Формирование направленности на профессию учителя средствами иностранного языка

Разделы: Общепедагогические технологии


Как никогда школе сегодня необходим творческий, профессиональный, компетентный учитель. Хотя педагогические специальности не считаются престижными, никто не отрицает важности и ценности качественного образования. Многие абитуриенты, подающие документы на ту или иную педагогическую специальность, не хотят работать учителями и воспитателями подрастающего поколения. В этой связи задача преподавателя, работающего со студентами - будущими учителями - пробудить у них интерес, ответственность, положительное отношение к будущей профессии.

Поддержание интереса студентов к профессии происходит в процессе формирования у них профессионально важных качеств и воспитания идеала. Нам кажется, что личный пример учителя, изучение биографии знаменитых педагогов на занятиях по иностранному языку повысят культурный и профессиональный уровни студентов. Анкетирование, проведенное среди студентов І курса, показывает, что у каждого опрошенного есть любимый школьный учитель. Мы считаем, воспитание идеала нужно начинать именно с личности любимого учителя. Хотите ли Вы походить на своего любимого учителя? Какие личностные и профессиональные качества характера любимого учителя у Вас уже есть? Над чем нужно работать, чтобы быть таким же, как Ваш любимый учитель? Хотите ли Вы, чтобы Вас также любили Ваши ученики? Ответы на эти вопросы заставят студентов задуматься о правильности выбора профессии и сделать соответствующие выводы. Уверенность в верном избрании своей будущей профессии поможет им преодолевать трудности учебы. Следовательно и преподаватели вуза смогут осуществлять продуктивное профессионально-направленное обучение.

В самом общем значении под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и определяющих ее избирательность и активность. Направленность личности характеризуется ее убеждениями, идеалами, интересами, склонностями, в которых выражается мировоззрение человека. В своей структуре эти виды направленности содержат потребности, установки, отношения.

Многие исследователи утверждают, что профессиональная направленность личности тесно связана с системой мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности, проявляющуюся в конкретных ситуациях выбора профессиональной деятельности.

Формирование направленности на профессию учителя - это знания, умения, навыки по педагогике и психологии, а также направленность на педагогическую деятельность, которая проявляется через отношения человека к другому человеку, его готовность к общению, взаимодействию. В нашем случае - это готовность к общению и взаимодействию с детьми.

Личность осознанно проявляет себя и свой потенциал через самоутверждение. Личность раскрывается наиболее полно в том, что для нее особенно важно, значимо, к чему она стремится особенно сильно и настойчиво. Поэтому чем более полно и целеустремленно человек будет проявлять и утверждать себя в профессиональной сфере, тем больших результатов он добьется. Чем энергичнее борется за осуществление своего профессионального самоутверждения, тем выше он поднимется в своем профессиональном становлении, своей профессиональной зрелости.

Важно формировать у студентов - будущих педагогов следующие профессиональные качества: самостоятельность и критичность мышления, интеллигентность, критическое отношение к себе, любовь к детям, детскость, высокую культуру чувств, развитое чувство юмора, креативность и многие другие. Остановимся на некоторых из них. Кто как не мы, преподаватели, своим личным примером и средствами своего предмета будем воспитывать, развивать данные качества. На современном этапе подготовки студентов к педагогической деятельности, приобретение специальных знаний по предмету необходимо в тесной связи с развитием профессионально-личностных качеств. Например, на занятиях по английскому языку самостоятельность и критичность можно развивать, анализируя различные ситуации из диалогов. Основная тема диалога “At School”: кто бросил жвачку на пол? Ученики сваливают вину друг на друга, учитель пытается выяснить, кто виноват. Тема очень актуальная как для школы, так и для вуза. Студенты выражают отношение к жевательной резинке с точки зрения жующих ее и с точки зрения воспитателя, учителя: как бы они поступили, если бы это были их ученики. Критикуя совсем незнакомых детей, они критикуют самих себя, а значит, самостоятельно делают правильный вывод о невозможности использовании жевательной резинки на уроке или другом месте.

