Нетрадиционные уроки по русскому языку в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Постоянное совершенствование учебного процесса, поиска новых приёмов обучения языку и использование их в сочетании с традиционными – вот чем характеризуется деятельность учителя.

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний.

Как известно, в 5 – 9-х классах получают дальнейшее развитие знания, умения и навыки, приобретённые учащимися в 1-5-х классах.

Те части речи, которые основательно и неоднократно изучались в начальных классах (“Существительное”, “Прилагательное”, “Глагол”), полностью изучаются и закрепляются в 6-ом классе. Кроме того, в программу 6-го класса входят части речи, которые ранее не изучались. Это “Числительное” и “Местоимение”. Я предлагаю систему нетрадиционных уроков, различных по форме, которые можно было бы провести после каждой темы. Разработку некоторых из них я предлагаю вашему вниманию.

  1. После темы “Словообразование и орфография” я рекомендую провести урок зачёт.
  2. Тема это очень важная в курсе русского языка 6-го класса, так как в неё входят важнейшие орфограммы, связанные с навыками грамотного письма. Много раз отрабатываются эти навыки на уроках в системе тренировочных упражнений. И вот теперь, когда тема закончена, надо дам учащимся возможность проявить себя и в роли учителя, и в роли ученика. Можно организовать эту работу в парах, а можно в группах.

    Методика урока такова.

    Заранее учащиеся знакомятся с контрольными вопросами учебника на стр.65. Им предлагается (каждому) подготовить по этой теме карточку – зачёт. Она так и будет называться:

    Что входит в неё?

    Подробно объясняю это детям, а впоследствии меняется только тема.

    В карточку – зачёт входит:

    1) теоретический вопрос (любой из контрольных вопросов учебника или дети придумывают свой вопрос сами но согласуются с учителем);

    2) текст (или, как мы его называем “текстовка”), в которой должно быть не менее 3-4 орфограмм, связанных с теоретическом вопросом. Текст выписывается из художественных произведений обязательно указанием фамилии автора;

    3) грамматический разбор любого слова из подобранного учащимися текста. Например, карточка – зачёт по такой теме может выглядеть так:

    Дети с удовольствием красиво, красочно оформляют такие карточки, делают рисунки к ним, каждый из них знает, что получит оценку уже только за создание карточки.

    Подбирая текст, дети совершенствуют свою орфографическую зоркость, навыки правильного письма, да и перечитывание мастеров художественного слова даёт возможность запоминать авторские конструкции, учиться правильно говорить.

    С такими карточками дети приходят на урок, и мы начинаем зачёт.

    Работаем в парах. Я предлагаю им обменяться карточками. Каждый из них работает о материалом карточки в тетрадях (карточки все потом сдают в том виде, в котором они принесли их из дома).

    Повторяется правило, выписывается текст в тетрадь, делается разбор. Затем каждый (в паре) выслушивает по очереди друг друга. К тем , кто закончил работу (выслушал и поставил оценку) подходит учитель, осуществляет контроль (устно и частично письменно). Более слабую пару можно пригласить к доске. Затем подводятся итоги урока-зачёта.

  3. Урок – конкурс по теме “Имя существительное”
    (Повторительно – обобщающий урок в форме деловой игры)
    Цель урока:
    1) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков повторение орфограмм, изученных в теме “Имя существительное”; повторение знаков препинания в простом сложном предложениях;
    2) повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по фразеологии, синтаксису и пунктуации;
    3) воспитание интереса к урокам русского языка;
    4) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Предварительная подготовка к уроку такова.

За две недели до урока учащимся было дано задание:

  • разбиться на группы (команды) (по интересам , личной симпатии, классной дружбе,
    • по желанию и т.д.) по 5-6 человек (всего 5 команд) и выбрать в каждой команде капитана, который будет руководить и предварительной подготовкой (кто будет рисовать схемы, таблицы; кто – учит правила, кто – подыскивать примеры , кто – подбирать текст , кто работать со словарём и т.д.)

  • подготовиться к конкурсам

а) “Нарисуй схему, таблицу”;

б) “Загадка”;

в) “Пунктуация”;

г) “Кто больше” (написать по памяти фразеологизмы со словом “Звезда”);

д) “Угадай слово”.

Всё условия конкурса обговариваются заранее.

Оборудование и оформление урока.

Сдвигаются парты, каждая команда садится кружком, но так, чтобы были хорошо видны все остальные члены команды, на парте каждой команды порядковый номер (№ 1,№ 2,№ 3,№ 4,№ 5 – красиво оформление),
подготовленная к работе доска (для пятерых – по одному от каждой команды); подготовленные таблицы, схемы (на ватмане , красочно оформленные), листы с загадками.

Выбираются жюри на 5-ти человек (у меня было 3-ое студентов и 2-ое учащихся).

Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе, побеждает команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в сумме.

Победители награждаются медалью (деревянной) с надписью “Лучшему знатоку русского языка”.

 

Ход урока-конкурса.

Объявляется 1-й конкурс. “Нарисуй таблицу, схему”

Первая команда даёт задание второй, вторая – третьей, третья – четвертой, четвертая – пятой, пятая – первой (и так в каждом конкурсе) .

