Урок литературного чтения во 2-м классе: "Времена года в словах, красках и звуках"

Разделы: Начальная школа


«Времена года в словах, красках и звуках».

Тип урока: урок – путешествие в мир искусства

Цели урока:

  • познакомить со стихотворением Д. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето», картинами И.И.Левитана, музыкальными пьесами П.И. Чайковского «Времена года»;
  • дать первоначальное понятие о специфике каждого из видов искусства;
  • познакомить учащихся с понятием об олицетворении и рифмах-созвучиях;
  • развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
  • развивать у учащихся художественный вкус и образное мышление;
  • воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства;
  • формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
  • совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения.

Оборудование: портреты Д. Б. Кедрина, П.И. Чайковского, И.И. Левитана, репродукции картин И. И. Левитана, аудиокассеты с записями музыкальных пьес П.И. Чайковского «Времена года», выставка картин учащихся, таблица о специфике видов искусства, листы бумаги для работы в группах.

Опережающее задание: нарисовать осень, зиму, весну, лето в образе людей.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и целей урока.
  3. Эмоциональная подготовка к восприятию текста.
  4. Проверка домашнего задания.
  5. Рассказ о поэте.
  6. Выразительное чтение стихотворения.
  7. Анализ стихотворения. Работа с теоретико-литературными понятиями
  8. Знакомство с картинами.
  9. Знакомство с музыкальными пьесами.
  10. Творческая работа – экспромт-этюд.
  11. Закрепление.
  12. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Дети по желанию распределены на четыре группы по временам года.

2. Постановка темы и целей урока.

- Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в мир искусства и побываем в гостях у королев Литература, Живопись и Музыка.

3. Эмоциональная подготовка к восприятию текста.

Задание: подобрать слова-ассоциации к словам «весна», «лето», «осень», «зима».

- Какие образы возникают в вашем воображении, когда вы слышите слова: «весна», «лето», «осень», «зима»?

У каждой группы заготовлены листы бумаги для работы, на которых дети пишут свои слова-ассоциации по заданному времени года. Затем представитель каждой группы зачитывает их.

4. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке я задала вам вопрос: а если бы осень, зима, весна и лето были бы людьми, то какими они были бы? Вы должны были нарисовать дома времена года в образе человека.

Защита проектов. На доске выставка рисунков учащихся. По одному ребенку с каждой группы рассказывают о своем рисунке, объясняют, почему именно так изобразили это время года.

5. Рассказ о поэте.

- Вот мы и очутились в государстве Литература, в государстве, где подданными являются поэты и писатели. Вот какими представил времена года известный поэт Дмитрий Кедрин.

Рассказ учителя о Д. Кедрине.

6. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке –
Русская румяная зима!

7. Анализ стихотворения.

1) Словарная работа.

- Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

Кафтан - русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.
Всласть – до полного удовольствия.
Рачительной – старательный, усердный в исполнении, разумно бережливый.
Разлетайка – одежда свободного покроя, расширяющаяся книзу.
Щеголиха – любящая нарядно одеваться.
Гардероб (от французского «гарде» - хранить и «роб» - одежда») – так называют не только шкаф или помещение для одежды, но и носильное платье, одежду одного человека.

2) Работа с текстом произведения.

  • Понравилось ли стихотворение?
  • Что представляли, когда слушали стихотворение? Перечитайте еще раз стихотворение, затем попробуйте описать картины, которые возникли в вашем воображении?
  • Если бы вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что изобразили бы? Какие краски использовали бы?
  • Если бы вам надо было бы написать музыку к этому стихотворению, то какую музыку выбрали бы?
  • Все ли времена года упомянуты в стихотворениях? (нет, не упомянута весна).
  • Каким предстает в этом стихотворении лето? (Мужчиной или мальчиком) Почему? (Кафтан носят мужчины).
  • Какой предстает осень? (Это женщина) Почему? (Потому что поэт использует слова «одета» и «прошлась», еще она одета в шубу)
  • Какой предстает зима? (Женщина). Почему? (Рачительная хозяйка, вошла, щеголиха, русская румяная).
  • Как поэту удалось увидеть зеленый кафтан лета, желтую шубу осени и белую разлетайку зимы? Неужели у природы именно такой гардероб? А другие наряды там есть?
  • Как ты думаешь, какое время года больше всего любит сам Дмитрий Кедрин? (Зиму). Почему? ( В стихотворении четыре строки посвящены зиме, он называет ее красивыми словами: румяная зима, щеголиха)
  • Найди в стихотворении рифмы. Точно ли повторяются окончания рифмующихся слов? Такие рифмы называются «рифмы-созвучия», или «неточные рифмы».
  • Как вы думаете, в чем особенность этого стихотворения? (Времена года представлены как люди).
  • Если поэт видит в неживом предмете черты человека, то есть видит «лицо» скалы, тучи, ветра… - он создает о-лице-творение.
  • Каково настроение этого стихотворения? (Праздничное, веселое).
  • Давайте подумаем, как мы будем читать это стихотворение (Бодро, весело).