Интеллигентность можно воспитывать через изучение правил речевого этикета английского и русского (родного) языков: как правильно поздороваться, выразить радость или удивление при встрече, поздравить с праздником и вручить подарок, попросить прощения, похвалить, попросить об одолжении, выразить сочувствие или соболезнование и др. Молодые люди порой не умеют правильно общаться на родном языке. Иностранный язык в данном случае выполняет культурообразующую функцию.

Изучая тексты, диалоги, описывающие чувства и поведение детей, ставя себя на место   ребенка и на место воспитателя, студенты легче поймут детские капризы, слезы, неповиновение. Так, например, чтение отрывка “Val’s perfect crime” из книги E.Stuckly “Magnolia Buildings”, помогает понять, что заставило мальчика-подростка совершить преступление, и описывает переживания взрослых за детей; как правильно поступать в подобных ситуациях.

Юмор как средство педагогического воздействия повышает эффективность воспитательного воздействия. Задача преподавателя - научить студентов понимать шутку и не обижаться на нее, шуткой отвечать на шутку. В этом поможет слушание, чтение юмористических рассказов, анекдотов на английском языке.

Креативность, увлеченность, вдохновение, энтузиазм совершенствуют мастерство, профессиональные качества человека. Для будущего учителя они особенно важны. При выполнении задания на развитие навыков говорения, по грамматике, фонетике особое внимание уделяется не только выполнению упражнений, данных учителем, но и составлению студентами своих собственных заданий: кроссвордов и ребусов на закрепление лексического материала, игр на повторение грамматики; сочинению стишков, считалок, скороговорок на отработку звуков.

Особое значение имеет микроклимат в группе, взаимопонимание преподавателя и студентов. От этого зависит эффективность профессионально-направленного обучения за счет раскрытия психологических ресурсов и личностного потенциала обучаемых, их способностей, чувства личностной свободы. Преподаватель поддерживает процессы целеустремления и целеосуществления своим добрым, ласковым словом. В каждой группе есть студенты, имеющие большие трудности при изучении иностранных языков. Для того, чтобы они желали достичь высокого уровня знаний, мало просто хорошо объяснять и закреплять грамматический, лексический, фонетический материал. Слабым студентам нужна моральная психологическая поддержка: “Ты не знал английский язык, это осталось в прошлом. Здесь мы все повторяем, изучаем заново. Сейчас у тебя есть шанс выучить язык. С каждым днем ты знаешь английский язык все лучше и лучше. Английский язык - один из самых красивых языков в мире. На нем говорит большая часть людей. И ты говоришь на этом языке. Это легко, просто. У тебя есть желание изучать, значит, ты его знаешь”. Такое внушение можно проводить в начале каждого занятия, пока в этом есть необходимость. Кроме того, свои страхи перед английским языком студенты могут нарисовать на листе бумаги и сжечь его, как это делают маленькие дети.

Понимание всего этого ведет к эффективным и системным действиям по формированию этих качеств в условиях современного уровня развития информации. Профессиональной необходимостью в гуманитарной области становится такое мышление, которое обеспечивает не знание - знакомство с теорией предмета, и не знание - репродукцию, а то, что наряду с требуемым объемом знаний студент приобретает способность решать практические задания и может творить новые знания, умения, навыки.

В настоящее время подготовка личности, умеющей активизировать свой потенциал, проявлять компетентность, связывать свои действия с ожидаемым результатом, видеть проблемы, развивать профессиональное мастерство, играет огромную роль в формировании профессионального учителя. Кроме того, необходимо осознание значимости своего “Я” в собственной судьбе, умение адекватно оценивать сложившиеся жизненные и профессиональные события.

Заметный вклад в культуру умственного труда обучающихся вносит учебный предмет “Иностранный язык”, развивая такие специфические учебные умения, как умение пользоваться двуязычными лингвистическими словарями, грамматическими справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий. Работа с такой литературой приучает студентов к самостоятельности, создает предпосылки для развития потребности в самообразовании.

