Использование графических приемов и изобразительных средств на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Разнообразие форм проведения урока является необходимым условием его продуктивности. Меняя направление деятельности школьников, проще сконцентрировать их внимание на предмете изучения: будь-то лексические единицы или грамматическая конструкция. Большинство современных УМК наряду с традиционными заданиями включают разного рода кроссворды, чайнворды, головоломки и т.п., которые помимо обучающей задачи выполняют и другие цели: способствуют снятию напряжения на уроке, помогают заинтересовать детей той или иной формой работы с языковыми трудностями. Использование графических приемов во время урока или в качестве домашних заданий может стать своеобразным “рычагом” учебной дисциплины.

Один из графических приемов, который помогает проверить домашнее задание или обобщить знания, полученные на определенном этапе урока, хорошо известен из опыта преподавания химии и биологии. Это, так называемый “программированный опрос”. Заранее подготовленные вопросы должны предполагать ответ да или нет, а в применении к преподаванию английского языка – true or false. Количество вопросов может быть различным и зависит от возраста учащихся, цели опроса, которую ставит перед собой учитель и т.п. Отвечая на вопросы, школьники соединяют точки прямой или ломаной линией <Рисунок 1>. Задание воспринимается на слух и по существу является проверкой навыков аудирования.

Такие задания незаменимы при проверке понимания прочитанного текста, но могут быть использованы и в другом качестве. Для проверки выполненных работ используется “ключ”, повторяющий рисунок учащихся, только в обратном направлении. Прикладывая “ключ” к работе школьника, ее легко проверить не только учителю, но и ученику в качестве взаимопроверки работ.

Такой прием мобилизует внимание школьников, экономит время урока. Ниже приводится пример задания к страноведческому тексту уровня elementary [1].

Example.

Spain is one of the most popular tourist destinations in the south-west of Europe. It is famous for its beaches, bullfights and festivals.

Spaniards are famous for their beauty. They have Mediterranean features, which means that they are not very tall. They have black hair and brown eyes.

In Spain most people live in cities in small flats. They work in offices and shops. Some of them work at factories. Some Spanish live in villages. They live in bungalows and work on farms.

The Spanish love to eat seafood, noodles and omelettes.

In their free time, Spaniards love going to cafes and clubs and going out for dinner.

Spain is a fantastic country to visit. Its warm climate and passionate people made it a great place for a holiday. (…) [2]

Answer the questions “true” or “false” using signs - or /\ accordingly.

  1. Spain is in the north-west of Europe. (false)
  2. It is famous for its beaches, bullfights and festivals. (true)
  3. Spaniards are very tall with blond hair and green eyes. (false)
  4. In Spain most people live in cities. (true)
  5. They work in mines. (false)
  6. The Spanish love to eat noodles and seafood. (true)
  7. In their free time Spaniards love going to the theatres. (false)
  8. The Spanish love going to clubs and going out for dinner. (true)
  9. Spain isn’t interesting country. (false)
  10. It has a warm climate. (true)

Рисунок 1

Правильный ответ школьника

“Ключ”

К графическим приемам можно отнести игру в “морской бой”. Как известно, в нее играют вдвоем. Если ответы к заданиям зашифровать как “однопалубные корабли”, то ученики могут играть в эту игру, проверяя друг у друга задания на уроке. Заинтересовать детей такой игрой несложно, тем более, что она им хорошо знакома. С моей точки зрения, для игры “морской бой” лучше всего подходят задания Match the phrases from two columns. Предположим, что один из двух учащихся получает задание, а другой – рисунок расположения однопалубных кораблей. Первый может победить (или получить хорошую оценку), только совершив пять правильных выстрелов.

Например.

March the questions (1-5) to the replies (a-e).

  1. I’m sorry – what did you say your name was?
  2. How do you usually get to work?
  3. Where were you at the time of robbery?
  4. What flowers would you like in your bouquet?
  5. Would you like to pay by credit card?
    1. I was in the shop next door to the bank.
    2. No, thank you. I’d rather pay cash.
    3. Brian, Brian Clarke.
    4. I usually go by train.
    5. Some carnations, please, and perhaps some roses. [1]

Key: 1 - c; 2 – d; 3 – a; 4 – e; 5 – b. <Рисунок 2>

Рисунок 2

Поле игры “Морской бой”

Ответ школьника на вопросы задания

Чтобы работа на уроке была успешной, учителю необходимо подготовить два варианта задания: для каждого из учащихся, участвующих в игре.

Процесс познания окружающего мира невозможен без воспроизведения его изобразительными средствами. Рисунок делает более понятной и геометрическую теорему и химическую формулу. Без иллюстраций невозможно представить себе школьный учебник или книгу для чтения.

Задания, связанные с изобразительными средствами, развивают логическое мышление детей, дают возможность отвлечься от привычных форм работы на уроке. Они могут быть использованы на уроках английского языка в качестве одной из форм контроля грамматических навыков или как средство активизации учебной деятельности. Однако, создание абстрактных изображений, понятных детям – непростая задача. Поэтому на координатной плоскости, предлагаемой учащимся для расстановки ключевых точек, можно дать то или иное количество заданных учителем ориентиров, чтобы рисунок получился более узнаваемым и забавным. Ниже приводится пример задания типа “Fill in the gaps”. Дети должны выбрать один из четырех ответов, заполнить пропуски и определить для себя ключевые точки, которые и станут “каркасом” рисунка, изображающего голову кота <Рисунок 3>.

Fill in the gaps with the right verb. Make up a key.

  1. have to; 2. don’t have to; 4. must; 5. mustn’t.
  2. Example.

    1. The children don’t have to sit in the living room with adults after dinner.
    2. You … talk with your mouth full.
    3. I … paint a living room tomorrow.
    4. They … clean the garage.
    5. You … talk during the exam.
    6. You … cook dinner if your mother is at home.

Key: a – 2; b – 5; d – 1; e – 5; f – 2.

Рисунок 3

Координатная плоскость,
предлагаемая учащимся.

Правильный ответ
к заданию

На начальном этапе изучения иностранного языка необходимы задания для повторения алфавита. Интересный подход демонстрируют авторы учебника Go [2].

Подобное задание приводится в этой статье (см. пример задания). Ответы в цифровом выражении можно нанести на плоскость. Учащиеся должны соединить точки, используя порядок букв, отгаданной фразы. Результат такой работы – голова коровы <Рисунок 4>.

Example.

If c is 3 and 11 is k … what will phrase be?

3 15 23 7 9 22 5 19 13 9 12 11

Для того, чтобы правильно записать предложение, учащиеся должны пронумеровать буквы английского алфавита.

a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Ответ:

3 15 23 7 9 22 5 19 13 9 12 11

C o w g i v e s m i l k.

Рисунок 4.

Задания, ответы к которым представляют собой рисунок, особенно интересны детям младшего школьного возраста. Они могут раскрасить получившуюся картинку. Школьники постарше способны создавать такие задания сами. Такая работа поможет не только освоить школьную программу, но и проявить способность к творчеству на уроках английского языка.

Литературы

  1. Evans Virginia, Dooly Jenny. Enterprise. Course book 2. Elementary. Express Publishing, 2002.
  2. Date Olivia. Go! Activity Book 3. Longman, 2000.