Тема: Повторение правописания безударных гласных на материале рассказа Д.Мамина-Сибиряка «Приёмыш».
Цель: формирование умения обозначать безударные гласные в разных частях слова; развитие орфографической зоркости; обучение анализу текста, умению выделять главное, давать оценку поступкам героев, радоваться вместе с ними, сопереживать им.
Оборудование:
- Кроссворды.
- Сигнальные круги.
- Игра «Лото».
- Сигнальные карточки.
- Словарные слова.
- Таблица склонений.
- Портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Ход урока
I. Объявление темы и постановка цели урока.
Учитель: Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это значит, что одновременно будут идти два урока: русский язык и чтение. На уроке чтения мы продолжим работу над рассказом Д.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». На уроке русского языка повторим написание безударных гласных в разных частях слова: приставке, корне, окончании.
В ходе урока мы будем заполнять кроссворд, который называется «Триада» и обозначает «единство, образуемое тремя разными частями». Какие три части и чем они объединены, вы сможете объяснить в конце урока.
II. Русский язык.
1. Чистописание: Сс сы са су
Света Сергей Степа
Подобрать рифму и записать в тетрадь:
Сы | са | су |
(Я комарика несу) | ||
(Видел я в лесу лису).. |
2. Словарная работа. На доску вывешиваются два листочка с рисунками: на одном изображен велосипед, на другом - глаза. Нужно записать 4 слова. С какой орфограммой, детям подскажут рисунки (1 вар. – с орфограммой О, т.к. колеса напоминают букву О; 2 вар. – с двойными согласными, т.к. два глаза).
1 вариант. | 2 вариант. | |
cкоро | коллектив | |
быстро | записать, | класс |
весело | узнать слова | суббота |
хорошо | коллекция |
Проверить написание слов по словарю, устно составить предложения или словосочетания.
III. Чтение.
1. Рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Приёмыш».
Дети рассказывают об авторе. Родился на Урале в 1852 г., долго жил на Севере. Умер в 1912 г. Написал произведения: «Алёнушкины сказки», «Серая шейка», «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёном», романы «Золото», «Приваловские миллионы».
2. Чтение 1 части рассказа и беседа по содержанию:
- Как вела себя собака сначала?
- Что говорит о том, что рассказчик «был здесь уже»?
- Чем он занимался, пока ждал хозяина?
- Как он понял, что возвращается хозяин?
- Прочитайте эпизод появления Тараса.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какое чувство появляется у вас, когда вы смотрите на эту иллюстрацию?
- Что говорил Тарас лебедю?
- Какие чувства он испытывал к лебедю?
IV. Русский язык.
1. Узнайте слова по иллюстрации к рассказу «Приёмыш» и прокрутите на сигнальных кругах. Запишите, что у вас получится.
В … а (-к –с) (вода)
В … о (-ж) (весло)
Л … ь (-с) (лебедь)
С … к (-б) (старик)
2. Выделите ту часть слова, в которой находится безударная гласная. Запишите в кроссворд под № 5 (корень).
3. Как проверить безударную гласную в корне? Запишите в кроссворд основное слово под № 7 (ударение).
4. В тексте есть слова и с другими орфограммами.
Проводится дубль-диктант. Учитель называет слова, дети записывают другие слова на это же правило.
избушка (чашка) | чайник (чаща) |
соболько (коньки) | день (пень) |
друг (враг) | трава (стена) |
V. Чтение.
1. Чтение 2 части рассказа.
2. Дети задают друг другу вопросы по тексту (Как лебедь попал к старику? Как собака относилась к лебедю? и др.).
3. Прочитайте фрагмент, в котором рассказывается, как старик любил лебедя.
4. Назовите положительных и отрицательных героев и обоснуйте свой ответ.
VI. Русский язык.
1. Восстановительный диктант.
Выписать сказуемые:
Всё тут вертелся, в протоке, а потом вдруг и пропал.
Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке.
Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудь подачки.
Прочитать слова. Восстановленные предложения записать на доске. Объяснить написание безударных окончаний имен существительных.
- Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания существительных? Запишите эти слова в кроссворд под № 3, 2 (падеж, склонение).
2. Игра «Забей гол» (по этим же предложениям). Ход игры: ученик, который писал предложение, - «вратарь». Дети называют слова с орфограммой, «вратарь» должен объяснить их написание. Если не смог объяснить – гол.
VII. Чтение.
1. Чтение 3 части рассказа (новый материал).
По ходу чтения словарная работа: бобылем, князь, божья тварь, эвон, созорничать, оригинальный.
2. Беседа:
- Что узнали о прошлой жизни Тараса?
- Какие строчки говорят о том, что Тарас любил природу?
- Как проявляется характер гордой птицы?
- Прочитайте, как «общались» собака с птицей во 2 и 3 частях.
- Какие чувства вызывает у вас лебедь?
- Можно ли назвать Тараса счастливым человеком?
VIII. Русский язык.
1.Выборочный диктант. Учитель читает слова, которые встречались в рассказе, дети записывают их:
1 ряд – с приставками
2 ряд – без приставок
поманил, дожидается, домой, семья, нападал, в лесу, посмотреть, картина
- К каким частям речи относятся эти слова? Запишите в кроссворд названия частей речи под № 1, 6 (существительное, глагол).
2. Проверим, хорошо ли вы знаете текст. Узнайте предложения, записанные на доске:
а) утТ икинтохо илажзеан. (Тут охотники наезжали)
б) лсябиаЗ в ишымак и дитси. (Забился в камыши и сидит)
в) дьбеЛе смаповалтри ан гоне. (Лебедь посматривал на него)
- Объясните написание безударной гласной в подчеркнутых словах. В какой части слова она находится? Запишите в кроссворд название этой части слова под № 4 (приставка).
- Назовите существительные с этими же приставками.
IX. Подведение итогов урока.
1. Назовите и покажите в кроссворде опорные слова, которые помогают проверить безударные гласные в разных частях слова.
2. Какие же это три части и что едино у них? (Приставка, корень, окончание – части, безударные гласные – единое).
X. Д/З: упр. 239, ласк(-ать); дочитать рассказ «Приёмыш», озаглавить части.