Пейзажная живопись на уроке развития речи. 5-й класс. Устное и письменное описание картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель:

  • Показать учащимся художественные достоинства картины.
  • Подготовить учащихся к написанию сочинения.

Ход урока

I. Сообщение темы, цели и задач урока

II. Лирическое отступление (чтение учащимися стихотворений о берёзе под музыкальное сопровождение - Григ или Чайковский)

1)

Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена. (О.Шестинский)

2)

И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)

3)

Белая берёза -
Русская земля!
И печаль, и радость,
И любовь моя. (П.Кудрявцев)

4)

Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)

5)

В ней столько нежности и силы.
Смотрю, восторга не тая.
В берёзке - вся моя Россия
И песня русская моя. (Г.Шилов)

III. Первичное восприятие картины

Рассмотреть картину. Чем понравилась? Объяснить название.

IV. Этимологическая страничка

Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.

Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.

Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.

Лазурный = лазоревый = голубой.

Коралловый (цвет) - (перен.) ярко-красный.

Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.

V. Рассказ о художнике (подготовленный ученик).

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.

С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.

Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др.

Все они проникнуты радостным, светлым чувством.

VI. Беседа по картине

Учитель:

- Одно из лучших полотен Грабаря "Февральская лазурь" поражает силой и чистотой цвета, ослепляет лазорево-синим небом. Плотными мазками написаны огромные белоствольные берёзы на первом плане. Небо уходит в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает впечатление монументальности деревьев.

Н. Рыленков в одном из своих стихотворений написал:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Грабарю удалось всмотреться в природу и передать её красоту и величие.

Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над картиной.

Читает подготовленный ученик:

“Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба! “Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я.

Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

Ответы учащихся на вопросы:

- Какой день изобразил художник?

- Рассмотрите небо: есть ли на нём облака, какого оно цвета вверху и на горизонте?

- Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?

- Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке?

- Что можно сказать о других березках?

- Что виднеется на горизонте?

- Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе?

- Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?

- Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё?

- Какова основная мысль этого пейзажа? (упр.342 – прочитать)

VII. Составление плана описания картины

1) Предмет описания в сочинении.

2) Что я вижу на картине?

  1. Февральский день.
  2. Небо.
  3. Снег.
  4. Береза-красавица.
  5. Другие берёзки.
  6. Кустарник на горизонте.

3) Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?

4) Объяснить название картины.

5) Какое настроение вызывает пейзаж?

VIII. Словарно-орфографическая работа

Передо мной прекрасная репродукция картины. Всё в ней просто и бесподобно. Изображён, изумительный день, благодатная погода. На небе ни облачка. Лазоревое, голубизной, светло--голубое, бесконечность. Сиреневый, искрится, сверкает. Ветвистая береза-красавица, жемчужная белизна, прошлогодняя листва, на верхушке красно-коричневого цвета. Обыкновенные, менее величественные. По линии горизонта виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник. Красоту природы, поражает сияние. Фантастическую красоту, основной цвет. Радостное и праздничное настроение.

XI. Чтение образца

Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря "Февральская лазурь". Всё в ней просто и бесподобно. Изображён изумительный февральский день. Морозно и солнечно. Благодатная стояла погода. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло-голубое, а в вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени.

На переднем плане изображена ветвистая красавица берёза. Её ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета. Другие берёзки обыкновенные, они менее величественные. По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета.

Художник передал на своём полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от неё голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины. В природе всё утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа "Февральская лазурь".

Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть всё своими глазами.

XII. Написание сочинений