Роль народных праздников в образовательном процессе начальной школы

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с народным праздником Сретенье.

Задачи:

  1. формировать знания о традициях зимних праздников, на основе разучивания игр, песен о зиме;
  2. развивать внимание и наблюдательность;
  3. воспитывать интерес к историческому прошлому народа.

Оборудование: альбом, краски, земледельческий календарь

Структура занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Знакомство с новым материалом.
  4. Творческая работа.
  5. Закрепление.
  6. Подведение итогов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

У. Здравствуйте дети. Я рада снова видеть вас. Нарисуйте в альбомах свое настроение. (Учащиеся рисуют свое настроение в альбомах)

2. Актуализация знаний учащихся.

Работа над стихотворением.

О чем задумался, Февраль,
Забыв метельные забавы?
Притихла снеговая даль
Ей слышно: шевелятся травы.
Еще немного — и ручьи
С веселым гомоном прольются,
Вернутся шумные грачи,
Дни соловьиные вернутся.

У. Послушайте стихотворение. О чем оно?

Д. О месяце феврале. Он задумался, загрустил.

У. Как вы догадались?

Д. В стихотворение у него спрашивают, про состояние погоды в феврале.

У. Совершенно верно. Как вы думаете, почему этому месяцу грустно?

Д. Он чувствует, что приходит весна и скоро его место займет март.

У. Верно. У русского народа есть такой праздник Сретение — зима с летом встречается. Сегодня мы говорить об этом народном празднике.

Физкультминутка

Теплый ветер гладит лица, (руками к лицу)
Лес шумит густой листвой, (хлопки над головой)
Клен нам хочет поклониться, (наклон вперед)
Дуб качает головой (наклоны в стороны).

3. Знакомство с новым материалом.

У. Сретенье — это первый праздник, напоминающий о весне после зимних холодов, потому что, по поверьям наших предков, именно в этот день Зима встречается с Весной. Этот праздник, посвященный весеннему солнышку, празднуют 15 февраля.

а) Рассказы детей.

С этого дня погода могла преподносить самые разные сюрпризы — то сретенские морозы, то сретенские оттепели. Но не только причудами погоды славен праздник. В этот день во многих странах издавна праздновали веселый карнавал — праздник Солнца и света. Обычно ребятишки выбегали на "сугробы" закликать солнышко.

У. Я вам предлагаю выучить одну небольшую закличку.

Солнышко - батюшко,
Покажись, покажись!
Из-за гор - горы
Поднимись, поднимись!
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Солнышко, солнышко, (поднимают руки вверх, приветствуя светило)
Выкатись на бревнышко! (делают руками круг над головой)
Сделай тепло, всем светло! (наклоняют круги из рук вправо и влево)
Дай нам мотыльков! (имитируют руками взмах крыльев бабочки)

б) Рассказ учителя.

У. Считалось, что после такой песни Зима уже не сможет заморозить Весну, только румянца ей добавит. Но на всякий случай, чтобы она не вернулась, говорили особые слова:

Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
Кулик! Кулик! Замыкай Зиму,
Отпирай Весну, тепло летечко.

У. В этот праздник было принято кататься на санках, пировать. С гор без страха летели на санях дети и взрослые, так как считалось, что соприкосновение с землей приносит счастье и богатый урожай.

У. Основной обычай праздника встречи весны — это гадание на погоде. Испокон веку люди следили, какая в этот день погода, и делали свои выводы.

в) Работа с приметами.

У. На столе лежат у вас приметы праздника Сретенье. Каждой группе одна примета. Объясните значение этих примет.

На Сретенъев день снежок — весною дожжок (дождь).
Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно.
На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов, если в полдень — средних, если к вечеру — поздних.
(Выслушивается мнение каждой группы.)

У. По погоде в Сретенье судят об урожае трав, для чего бросают поперек дороги палку и наблюдают: если снег заметет ее, то и корм для скота "подметет", т. е. травы будет мало.

В Сретенье капель предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев. По этой примете родился обычай: садовники, придя из церкви от заутрени, трясут деревья руками, чтобы были с плодами.

4. Творческая работа.

У. Сретенье праздник особенный. На улице еще зима, а люди радуются наступлению весны. А Зима-проказница не хочет уступать место Весне, борется с ней. Борьбу Весны и Зимы чаще всего описывают в сказках. Сегодня я вам предлагаю придумать написать разговор между Зимой и Весной. Покажите, как они между собой спорят. (Дети записывают разговор в альбомах, учитель предлагает инсценировать полученные эпизоды.)

5. Закрепление.

Работа с таблицей.

У. С каким народным зимним праздником мы сегодня познакомились? Почему его так назвали?

Д. Сретение. Встреча зимы с весной.

У. Занесем его в наш календарь

Рисунок 1.

У. Посмотрите, с какими народными праздниками мы познакомились? Вспомним, какие народные праздники нам известны.

Д. Рождество, Новый год, Крещение, Масленица.

У. Чем праздники Рождество, Новый год, Крещение похожи? Чем они отличаются?

У. Занесем наши особенности этих праздников в таблицу.

Дата Праздник Пища Развлечение
7 января Рождество Сладости, сочиво Колядование
14 января Новый год Разные яства Игры, песни, пляски
19 января Крещение Пироги, пряники Гадания
15 февраля Сретение Разные яства Заклички, катание с горы
30 февраля Масленица Блины Катание с ледяных гор, балаганы

6. Подведение итогов.

У. Что нового вы узнали? С чем познакомились? Понравилось ли вам занятие? Нарисуйте свое настроение.

Список используемой литературы

  1. Зыбылин М.К. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия" — М.: Автор, 1992. — 450с.
  2. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. —Ярославль.: Академия Холдинг, 2000. — 160с.
  3. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост. А.Ф. Некрылова. —М.: Правда, 1981.—87с.
  4. Миловский А.С. Песнь — жар птицы: Рассказы о народных праздниках. — М.: Детская литература, 1987.— 190с.