (-б) (старик)

2. Выделите ту часть слова, в которой находится безударная гласная. Запишите в кроссворд под № 5 (корень).

3. Как проверить безударную гласную в корне? Запишите в кроссворд основное слово под № 7 (ударение).

4. В тексте есть слова и с другими орфограммами.

Проводится дубль-диктант. Учитель называет слова, дети записывают другие слова на это же правило.

избушка (чашка) чайник (чаща)
соболько (коньки) день (пень)
друг (враг) трава (стена)

V. Чтение.

1. Чтение 2 части рассказа.

2. Дети задают друг другу вопросы по тексту (Как лебедь попал к старику? Как собака относилась к лебедю? и др.).

3. Прочитайте фрагмент, в котором рассказывается, как старик любил лебедя.

4. Назовите положительных и отрицательных героев и обоснуйте свой ответ.

VI. Русский язык.

1. Восстановительный диктант.

Выписать сказуемые:

Всё тут вертелся, в протоке, а потом вдруг и пропал.

Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке.

Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудь подачки.

Прочитать слова. Восстановленные предложения записать на доске. Объяснить написание безударных окончаний имен существительных.

- Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания существительных? Запишите эти слова в кроссворд под № 3, 2 (падеж, склонение).

2. Игра «Забей гол» (по этим же предложениям). Ход игры: ученик, который писал предложение, - «вратарь». Дети называют слова с орфограммой, «вратарь» должен объяснить их написание. Если не смог объяснить – гол.

VII. Чтение.

1. Чтение 3 части рассказа (новый материал).

По ходу чтения словарная работа: бобылем, князь, божья тварь, эвон, созорничать, оригинальный.

2. Беседа:

- Что узнали о прошлой жизни Тараса?

- Какие строчки говорят о том, что Тарас любил природу?

- Как проявляется характер гордой птицы?

- Прочитайте, как «общались» собака с птицей во 2 и 3 частях.

- Какие чувства вызывает у вас лебедь?

- Можно ли назвать Тараса счастливым человеком?

VIII. Русский язык.

1.Выборочный диктант. Учитель читает слова, которые встречались в рассказе, дети записывают их:

1 ряд – с приставками

2 ряд – без приставок

поманил, дожидается, домой, семья, нападал, в лесу, посмотреть, картина

- К каким частям речи относятся эти слова? Запишите в кроссворд названия частей речи под № 1, 6 (существительное, глагол).

2. Проверим, хорошо ли вы знаете текст. Узнайте предложения, записанные на доске:

а) утТ икинтохо илажзеан. (Тут охотники наезжали)

б) лсябиаЗ в ишымак и дитси. (Забился в камыши и сидит)

в) дьбеЛе смаповалтри ан гоне. (Лебедь посматривал на него)

- Объясните написание безударной гласной в подчеркнутых словах. В какой части слова она находится? Запишите в кроссворд название этой части слова под № 4 (приставка).

- Назовите существительные с этими же приставками.

IX. Подведение итогов урока.

1. Назовите и покажите в кроссворде опорные слова, которые помогают проверить безударные гласные в разных частях слова.

2. Какие же это три части и что едино у них? (Приставка, корень, окончание – части, безударные гласные – единое).

X. Д/З: упр. 239, ласк(-ать); дочитать рассказ «Приёмыш», озаглавить части.