Урок систематизации знаний по теме: "Атмосфера"

Разделы: География


Приемы технологии критического мышления: кластеры, синквейн, ключевые слова.

Цели урока:

  • систематизировать знания по теме “Атмосфера”;
  • развивать у учащихся умение критического анализа информации,
  • способности ее систематизации , оценки.

ХОД УРОКА:

1. Организационная часть урока.

На доске записана тема, таблицы, ключевые слова.

2. Введение в тему. Стадия вызова.

Настанет время, когда космонавты покинут околоземные орбиты и пустятся в странствие по просторам Вселенной. И как моряк, возвращаясь из дальнего плавания , ловит тот миг, когда сквозь голубую дымку горизонта прорежется полоска суши, так пилоты межзвездных кораблей будут всматриваться в черный бархат космической бездны , стремясь увидеть родную планету.

Наверное, он очень красив ,если смотреть из дальнего космоса ,мягко светящийся голубой шар, очертания которого размыты сияющей дымкой . Эта дымка отгораживает нашу планету от космоса . Она бережет планету от губительных излучений вселенной ,от смертоносных колебаний температуры , которые несет в космос смена дня и ночи .Она поддерживает неугасимый огонь жизни , питая его кислородом.

Прочно – легкая на вид , она становится грозной преградой для пришельцев из космоса . В ней бесславно сгорают “каменные гости” - метеориты .

Это атмосфера. Воздушная оболочка нашей планеты - ее космическое предместье.

Что же такое атмосфера? Над этим вопросом уже более 200 лет работают ученые. За это время собраны обширная информация . С частичкой накопленного знания мы с вами познакомились.

Вопрос к классу(погружение в тему).

Назвать ключевые слова , которые позволять полнее представить тему “Атмосфера”.(Слова записаны на доске)

Оказывается сколько мы знаем, но наши мысли еще пока громоздятся, я предлагаю их оформить в определенном порядке ,т.е. построить кластеры. (Кластер(гроздья)-выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке. Правило простое. Рисуем модель солнечной системы: звезды, планеты, спутники. В центре звезда – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, соединяемые по прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников - свои.)

3.Стадия осмысления.

Работа по группам. Каждая группа работает над своей веточкой.

Темы:

1.строение атмосферы;
2. состав атмосферы;
3.осадки;
4.облака;
5.ветер;
6. воздушные массы.

Итогом работы будет презентация схемы одним из членов группы.

Класс работает в своих индивидуальных схемах , добавляет , исправляет докладчиков .

Презентация.

Итог : на доске собрался “ кластер” - “Атмосфера”.

Подведение итогов.

Д\З

Одна “веточка” в индивидуальных схемах оказалась незаполненной. Подумать ,что можно еще вынести в схему.

Синквейн

(Синквейн ( пять) стихотворение их 5 строк, которое строится по правилам.
1 строка-тема называется одним словом.(существительное)
2 строка- это описание темы из 2-х слов(прилагательные)
3 строка – это описание действия в рамках этой темы 3 слова.
4 строка- это фраза из 4 – слов, показывающая отношение к теме.
5 строка- это синоним из одного слова, которое повторяет суть темы.)

Со словом "атмосфера".(Работа ведется по группам ) Результат работы - общий синквейн со всеми словами, которые подобрали группы.

Атмосфера
Газообразная , прозрачная
Защищает, предохраняет, сохраняет
Верхняя оболочка Земли.
Воздух

Лист контроля.

Успешно справились с работой ,систематизировали знания по теме “Атмосфера”,но проверить, как вы усвоили материал мне поможет мини-тест , который есть на листе контроля. Вы также отобразите настроение и то, как вы оцениваете совместную работу, знания, приобретенные за сегодняшний урок .

Лист контроля по теме: “Атмосфера”

1. Какое значение для тебя имеют знания, умения полученные на уроке? +++ - очень важное

++ - важное

+ - не очень важное

 
2. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания? +++ - глубокие

++ - осознанные

+ - неосознанные

 
3. С каким настроем ты изучал материал? +++ - было интересно

++ - не очень интересно

+ - не интересно вообще

 
4. Как оцениваешь свою деятельность? +++ - отлично

++ - хорошо

+ - удовлетворительно

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1.

СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ.

Цели работы:

  • повторить понятия : тропосфера , стратосфера, мезосфера и термосфера;
  • закрепить знания о характерных особенностях слоев;
  • объяснять причины выделения слоев в атмосфере ;
  • закрепить умения строить “кластеры”.

РАБОТА В ГРУППЕ.

(выполнить следующие задания)

1 задание: вспомнить, из каких слоев состоит атмосфера (названия слоев), последовательность расположения ;

2 задание : собранную информацию из задания №1. оформить в виде кластера.(Смотреть схему на листе ватмана).

3 задание: вставить пропущенные слова в предложении.

(В случае затруднения обратиться к учебнику стр. … )

4 задание: подготовиться к защите работы.

Мы знаем ,что атмосфера имеет несколько слоев .Каждый слой имеет ряд особенностей. В ____________ формируется погода Земли , здесь сосредоточены все живые организмы . В ___________________(слой) концентрируется ____________(вещество). Его тонкая пленка поглощает ультрафиолетовые лучи, губительные для всего живого. В высоких слоях из – за большой разреженности воздуха возникает___________ сияние.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2

СОСТАВ АТМОСФЕРЫ.

