Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Город мой, любимейший на свете"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
  • познакомить детей с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков;
  • обогащать и активизировать словарь: земляки, полярная техника.

Предварительная работа:

  • беседы о городе;
  • экскурсии в музей, парк, библиотеку, к памятнику В.И.Муравленко, в школу, на стадион;
  • рассматривание фотографий с видами города;
  • участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города.

Материалы:

  • фотографии с видами города;
  • флаг города;
  • стихотворение А. Шалофаста “Мой город”;
  • аудиозапись песен о городе;
  • шумовой эффект “Пурга”;
  • листы ватмана, фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит аудиозапись песни о городе.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя проговорим:
“Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?

Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами.

Воспитатель. Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать интересно. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

Ответы детей.

На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый красивый?

Ответы детей.

Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе?

Высказывания детей.

Вот видите, город наш небольшой, а сколько в нем есть всего, что может нравиться, кажется, что по-другому и быть не могло. А ведь так было не всегда. Вы можете себе представить, что когда-то давно на этом месте, где сейчас расположен наш город, ничего не было? Был песок…, были сосны да болота. А где-то далеко-далеко в необъятной России, в солнечной Украине, в Татарии и Башкирии жили люди смелые, мужественные, трудолюбивые.

Включается запись шумового эффекта “Пурга”.

И вот 20 лет назад через заснеженную тайгу, прорезая мощными лучами света темноту полярной ночи, под рев мощных моторов сюда, в этот холодный и суровый край, вот на это место, где только начинал жить, строиться поселок, медленно двигались колонны. Они везли людей, тех самых людей из России, Украины, Башкирии, которые не побоялись ни лютой, снежной зимы, ни болот и мошкары, ни тех трудностей и лишений, которые их здесь ожидали. Везли технику, вагончики, оборудование для того, чтобы начать строительство поселка. Я говорю “поселок”, потому что раньше это был поселок, над названием которого очень много спорили. Одни хотели назвать его Нефтеозерском, другие – Трехозерным. Но поселку было присвоено имя В.И.Муравленко, человека, который вложил очень много труда для того, чтобы наш нефтяной край развивался.
И вот началось строительство.
В первую очередь строилось самое необходимое. Строились и открывались школы, детские сады, служба скорой помощи. Постепенно сюда приезжали люди, рождались дети. Город рос. Открывались постепенно Дом культуры, музыкальная школа, поликлиника, больница и все-все, что вы сейчас видите в городе, все, что вам нравится, без чего, нам кажется, мы бы и жить не смогли. Город не был бы таким, если бы не было таких трудолюбивых людей, таких умных, заботливых руководителей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым, что нужно для веселой и беззаботной жизни вам, детям. Каждый, живущий в нашем городе, считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Много у нас есть горожан, наших земляков, которые делают все для того, чтобы город становился красивее, богаче. Мы можем гордиться теми мужественными людьми, которые добывают нефть для всей страны, мы гордимся теми учителями и врачами, которые учат и лечат людей, нашими спортсменами, которые участвуют в различных соревнованиях, поэтами, которые сочиняют такие чудесные поэмы, стихотворения. Это все наши с вами земляки, которые живут рядом с нами, с кого мы можем брать пример, кем мы можем гордиться. Пока вы еще дошкольники, вам еще предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит знать его.
Давайте поиграем в игру: “Что вы знаете о своем городе?”

Вопросы:

  1. Чьим именем назван наш город?
  2. Как называется улица, на которой ты живешь?
  3. На какой улице находится наш детский сад?
  4. Что находится рядом с детским садом?
  5. Какие улицы города мы знаем?
  6. Кто мэр нашего города?
  7. Какая школа находится рядом с детским садом?
  8. Сколько в нашем городе детских садов?
  9. На какой улице находится администрация города?
  10. Как должны люди, дети относиться к своему родному городу?

Вижу, что вы неплохо знаете свой город. А сейчас я предлагаю вам послушать высказывания и определить, верны ли они. Если нет, докажите, что это не так.

Игра “Все ли верно, докажи”.

  1. В нашем городе много детских садов, школ.
  2. В нашем городе живут ткачи.
  3. Наш город расположен на юге России.
  4. У нас на площади стоит памятник А.С.Пушкину.
  5. Мэр нашего города В.В.Путин.
  6. Вокруг нашего города растет лес.

Дети отвечают.

Воспитатель. Верно, вокруг нашего города растет лес. Давайте мы отправимся туда.

Физминутка “Осенний лес”.

Мы пришли в осенний лес!
Сколько тут вокруг чудес!
Справа – березка в наряде стоит.
Слева – елка на нас глядит.
Вот зайчишка побежал,
От лисы он убежал.
Серый волк по лесу рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет теперь он нас.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
Кругом – тишина и покой,
Ну, а нам пора домой.

Дети садятся.

Воспитатель. Вы любите загадки?

Ответы детей.

Загадки бывают разные. Бывают о животных, растениях, о явлениях природы. Сейчас вы друг другу будете загадывать загадки о городе, мы с вами придумаем муравленковские загадки.

Дети поочередно выходят к столу, на котором разложены фотографии с видами города, рассказывают об одной из них. Ребенок, отгадавший, о какой фотографии речь, подходит к столу, показывает ее всем детям.

Воспитатель. Молодцы! Мы сегодня говорили о том, как начинал строиться наш город, каков он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной город. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастете. Наша игра-мечта так и будет называться “Мечтатели” ее можно начинать словами: “Когда я вырасту...”

Высказывания детей.

Какие прекрасные у вас мечты!
Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя фломастеры. Представьте, что в центре города построили огромную площадь Солнца. Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю нарисовать вашу мечту на концах каждого лучика.

На заранее подготовленном материале из 4 листов ватмана нарисовано солнце с отходящими от него лучами, на конце которых дети рисуют свою мечту под аудиозапись песни о городе. Закончив рисовать, дети идут вокруг стола, рассматривая рисунки друг друга. Один подготовленный ребенок читает стихотворение о городе.

На Севере крайнем,
Где лютый мороз
Озеро во льду заковал,
Бесстрашный нефтяник,
Замерзший до слез,
Черную нефть добывал.
Все знают, что раньше
Была здесь тайга
И лунный лишь тусклый свет.
Я даже не верю, что город родной
Живет уже 20 лет!
О, город родной,
Ты красивый такой,
Ты старше меня, ну и пусть!
Да, годы идут,
А ты все растешь,
Знай, город, тобой я горжусь!

Воспитатель. Такое замечательное стихотворение написал наш земляк Алексей Шалафаст. Я думаю, что вы все, повзрослев, вот так же сможете признаться в любви к нашему городу. Кто-то стихами, кто-то песнями, а кто-то просто хорошими, добрыми делами.