Интегрированный урок изобразительное искусство + история "Путешествие по древнему Керамику"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цели урока:

  • обобщить знания по древнегреческой мифологии;
  • дать представление об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, ее роли и значении в жизни общества, научить различать по стилистическим особенностям красно- и чернофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента;
  • совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении декоративных заданий;
  • реализовывать полученные знания и умения в парной форме работы;
  • продолжить формирование познавательного интереса пятиклассников к истории Древней Греции, специальных умений учащихся (работа с картой, ответы на вопросы по содержанию видеофрагментов, объяснение значения понятий, составление описания предметов быта, произведений искусства);
  • развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.

Оборудование:

  • таблицы “Виды греческой керамики”, “Древнегреческий орнамент”, “Краснофигурная и чернофигурная керамика”, “Одежда и прически древних греков”;
  • карта “Греция в IV веке до н. э.” (изд-во “Дрофа”);
  • фрагменты видеофильма “Исчезнувшие цивилизации: Греция”;
  • силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона и бумаги.

Продолжительность урока – 2 часа. В течение урока предусмотрено проведение физкультминутки.

Ход урока

Учитель истории. Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в Древнюю Грецию. Но сначала вы должны ответить на вопросы о географическом положении Греции. На какой материк нам нужно переместиться?

Ученики. Евразия.

Учитель истории. На каком полуострове расположена Древняя Греция?

Ученики. На Балканском полуострове.

Учитель истории. Какие географические объекты помогут нам уточнить местоположение Древней Греции?

Ученики. Моря – Эгейское, Ионическое, Критское.

Учитель истории. В какой части Греции находится город Афины?

Ученики. Аттика.

Учитель истории. Итак, мы в конечной точке нашего путешествия.

Показ фрагмента видеофильма о древних Афинах (2,5 мин.).

Учитель истории. “Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!” – так сказал древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но он был прав. Почему?

Ученики. Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, театр), произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы) и статуя Зевса работы Фидия) и т. д.

Учитель истории. Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик.

Учитель изо. От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово “керамика”. Что означает это слово?

Ученики. Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.

Учитель изо. Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.

Греческие сосуды были очень разнообразны по форме. Овальные амфоры (рисунок 1) с узкой шейкой и двумя ручками для хранения вина, зерна, растительного масла и меда. Изящные гидрии (рисунок 2) – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать их на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы. Объемистые кратеры (рисунок 3) с широким горлом – для вина смешанного с водой, обычного напитка греков. Плоские, с ножкой и двумя ручками, килики (рисунок 4) – чаши для питья. Высокие, удлиненные лекифы (рисунок 5) – для душистого масла, и еще многие другие кувшины и чаши.

   

Рисунок 1 

     

Рисунок 2

           

  Рисунок 3

   

 

      

         Рисунок 4      Рисунок 5 

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта (рисунок 6). Очень распространен был меандр (рисунок 7) – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр.

 

Рисунок 6

 

 

Рисунок 7

Любили греки изображать волну (рисунок 8), бутон лотоса (рисунок 9).

 

Рисунок 8

 

 

Рисунок 9

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

Рассмотрим на таблицах, как изображали древние греки одежду.

Сообщение ученика. Нижней одеждой служил хитон. Была мода на короткие льняные хитоны для мужчин (рисунок 10) и длинные, доходившие до пят, хитоны для женщин (рисунок 11), которые обязательно опоясывались или под грудью или на талии. Гомер, описывая одеяния женщин, употребляет эпитет “прекрасно опоясанные”.

С Востока в Грецию пришла и верхняя одежда – гиматий (рисунок 12), прямоугольной, продолговатой формы плащ, набрасывавшийся таким образом, чтобы он опускался от шеи широкой стороной. Он прикрывал все тело до лодыжек, оставляя свободной правую руку. Чтобы это одеяние не топорщилось, к его нижнему краю прикреплялись кисточки с вшитыми в них свинцовыми шариками.

Рисунок 10         Рисунок 11

 

Рисунок 12              Рисунок 13

Короткий гиматий греки называли хламидой (рисунок 13), ее носили молодые аристократы, ездившие верхом.

 

 

Рисунок 14          Рисунок 15    

Обувь древних греков – сандалии (рисунок 14) и кожаные башмаки (рисунок 15), которые часто подшивали мехом для тепла. Многие ходили босиком почти все время, особенно дома.

Пешие воины – гоплиты (рисунок 16) – надевали кирасу из кожи и бронзы, бронзовые поножи, которые защищали ноги ниже колена. Гоплит имел длинное копье и короткий железный меч. Щиты были большими и круглыми, чтобы защитить тело от шеи до колен. Афиняне помечали свои щиты буквой “А” или знаком своей семьи. Шлемы воинов (рисунок 17) ковались из бронзы и сверху украшались гребнем из конских волос.

А теперь немного о древнегреческих прическах. У женщин (рисунок 18) волосы были длинными, обычно зачесанными наверх. В моде были волнистые и кудрявые головки, прическа удерживалась лентами, шарфами, сетками. А у мужчин (рисунок 19) волосы могли быть длинными и короткими, иногда перевязанными вокруг головы лентою. Некоторые мужчины носили бороды.

 

Рисунок 16

           

  Рисунок 17

 

  Рисунок 18

 

Рисунок 19

Учитель истории. Какие сюжеты чаще всего изображались на вазах?

Ученики. Бытовые и мифологические.

Учитель истории. Объясните понятие “миф”.

Ученики. Миф – это сказание, повествование о происхождении богов и мира, об отношениях богов и людей, о героях.