Цели работы:

  • повторить понятия : азот, кислород, углекислый газ;
  • закрепить знания о соотношении газов в атмосфере ;
  • объяснять причины современного состава атмосферы ;
  • закрепить умения строить кластеры.

РАБОТА В ГРУППЕ:

1 задание : вспомнить из каких газов состоит атмосфера ( название газов), их соотношение ;

2 задание: собранную информацию о газовом составе атмосферы оформить в виде “ кластера” (Смотреть лист ватмана)

3 задание вставить пропущенные слова в предложениях. (В случае затруднения обратиться к учебнику стр.___)

4.задание: подготовится к защите работы.

Мы вспомнили ,что воздух - это газообразное тело . Он состоит в основном из смеси двух газов - _______(78%) и ________(21%).Оставшийся 1% приходится на другие газы , в том числе и на _________ газ.

Состав атмосферы менялся на протяжении исторических этапов развития Земли. В настоящее время в результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение атмосферы . Последствия : _________ дыры, __________ эффект,________ дожди.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА№3.

ОБЛАКА.

Цели работы:

  • повторить понятия :
  • облачность ,конденсация ,виды облаков (слоистые ,перистые , кучевые);
  • закрепить знания о важной характеристики погоды – облачности ;
  • объяснять причины появления облаков ;
  • продолжить формировать умение строить кластер.

РАБОТА В ГРУППЕ:

1 задание: вспомнить основные виды облаков ;

2 задание: собранную информацию об основных видах облаков оформить в виде “ кластера”.(Смотреть лист ватмана)

3 задание :вставить пропущенные слова (В случае затруднения обратиться к учебнику стр. )

4 задание : подготовится к защите работы.

Мы вспомнили ,что облака образуются так : поднимаясь вверх с поверхности океанов , влажный воздух _____________( что делает) , водяной пар ,содержащийся в нем, __________________ ( что делает) .

Получаются капельки ____________,которые сливаются вместе , образуя _________( что ).

Облака самые низкие или, как говорят, тяжелые ,облака – слоистые . Они располагаются не выше ____км. На высоте до 8 км. Можно наблюдать более легкие __________. Самые высокие и легкие ______ облака, расположены на высоте 8 -18 км.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА№4

ВЕТЕР.

Цели работы :

  • повторить понятия :
  • разность давлений ,бриз ,муссон, постоянные ветры;
  • закрепить знания о причинах возникновения ветра ;
  • объяснить причины формирования пассатов ,западных ветров бризов , муссон;
  • продолжить формировать умения строить кластеры.

РАБОТА В ГРУППЕ.

1 задание : вспомнить основные виды ветров, причину их образования;

2 задание : собранную информацию по видам ветров оформить в виде “кластера”.(Смотреть схему на листе ватмана);

3 задание: вставить в предложения пропущенные слова. (В случае затруднения обратиться к учебнику стр. ____)

4 задание: подготовится к защите работы.

Вода и суша нагреваются по –разному , это влечет за собой разность _________ (чего).

Ветер всегда дует из области ______________ давления в область __________давления .

Бриз меняет свое направление 2 раза в сутки : днем и ночью ; муссон – 2 раза в ________. Причина возникновения бриза и муссона в том ,что океан и суша , по – разному __________ и остывает ,то причина возникновения постоянных ветров Земли - в чередовании областей низкого и _________ давления на земном шаре , вследствие различного нагрева его поверхности Солнцем.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА№5.

ОСАДКИ.

Цели работы :

  • повторить понятия :
  • атмосферные осадки: дождь , снег , роса, иней , град;
  • закрепить представления об атмосферных осадках ;
  • объяснить причины возникновения осадков;
  • формировать умение строить кластеры.

РАБОТА В ГРУПЕ.

1 задание :вспомнить основные виды осадков ;

2 задание : собранную информацию по основным видам осадков оформить в виде кластера;

3 задание: допиши предложение (в случае затруднений обратится к учебнику стр. _____)

4 задание : подготовится к защите работы.

Дождь ,снег, град – вся вода в твердом и ____________ состоянии , которая выпадает из облаков , называется атмосферные ___________. Однако , осадки выпадают не только из облаков , но и из воздуха - роса и _______. Они образуются потому ,что после захода солнца , земля и поверхность растений быстро _____________, и воздух соприкасаясь с поверхностью земли , _________________.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА№6.

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ.

Цели работы :

  • повторить понятия : воздушная масса, виды воздушных масс(экваториальная, умеренная, тропическая, антарктическая );
  • закрепить знания о свойствах воздушных масс;
  • объяснить причины формирования воздушных масс;
  • продолжить формирование умения строить кластеры

РАБОТА В ГРУППЕ .

1 задание : вспомнить основные виды воздушных масс (ВМ).

2 задание : собранную информацию по основным видам воздушных масс оформить работу в виде   кластера.

3 задание: вставить пропущенные слова.

4 задание : подготовиться к защите работы.

Воздушные массы – это подвижные части ______________(слой), отличающиеся друг от друга свойствами :__________ и ____________ (какими). АВМ- формируются в полярных областях Земли , _____и ____(свойства).  УВМ - температура и влажность , отличается по _____________ года. ТВМ – имеют ________ температуру , но влажность ________(какая). ЭВМ – в течение всего года ,___________ и __________ ( свойства ).