Чтение стихотворения в исполнении некоторых учащихся.

Затем учащиеся выписывают на листочках образные слова и выражения, которыми автор характеризует каждое время года.

8. Работа с картинами Левитана.

- Мы приехали в королевство Живопись, где подданными являются художники. Давайте посмотрим на картины, написанные русским художником-пейзажистом И.И. Левитаном.

  • Весна - большая вода.
  • Березовая роща.
  • Золотая осень.
  • Март.

А) Какое время года изображено на этой картине?
Б) По каким приметам вы это узнали?
В) Какие краски преобладают на картине?
Г) Какое настроение вызывает картина? Что вы чувствуете, глядя на картину?
Д) Какая из картин этого художника тебе особенно понравилась? Почему?

В конце работы учащиеся выбирают цвета, которыми художник изображает каждое время года.

9. Работа с музыкальным произведением «Времена года».

- А теперь мы очутились в царстве Музыки, где подданными являются композиторы. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский написал музыкальные пьесы под названием «Времена года».

  • Апрель. Подснежник.
  • Июль. Песня косаря.
  • Октябрь. Осенняя песня.
  • Декабрь. На тройке.

А) Прослушайте музыку. Расскажите нам, что вы увидели, слушая ее.
Б) Как вы догадались, какое это время года?
В) Объясните настроение музыки.
Г) Какая пьеса вам больше понравилась?

Дети на листочках выписывают слова, которыми композитор характеризуют настроение каждого времени года.

10. Экспромт-этюд.

Используя весь материал, который записан у них на листочках, дети должны написать сочинение или стихотворение о любимом времени года.

Весна

Лето

Осень

Зима

Тепло
Тает снег
Бегут ручьи
Появились листочки
Все зеленое
Птички поют
Жарко
Цветут цветы
Все купаются
Идет дождь
Листья падают с деревьев
Ветер дует
Грустно
Все серое
Идет снег
Холодно
Все белое
Снежинки падают
  Кафтан зеленый
Отсвистели жаворонки всласть
В шубу желтую одета
По лесам с метелкою прошлась
Рачительная хозяйка
Снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке
Русская румяная зима
«Весна - большая вода».
Серый
Голубой
«Березовая роща»
Зеленый
Белый
«Золотая осень».
Желтый
Золотой
Красный
Оранжевый
Синий
«Март».
Голубой
Белый
«Апрель. Подснежник».
Радость
Пение птиц
Цветет подснежник
Стало тепло
«Июль. Песня косаря».
Радость
Весело
Пение птиц
Запахи травы
«Октябрь. Осенняя песня».
Радость
Грусть
Красота
Лай собак
«Декабрь. На тройке».
Радость
Звон колокольчиков
Скрипит снег

11. Закрепление.

- С какими произведениями сегодня мы познакомились?

- Что объединяет эти произведения? (Они посвящены временам года)

- С помощью чего можно изобразить картины природы, передать настроение человека? (С помощью слов (литература), красок (живопись), звуков (музыка)).

По ходу урока заполняем таблицу о специфике видов искусства

Литература

Живопись

Музыка

-

Виды искусства

Поэт

Художник

Композитор

-

Творцы

Слова

Краски

Звуки

-

Средства выразительности

Чувства

-

Чувства

- Благодаря знакомству с этими произведениями мы с вами смогли более красочно и полно представить увиденное поэтом, композитором и художником.

12. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть

- Спасибо за работу! До свидания!