Урок природоведения во втором классе (по программе 1—4). Тема: "Разнообразие животных"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками; расширять кругозор учащихся;

2. Развивать умение логически верно выражать свои мысли; делать сообщение в классе;

3. Воспитывать любовь к природе родного края, к животным; обитающим в лесах и живущим дома.

Оборудование:

- для учителя: иллюстрации животных, фонограммы (“Звуки леса”, “Голоса птиц”), карточки с названиями растений, классный календарь погоды

- для детей: атлас по природоведению для начальной школы, дневники наблюдений

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Урок природоведения. Начнем его с сообщения синоптиков. Сделайте прогноз погоды на сегодняшний день.

1. Дата

2. Облачность (ясная, пасмурная, переменная, почему)

3. Температура воздуха

4. Осадки

5. Ветер

Дети отвечают, используя план, который записан на доске.

II. Активизация опорных знаний по теме: “Комнатные растения”

Звучит фонограмма “Звуки леса”.

Учитель: - Сегодня на уроке мы совершим прогулку по лесу. Мы на лугу. Как красиво! Много растений. Назовите растения, которые не растут на лугу?

Д.: - Бегония, бальзамин, хлорофитум, амариллис.

У.: - Почему?

Д.: - Это комнатные растения.

У.: - Почему их так называют?

Д.: - Их выращивают дома.

У: - Для чего?

Д: - Для красоты. Комнатные растения украшают жилые и служебные помещения. Они радуют нас своей зеленью и яркими цветами..

У.: - Назовите правила ухода за комнатными растениями.

Д.: - Поливай растения водой комнатной температуры;

Палочкой рыхли почву на поверхности, чтобы к корням поступал воздух;

Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой,

Растения с мелкими листьями и листьями опущенными опрыскивай водой.

Регулярно ножницами срезай с растений сухие листья и веточки.

Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

III. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы покидаем царство растений и переходим к изучению животных. Мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.

IV. Работа над новым материалом

Звучит фонограмма “Звуки леса”.

У.: - Продолжаем нашу прогулку по лесу.

Физкультминутка:

Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!

У.: - Продолжаем нашу прогулку по лесу и на пути нам встречаются:

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.

Д.: - Сова

Показ иллюстрации.

Сова

У.:

Я маленький зверек.
Прыг с елки на дубок.
В дупле я живу
Да орешки грызу.

Д.: - Белка.

Показ иллюстрации.

Белка

У.:

Хобот длинный,
Пасть с клыками.
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромный он,
Ты узнал, Что это…

Д.: - Слон.

Показ иллюстрации.

Слон

У.:

На дне, где тихо и тепло,
Лежит усатое бревно.

Д.: - Сом (Показ иллюстрации).

У.: - Белка, слон, сова, сом.

- Кто это?

Д.: - Животные.

Появляется сова.

Сова: - Я, Мудрая Сова, задаю вам такой вопрос:

- Что такое разнообразие?

Д.: - Разные по форме, размеру.

С.: - В словаре Ожегова (читает): разнообразный - различный по признакам. Окрас, форма, размер, место проживания.

Совершаем прогулку дальше. Откройте Атлас по природоведению, рассмотрите животных.

Дети рассматривают иллюстрации в атласе.

У.: - Все ли животные одинаковы по размеру? Докажите.

Д.: - Нет. Тигр большой, а заяц маленький.

У.: - А по окрасу?

Д.: - Лиса по окрасу рыжая, а слон серый.

У.: - Назовите животных, которые обитают у нас в Свердловской области.

Д.: - Барсук, волк, лисица, медведь, бурундук, заяц.

У.: - Слон где живет?

Д.: - В Индии, в Африке.

У.: - А тигр.

Д.: - На Дальнем востоке, в Уссурийской тайге.

У.: - Всех этих животных можно объединить в одну группу. Какую?

Д.: - Дикие звери.

У.: - Почему?

Д.: - Человек не ухаживает за ними. Они сами добывают пищу и устраивают жилища.

У.: - Угадайте название животного.

В Е Ь Д Е Д М

Д.: - Медведь.

У.: - Медведь - это зверь. Послушаем рассказ о медведе! (Показ иллюстрации)

Выступление ученика с сообщением.

Медведь

В наших лесах водится бурый медведь - хозяин леса, самый сильный из зверей. Медведь ест и корешки, и ягоды, и улиток, и разных мелких зверей, и птиц. Но такого сластены, как медведь, в лесу больше нет. Любит мишка разорить гнездо диких пчел и полакомиться медом. Не зря его назвали медведь, т. е. медоед. Любит и рыбку мишка. Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Весной медведи выходят из берлоги. Про медведей люди придумали много сказок.

Медведь

У.: - Каких зверей вы знаете?

Д.: - Белка, бобр, жираф.

У.: - Звери - это животные, тело которых покрыто шерстью. Части тела: голова, шея, туловище, четыре лапы; рождают детенышей, кормят их молоком. Наша прогулка по лесу продолжается. Закроем глаза. (Звучит фонограмма “Голоса птиц”)

У.: - Звуки каких животных вы слышали?

Д.: - Птиц.

У.: - Птицы - это представители животного мира, тело которых покрыто перьями, есть две ноги, клюв, развиваются из яйца.

С.: - Послушайте рассказ о дятле.(Показ иллюстрации).

Выступление ученика с сообщением.

Дятел.

С утра до позднего вечера слышится в лесу стук дятла. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный дятел, зеленый дятел и пестрый дятел. Каждый дятел выводит свои барабанные трели. Дятел - птица не очень дружелюбная. Он не терпит соседей и изгоняет со своей территории даже подросших птенцов. Дятел - лесной санитар.