Учитель истории. Какие циклы мифов вы знаете?

Ученики перечисляют циклы мифов о богах и героях.

Учитель истории. Кто из греческих богов был самым великим?

Ученики. Зевс.

Учитель изо. Откройте учебник истории Древнего мира на странице 146. С какими символами или атрибутами власти изображали Зевса?

Ответы учащихся.

Учитель изо. Обратите внимание, как изображена молния. Чем она отличается от привычного для нас изображения молнии?

Ответы учащихся.

Учитель истории. Какой богине поклонялись ученые, философы, ремесленники Древней Греции?

Ученики. Афине.

Учитель изо. Обратимся к иллюстрации на странице 146. Почему ученые-историки, которые создавали учебник, рассматривая изображение на вазе, решили, что это богиня Афина?

Ответы учащихся.

Учитель истории. Боги в мифах постоянно вмешивались в жизнь людей, и изображались они так же, как и люди. Сейчас мы посмотрим фрагмент видеофильма, где показано, какими представляли богов древние греки.

Показ фрагмента видеофильма о древнегреческих богах (1,5 мин.).

Учитель истории. Кроме богов мифы были посвящены героям. Назовите их.

Ученики называют героев древнегреческих мифов (Тезей, Персей, аргонавты, Геракл и т.д.).

Учитель изо. Как обычно изображали Геракла?

Ответы учащихся.

Учитель изо. Мы рассмотрели, что изображалось на керамике. А теперь давайте представим себе, как в большой мастерской художники и подмастерья работают под руководством гончара, являющегося и собственником и главным специалистом своего заведения. Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина. Вот о чем просили ее мастера.

Ученик:

Внемли молитвам, Афина,
Десницею печь охраняя.
Дай, чтобы вышли на славу
Горшки и бутылки и миски!
Чтоб обожглись хорошенько
И прибыли дали довольно.

Учитель изо. В мастерской ремесленника изготавливали вазы разных стилей. Перед вами две вазы, вышедшие из мастерской древнегреческого гончара. Посмотрите, по форме они похожи, а чем они отличаются друг от друга?

Ответы учащихся.

Учитель изо. Фон вазы оранжево-красный, а фигуры черные. И называется этот стиль чернофигурным. В основе рисунка силуэт. На чернофигурных сосудах детали силуэтов процарапывались по лаковой поверхности. Тело женских фигур окрашивается в белый цвет.

Позже, чернофигурную роспись сменила более совершенная – краснофигурная. Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается блестящим черным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими черными линиями, это позволяет прорабатывать мускулатуру, передавать тонкие складки одежды, волнистые локоны. Голову человека и на чернофигурных и на краснофигурных вазах изображали в профиль.

Представьте себя в роли древнегреческих художников. Формы ваз уже выбраны, заготовки лежат перед вами и вам их нужно расписать.

Над росписью вазы будут работать два художника – один выполняет орнаментальную роспись прямо на заготовке вазы (таблица с видами орнамента на доске), а другой на фрагменте заготовки (рисунок 20) выполняет сюжетную роспись.

 

Рисунок 20

Вы можете изобразить сцену из любого понравившегося вам мифа или нарисовать бога, богиню или героя с их отличительными символами. Например, символ Посейдона – трезубец, а животные, посвященные этому богу, – конь и дельфин.

Изображая людей, передавая движение, пользуйтесь привычной для вас последовательностью. Сразу кистью (если сложно, то можно сделать быстрый карандашный набросок), соблюдая пропорции, рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем и одевая. На последнем этапе прорисовываете тонкими линиями детали – складки одежды, мускулатуру, волосы и т.д.

Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле – краснофигурном и чернофигурном. После завершения вы приклеиваете сюжетную композицию к заготовке вазы.

К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и объяснить сюжет вашей росписи по следующему плану:

1. Название сосуда

2. Стиль (краснофигурный, чернофигурный)

3. Композиция (вид орнамента, сюжет)

4. Цикл мифа

5. Герой мифа

В течение 30 минут дети выполняют творческое задание. После этого, пользуясь планом, они составляют и рассказывают описание вазы.

Учитель изо. Какую роль играло декоративное искусство Древней Греции? Покажите это на примере.

Ответы учеников.

Учитель изо. Керамика широко входила в частный и общественный быт людей античного мира. Этот период в развитии прикладного искусства связан с господством ремесла как вида творчества. В древнегреческом языке не было слов “ремесло” и “искусство”, существовало понятие “техне”, которое объединяло в себе и то, и другое. Следовательно, любая статуя на Акрополе и керамическая ваза, которыми пользовались в каждом доме, были явлением одного порядка.

Учитель истории. Что тебе больше всего запомнилось, понравилось? Чему ты научился на уроке?

Ответы учеников.

Литература

1. Герои Древнего мира / Пересказ К. Сторр; Пер. с англ. – М.: Дом, 1993.

2. Герои Эллады: Из мифов Древней Греции / Пересказ В. Смирновой. – М.: Детская литература, 1988.

3. Древние Египет и Греция / Пер. с франц. – М., 1997.

4. Конышева И. Наш рукотворный мир: Учебник по трудовому обучению. – М., 2001.

5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Просвещение, 1975.

6. Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М., 1980.

7. Немировский А., Ильинская Л., Уколова В. История Древнего мира для школьников старших классов. Греция и Рим. В 2-х томах. Т. 1. – М., 1995.

8. Пич С., Миллард Э. Греки / Пер. с англ. – М., 1994.

9. Уколова В., Маринович Л. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

10. Успенский В., Успенский Л. Мифы Древней Греции. – Л.: Детская литература, 1989.