Урок биологии по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Разделы: Биология


Цель учителя:

  • систематизировать знания о строении и функциях органов пищеварения, раскрыть вопросы об условиях нормального пищеварения, болезнях желудочно-кишечного тракта и их профилактике;
  • содействовать гигиеническому, экологическому, эстетическому воспитанию, профориентации учащихся;
  • развивать внимание, мышление, культуру речи, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Цель учащихся:

  • изучить вопросы об условиях нормального пищеварения, болезнях желудочно-кишечного тракта и их профилактике.

Задачи

Оценка

1. Повторят анатомию, физиологию пищеварительной системы. 1. Ответят на вопросы фронтальной беседы, используя базовые знания.
2. Обоснуют правила гигиены питания. 2. Раскроют справедливость содержания правил с научной точки зрения.
3. Отметят признаки, причины, меры профилактики заболеваний. 3. Заполнят таблицу на основе материала, предложенного одноклассниками.

Методы: беседа, рассказ, частично-поисковый, ролевая игра, дискуссия.

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства: таблица “Органы пищеварения”; таблички с указанием специальностей врачей: инфекционисты, главный врач, терапевты, рентгенолог, онколог, нарколог, гистолог, биохимическая лаборатория; эпидиаскоп; материалы для эпипроекции - рентгеновские снимки; диаграмма “Десять основных заболеваний, ответственных за смертельные исходы”; высказывание: “Живи с разумом, так лекарей не надобно”.

Предварительная подготовка: распределение ролей среди учащихся, ознакомление с содержанием выступлений, сканирование и распечатка диаграммы и рентеновских снимков на термостойкую пленку для слайдов.

План урока

  1. Организационный момент, психологический настрой, целеполагание.
  2. Актуализация знаний об особенностях строения и функциях
    пищеварительной системы.
  3. Формирование новых понятий и способов действия.
  4. Рефлексия.

Ход и содержание урока

1. Организационный момент, психологический настрой, целеполагание

На предыдущих уроках мы изучили вопросы строения и функционирования пищеварительной системы. Теперь нам предстоит рассмотреть вопросы гигиены.

Что изучает наука гигиена?

Сообщение темы.

Что нам предстоит выяснить? (Ответы учащихся, вывешивание на доску карточек со словами: повторение, правила гигиены питания, виды заболеваний, профилактика).

Итак, прежде чем рассматривать вопросы гигиены, давайте вспомним материал предыдущих уроков.

2. Актуализация знаний об особенностях строения и функциях пищеварительной системы

Фронтальная беседа

  • Что называют пищеварением?
  • Назвать и показать по таблице органы, составляющие пищеварительную систему.
  • Что происходит с пищей в пищеварительной полости?
  • Рассказать о составе желудочного сока. Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке?
  • Где расположен нервный центр пищеварения?
  • Назовите гуморальный регулятор желудочного сокоотделения.
  • Какие изменения происходят с пищей в 12-перстной кишке?
  • Какие процессы происходят в тонком отделе кишечника?
  • Какую роль выполняет толстый отдел кишечника?

Оценка работы учащихся.

3. Формирование новых понятий и способов действия

Далее мы будем работать под девизом:

“Живи с разумом, так лекарей не надобно”

Правила гигиены питания.

Эти правила известны с давних времен, и большинство людей не задумывается, выполняя их. Давайте задумаемся, почему нужно соблюдать эти правила: заслушав утверждения - обоснуйте их (дискуссия).

Правила гигиены питания

(учитель)

Обоснование правил

(учащиеся)

1. Большая часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде. 1.Обработанные продукты легче расщепляются пищеварительными ферментами: варка и жаренье убивает микробов.
2. В пищу нужно употреблять сырые овощи и фрукты. 2.В них содержится много витаминов и питательных веществ.
3. Принимать пищу в определенные часы. 3.Вырабатывается условный рефлекс выделения желудочного сока..
4. Вредно съедать за раз много пищи. 4.Ведет к заболеваниям ССС и ожирению.
5. За обедом важно сначала съедать салат, а затем суп. 5.Активизируется работа пищеварительных желез.
6. Не следует заставлять есть через силу. 6. Вырабатывается привычка много есть.
7. Хранение продуктов питания без холодильника опасно. 7. Возможны отравления.
8. Вредно во время еды читать и сердиться. 8. Торможение рефлекторного отделения желудочного сока.
9. Важно хорошо пережевывать пищу и не торопиться при ее приеме. 9. Пережеванная пища лучше подвергается перевариванию; можно подавиться.

Оценка работы учащихся.

Физминутка.

2. Пищевые отравления и заболевания органов пищеварения (сообщения учащихся, ролевая игра “Медицинский консилиум”).

Вводное слово учителя.

Несоблюдение правил личной гигиены и гигиены питания может привести к пищевым отравлениям и желудочно-кишечным заболеваниям.

Предлагаем вашему вниманию встречу с врачами-специалистами инфекционной больницы и центральной городской больницы.

Ваша задача - в ходе выступления врачей заполнить схему “Пищевые отравления” и таблицу “Желудочно- кишечные заболевания” (образцы на столах).

Схема “Пищевые отравления”

ТАБЛИЦА “ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Название заболевания

Признаки

Причины

Профилактика

ДИЗЕНТЕРИЯ
ХОЛЕРА
ОСТРЫЙ ГАСТРИТ
ЯЗВА ЖЕЛУДКА
РАК ЖЕЛУДКА
ЦИРРОЗ ПЕЧЕНИ

А) Сообщение врачей-инфекционистов.

- Виды пищевых отравлений. Признаки. Первая помощь. Профилактика.[4]

- Эпипроекция: диаграмма “Десять основных заболеваний, ответственных за смертельные исходы” [5],

Десять основных
заболеваний, ответственных за смертельные
исходы

рентгеновский снимок “Поражение толстого кишечника при дизентерии”[3]

Рентгеновский снимок “Поражение толстого
кишечника при дизентерии”

Профилактика инфекционных желудочно-кишечных заболеваний.[4]

Б) Консилиум в центральной городской больнице [1] (таблички на столах). Рентгеновские снимки - эпипроекция “Язва желудка” ,

“Язва желудка”

“Рак желудка”,

“Рак желудка”,

“Цирроз печени”[2]

“Цирроз печени”

4. Рефлексия

  1. Подведение итогов учителем.
  2. Проверка заполнения схемы и таблицы.

- Какие виды пищевых отравлений вам известны?

- Назовите причины пищевых отравлений?

- Каковы меры первой помощи при пищевых отравлениях?

  • Какие инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта вы знаете?
  • Каковы меры их профилактики?
  • Назовите меры профилактики гастрита, язвы, цирроза печени?

- Где вы можете применить знания, полученные на уроке?

Оценка работы учащихся.

Обращение к девизу: “Живи с разумом, так лекарей не надобно”.

Список литературы.

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Издательство “Учитель”, 2001. - 160 с.
  2. Напалков П.Н., Смирнов А.В., Шрайбер М.Г. Хирургические болезни. Издание третье, дополненное и переработанное. - Л.: “Медицина”, 1976. - 544с.
  3. Носов С.Д. Детские инфекционные болезни. - М.:”Медицина”, 1973.- 552 с.
  4. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Биология. Человек. Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1996. - 208 с.: ил.
  5. Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье: Книга для учителя. - М.: Издательство “Первое сентября”, 2000. - 256 с.