Несомненно благотворное влияние изучения иностранного языка на культуру общения и на речевую деятельность на родном языке. Например, формирование речевых умений на иностранном языке способствует развитию всех уровней речевой способности обучающихся: слуховых, зрительных и моторных ощущений. Студенты учатся планировать своё речевое поведение, соотносить цели каждого поступка с выражаемым содержанием и имеющимися языковыми средствами. Работа над текстом учит вдумчиво относиться к чтению книги вообще. Упражнения на составление плана, тезисов к тексту, теме, рассказы по плану или рисунку развивают навыки логичного изложения своих мыслей. Всё это содействует повышению речевой культуры. Следовательно, изучение иностранного языка положительно влияет на совершенствование владения родным языком как в широком (культура речевого общения), так и в более узком плане (вдумчивое пользование средствами родного языка).

Владение иностранным языком обеспечивает возможность знакомства с достижениями в профессиональной области за рубежом. Причем эта функция осуществляется через организацию всего учебного процесса, содержание самого учебного материала, его направленность, а также через методы введения этого материала и формы взаимодействия преподавателя и студентов в учебном процессе. Здесь достижение дальней стратегической цели - профессионального развития - будет тесно связано с достижением ближних тактических целей, связанных с овладением иностранным языком. Поэтому устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения иностранным языком. При этом иностранный язык является средством количественного и качественного повышения знаний из профессиональной области, а это влечет за собой желание овладеть этим средством.

В основе организации производства и общественных отношений, сферы управления и сферы обслуживания лежит умение общаться, что и является целью обучения иностранному языку - обучение общению. Коммуникативное обучение предполагает организацию процесса обучения как модели процесса общения. Поэтому сегодня иностранный язык, как никакой другой предмет программы, может способствовать повышению культуры общения будущих учителей. Занятия иностранного языка становятся занятиями обучения общению посредством общения. В процессе обучения студенты учатся технике общения, его операционной стороне, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, способностью быть речевыми партнерами. Умения общаться, налаживать контакты с другими людьми, инициативность, доброжелательность, тактичность являются одними из наиболее профессионально значимых качеств современного учителя. "Иностранный язык, - по мнению И.А.Зимней, - единственный предмет, в процессе обучения которому преподаватель может позволить себе целенаправленно учить культуре речевого общения взрослого человека" (4).

Используя аспекты иноязычной культуры, можно формировать и развивать необходимые стороны психолого-педагогической и общегуманитарной культуры, а также необходимые профессиональные качества. Основой для построения комплексной модели профессиональной подготовки учителя являются антропологические идеи, психологическая компонента и духовно-ориентированный подход. Атмосфера доверия, доброжелательности, желания студентов - будущих учителей осваивать иноязычную культуру являются наиважнейшими условиями для реализации такой модели.

Фактически каждая профессионально-направленная учебная дисциплина оказывает воздействие на формирование операциональной стороны деятельности и на формирование личности будущего специалиста. Надежным инструментом в управлении процессом профессионально-направленного развития может служить отбор содержания учебных материалов с учетом его влияния на разные стороны развития.

Ведущими принципами при структурировании содержания обучения являются:

  • соответствие современному уровню науки, техники, технологии;
  • профессиональная направленность;
  • взаимосвязь общеобразовательных и специальных компонентов содержания образования.

Особенно важно формировать содержание обучения таким образом, чтобы оно само и организация учебного процесса оказывали формирующее влияние не только на операционально-практическую, но и на мотивационную сферу деятельности. Учитывая, что они взаимосвязаны и в целом составляют нравственно-психологическую направленность личности, следует предусматривать раннее включение студентов в профессиональную или близкую к ней деятельность.

Таким образом, обучение в вузе должно быть осмысленно и системно, должно представлять целенаправленный процесс формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности и профессиональному росту. Формирование личности будущего учителя, овладевающего профессией, ее многосторонними особенностями, целями и требованиями, развитием речи, умением владеть собой, можно и нужно проводить на занятиях иностранного языка.

Используемая литература:

  1. Байрамова Э.И. Формирование профессионально-педагогической направленности личности старшеклассника средствами социальной культуры: Дис. канд. пед. наук. - Казань. - 2002.
  2. Масленникова В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. доктора пед. наук. - Казань. - 1996. 32 с.
  3. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ. - 1960. - C.18.
  4. Рогова Г.В. Цели и задачи обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. - М.: Русский язык. - 1991. - С.75-83.
  5. Турбовской Я.С. Концепция высшего профессионального педагоического образования. // Мир образования - образование в мире. М. - 2002. - №4.