Дятел

У.: - А вы каких птиц знаете?

Д.: - Сороки, вороны, клесты.

У.: -Следующая группа диких животных - насекомые.

НАСЕКОМЫЕ - у которых 6 ног, 3 части тела, крылья.

С.: - Послушайте рассказ о бабочке. (Показ иллюстрации)

Выступление ученика с сообщением.

Бабочка

За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, апполон, зорька, лимонница. Разных бабочек на земном шаре очень много. Из яичек появляются гусеницы, которые превращаются затем в куколок, а из куколки вновь вылетит красивая бабочка. Питаются бабочки нектаром цветов, а есть такие, которые вообще не едят.

Бабочка

У.: - Кто живет в воде?

Д.: - Рыбы.

У.: - У рыб тело покрыто чешуей, есть плавники; развиваются они из икринок.

С.: - Послушайте рассказ о щуке. (Показ иллюстрации)

Выступление ученика с сообщением.

Щука

Щуки - семейство рыб отряда лососеобразных. Длина до 1.5 м, весят - до 35 кг. Живут до 60-70 лет. В России 2 вида: обыкновенная щука (распространена широко) и амурская щука.

У.: - Назовите, на какие группы делятся дикие животные.

Д.: - Звери, птицы, насекомые, рыбы.

У.: - Многие животные занесены в Красную книгу (показ). Давайте вспомним экологические правила.

Д.: - Не разорять гнезда птиц, не брать птиц в руки, не брать животных домой, не ловить насекомых, кормить птиц зимой.

Физкультминутка:

звери - руки вверх

птицы - руки в стороны

насекомые - жужжим

рыбы - присели, молчим

Учитель называет животных: лиса, окунь, сорока, волк, заяц, грач, карась, синица, паук, шмель, слон, тигр, олень, ворона.

У.: - Все дальше и дальше мы идем по лесу. Мудрая Сова приготовила задание (На доске столбики слов).

свинья птицы
кролик звери
конь насекомые
корова рыбы

С.: - Найдите пары слов.

Дети стрелками подбирают нужные пары.

У.: - Ребята, а свинья, кролик, конь, корова - это какие животные? Почему?

Д.: - Домашние. Они приносят пользу человеку, нуждаются в его уходе, человек устраивает им жилище и запасает корм.

С.: - Угадайте животное: Д Ю Л Б Р Е В

Д.: - Верблюд - животное, которое живет на юге нашей Родины.

С.: - Послушайте рассказ о верблюде, пчелах, гусе и золотой рыбке.

Выступление учеников с сообщениями.

Верблюд

Это домашнее животное служит человеку более 5 тысяч лет. Верблюд хорошо приспособлен для жизни в пустыне. За один день он может пройти 80 км и нести при этом груз в 500 кг. Длинная и густая шерсть помогает верблюду переносить дневную жару и ночной холод. В пустыне верблюд питается колючим кустарником и травами. Самое замечательное у верблюда - его горбы. Верблюды бывают двугорбые и одногорбые. В горбах накапливаются жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыне. Чем выше горбы, тем дольше может обходиться без пищи и воды верблюд. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут и будут дрябло болтаться. Люди используют в пищу верблюжье молоко, а из шерсти изготовляют одежду.

Верблюд

Пчелы

Пчелы - трудолюбивые насекомые. Они живут семьями по 60-80 тысяч. В пчелином домике - улье - для всех работы хватает. За день одна пчела облетит почти 1500 цветков и прилетит в улей 50-60 раз, принося в зобике нектар. Пока одни пчелы собирают нектар, другие заняты сбором пыльцы. Из нектара получается мед, а из пыльцы - корм (его называют хлеб) для личинок.

Пчела

Гусь

Не менее четырех с половиной тысяч лет назад гуси стали домашними животными. Гуси - удобные для разведения птицы. Небольшую их стаю пасти не нужно. Днем птиц выпускают на луг, берег пруда, а к вечеру они сами возвращаются домой. В еде они не привередливы - питаются травянистой растительностью, сами ее и добывают. Зимой гусей кормит человек. Гуси несут яйца 4-8 месяцев подряд и дают за это время 30-40 яиц, а средний вес домашнего гуся 10-12 кг. У гусей отличный слух. Заслышав любой тревожащий их звук, они начинают громко гоготать.

Золотые рыбки

Каких только нет золотых рыбок! Разных цветов вуалехвосты с роскошными плавниками и звездочеты - без спинного плавника с необычными глазами. А хвостовой плавник серебристой кометы в 3-4 раза превосходит длину своего тела. Золотые рыбки нужны не только для красоты. Ученым они помогают решать важные и сложные вопросы рыбоводства.

У.: - Есть еще одна группа домашних животных - это декоративные, они служат для украшения.

V. Домашнее задание

У.: - Я предлагаю вам два варианта задания. Выберите то, которое больше нравится. 1. “Напишите мини - сочинение о любом животном Свердловской области”. “Прочитайте в детских книгах, журналах, справочниках о диких или домашних животных и подготовьтесь рассказать об этом в классе”.

VI. Итог урока

С.: - Наша прогулка завершается. Ответим на вопросы:

- О каких группах животных вы узнали?

- Почему их так называют?

- Почему животный мир называется разнообразным?

У.: - Кто такие животные?

Д.: - Животное - питается, размножается, дышит, передвигается, растет, развивается. Дикие животные сами добывают пищу, питаются живой пищей. Домашних животных кормит человек.

Животные: домашние и дикие (звери, птицы, рыбы, насекомые).

У.: - О домашних и диких животных можно узнать много интересного в энциклопедии: “Мир животных” (показ).