 

Задание ( I-я команда даёт задание II-й)

1. Предоставляется таблица ( или схема) и предлагается дать ей название, т.е. сказать, о какой орфограмме идут речь , назвать вид орфограммы рассказать правило, привести как можно больше примеров на это правило

 

Ь пишется

 

Ь не пишется

1.В существительных ж.р. 3скл.

2.В глаголах 2 л. ед. ч.

3.В неопределённой форме глагола

1. В существительных не 3скл.

2. В кратких прилагательных

Участники команды № 2 отвечают, что это таблица называется “Мягкий знак после шипящих”, рассказывают правило, приводят примеры.

Задание даёт II-я команда III-й.

 

СХЕМА

II – ая команда отвечает, что это схема к орфограмме “Буквы Ч и Щ в суффиксах –чик

(-щик)”. Рассказывают правило, приводят примеры.

Задание даёт III – я команда IV – й .

IV – я команда отвечает, что это схема к орфограмме “Буквы Е и И в суффиксах –ек,- ик”

Рассказывают правило, приводят примеры.

Задание даёт IV –я команда V – й.
Представляется таблица

Падеж

Склонение существительных на

1 2 3 -ия -ий -ие
Р

Д

П

-и(ы)

-

-

-

-

-

-

 

Команда № 5 отвечает , что таблица называется “Буквы Е – И в падежных окончаниях имён существительных”. Рассказывают правило, приводят примеры.

Задание даёт V-я команда I-й.

Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме “Буквы О – Е после шипящих и Ц окончаниях и суффиксах существительных”. Рассказывают правило, приводят примеры.

Жюри подводит итог по I-му конкурсу

Конкурс № 2 “Загадка”

Отрабатывается навык правильного написания НЕ с существительными. Задание в этом конкурсе заключалось в том , что каждая команда должна была придумать загадку, использовав в тексте орфограмму “Не с существительным”. Каждой команде предлагается загадка, правильно написанная и красиво оформленная на большом листе бумаги.

Задание предусматривало:

Загадку отгадать и рассказать правило “НЕ с существительными”, объяснить написанное в тексте (см. приложение “Загадки”).

 

Задание к конкурсу “Пунктуация”

  1. Месяц величаво подняли на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
  2. [...], (чтобы …) (Н.В.Гоголь)

  3. В Диканьке никто не слышал как чёрт украл месяц.
  4. [...],(как…) (Н.В.Гоголь)

  5. Бедный дьяк не смел даже изъявить кашлем и кряхтением боли, когда сел ему почти на голову тяжёлый мужик и поместил свои намёрзнувшие на морозе сапоги по обеим сторонам от висков.
  6. […], (когда…) (Н.В.Гоголь)

  7. Тут кузнец присел к огромным мешкам, перевязал их крепче и готовился взвалить себе на плечи.
  8. = , = и = (Н.В.Гоголь)

  9. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков.
  10. [...], (которую…) (Н.В.Гоголь)

  11. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю.
  12. 1) , и 2) (Н.В.Гоголь)

  13. Толстый пацюк поднял голову и снова начал хлебать галушки.
  14. = и = (Н.В.Гоголь)

  15. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот.
  16. =, = , = , = и = (Н.В.Гоголь)

  17. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова.

 

Конкурс №3

Задание заключалось в следующем. Каждой команде предлагается карточка, на которой записано предложение ( простое или сложное) с пропущенными знаками препинания. Нужно было расставить знаки препинания (прямо в карточке), подчеркнуть грамматические основы , начертить схему предложения.

Затем к доске приглашаются представители от каждой команды. Они (по очереди) читают своё предложение, называют грамматические основы(устно), а на доске чертят только схемы.

Конкурс №4

Заранее подготовленная ученица читает выразительно (наизусть) стихотворение Баратынского *Звезда*.

Взгляни на звезды: много звёзд
В безмолвии ночном.
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.
Взгляни на звезды : между них
Милее всех одна
За что же? Ранее встаёт,
Ярчей горит она?..
Нет! Утешает свет её
Расставшихся друзей,
Их взоры, в синей вышине
Встречаются на ней.

Задание: Записать на доске как можно больше фразеологизмов со словом “Звезда” (пишут на доске все 5 человек – по 1-му от каждой команды) кто быстрее и лучше.

Например:

Считать звёзды , путеводная звезда, родиться под счастливой звездой, хватать звезды с нема и т.д.

Затем повторяются известные сведения по фразеологии синтаксису.

Конкурс №5

Суть этого конкурса заключается в следующем: нужно ответить на шуточный вопрос, записать правильно эти слова – ответы, определить способ образования слова “броненосец”, назвать другие способы образования имён существительных.

Вопросы.

    1. Почему не говорят пёс зимы, а говорят кот лета? /Котлета/
    2. Почему не говорят фрегат рая, а говорят бриг ада? /Бригада/
    3. Почему говорят : “Жень, щи на!”/Женщина/, а не “Саша, суп неси!”.
    4. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? “броненосец”.

 

Итоги конкурса: Жюри подсчитывает баллы, определяется команда победителей. Всем участникам команды победителей я дарю книги (из личной библиотеки). Вместе с детьми называем лучших знатоков русского языка по тебе “Имя существительное”, а впереди у нас много разных тем. И я говорю детям, что у них у всех есть возможность в будущем стать обладателями медали (деревянной) “Лучшему знатоку русского языка”. А в этот раз победительницей стала Анечка Рубан.