Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Современная жизнь диктует необходимость коренных изменений как в практике преподавания, так и в методической науке. Одной из важнейших задач любой школы является приобщение подрастающего поколения к универсальным глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве.

Оживление межкультурной коммуникации, повышение интереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной учебной дисциплиной, но и необходимым средством для диалога культур, интеграции России в мировую экономическую систему, осуществления совместных научно-технических проектов с другими странами. Возрастает потребность в специалистах, владеющих разговорной речью, а также подготовленных для работы с литературой на иностранном языке.

В связи с этим, к выпускникам школ предъявляются определенные требования:

  • способность к непрерывному самообразованию;
  • способность к рефлексии, умение работать в исследовательском режиме;
  • коммуникативные навыки;
  • логичность взаимодействия с природно-социальной средой, предполагающее понимание у человека отношения к себе, другому, к миру в целом.

На пороге нового тысячелетия, на первое место по международной значимости выдвигается английский язык.Английский язык проникает по каналам внешнеэкономических связей (появление совместных фирм, предприятий, фирменных магазинов, кафе и т.д.), через теле- и киноэкраны, газеты, журналы, рекламные проспекты, рок и другие стили музыки. Английский язык постепенно превращается в средство международного общения, общечеловеческого единения.

Таким образом, овладение выпускниками школ английским языком приобретает сегодня особый гуманитарно-образовательный, лингвистический, социально-религиозный, культурно-экономический и глобальный смысл. Это в свою очередь обуславливает соответствующие требования к качеству преподавания английского языка.

Как учить сегодня английскому языку?

Одним из условий успешного обучения является определение четкой стратегии и тактики обучения:

  • целей обучения;
  • содержания обучения;
  • методов, приемов, принципов обучения.

Комплексное проектирование и реализация целей и задач урока - один из элементов интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроках английского языка.

Цель обучения должна быть комплексной и включать 4 аспекта:

  1. практический (образовательный) – формирование и развитие коммуникативной культуры школьников (формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового и продвинутого порогового уровней; обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке в условиях официального и неофициального общения);
  2. познавательный – приобретение и расширение знаний о культуре страны, ее истории, литературе, живописи, музыке, обычаях, традициях; о структуре английского языка, ее системе, особенностях, схожести и отличии от русского языка.
  3. развивающий – развитие фонетического и интонационного слуха, речевой догадки, имитации, логического изложения мыслей; развитие памяти (слуховой и зрительной, оперативной и долговременной), внимания, воображения; умения общаться с другими людьми, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; развитие самообразовательного потенциала молодежи в изучении других иностранных языков и многообразия современного многоязычного и политкультурного мира; развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся в процессе изучения языков и культур.
  4. воспитательный аспект – воспитание культуры общения, формирование у школьников уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.

Задачи урока должны быть взаимосвязаны. Каждая из задач должна помогать реализации других задач.

Рекомендации к выбору и формулированию задач урока.

Образовательные задачи.

  1. Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных или сформированных на предыдущих уроках.
  2. Обеспечить усвоение следующих основных знаний (фактов, понятий), входящих в содержание темы урока.
  3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному предмету.
  4. Сформировать (продолжить формирование, закрепить следующие общеучебные навыки и умения) планирование учебной работы – сочинений, ответов, решения задач и т.д., работа с книгой, справочниками, развитие темпа чтения, темпа говорения, темпа письма, формирование навыков самоконтроля.

Воспитательные задачи

  1. Содействовать в ходе урока формированию следующих основных мировоззренческих идей (например, материальность мира, причинно-следственные и другие связи явлений, движение, развитие в природе и обществе, познаваемость мира, разоблачение идеалистических взглядов).
  2. В целях решения задач идейно-политического воспитания школьников обеспечить в ходе урока (например ознакомление с общественно-политическими событиями, разоблачение измышлений буржуазной пропаганды).
  3. В целях решения задач нравственного воспитания обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов, содействующих воспитанию патриотизма, интернационализма, коллективизма, гуманности и других нравственных качеств.

Задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов.

  1. В целях решения задачи развития у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале обеспечить в ходе урока обучение составлению схем-конспектов, резюме текста, планов изучаемого, контрольных вопросов по теме, формирование умения сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия.
  2. В целях решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления в учебной деятельности обеспечить в ходе урока…
  3. В целях решения задачи развития у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю.

Содержание обучения иностранному языку направлено на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, наличие которой учитывает потребности в использовании иностранного языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном мире.

Учитель иностранного языка особое значение должен придавать отбору содержания обучения:

  1. Учитывать интересы и волнующие современных школьников проблемы (отбор аутентичного текстового материала, выбор тем для обсуждения, привлечение актуального аудио-визуального материала).
  2. Дифференцированный и индивидуальный подход к ученику (уровень предъявления материала выше уровня спроса).
  3. Проблемная подача материала.
  4. Апелляция к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, побуждение к выражению собственного мнения, оценки.

Методы обучения (демонстрация, пояснение и тренировка упражнениями).

85% урочного времени должно быть уделено тренировочным упражнениям. Главное внимание в тренировочных упражнениях уделять содержанию высказывания.

Количество тех упражнений, где нет ситуаций общения, должно быть ограниченно. Если в таких упражнениях нет коммуникативной мотивации, должны быть другие виды мотивации – игровые или познавательные.

Для развития говорения должны использоваться коммуникативные упражнения, парная и групповые режимы работы.

Демонстрация может быть организована по разному.

Например: диалог при помощи фонограммы, новые лексические единицы – изолированно или в отдельных предложениях, но лучше – в связанном тексте или монологе.

Приемы обучения связаны с конкретными действиями учителя.

Например, работа в парах дает эффект, но он может быть намного больше, если использовать такой прием как “двигающиеся шеренги” , “карусель”, “толпа”.

Средства обучения – это материалы и средства обучения, которые выполняют определенные дидактические функции.

Научно-методический комплекс является основным средством обучения во всей полноте его компонентов: учебника, книги для учителя, лингафонного практикума компьютерных программ, комплекта слайдов, диафильмов, таблиц и т.д..

Структура школьного курса иностранного языка определяется:

  • коммуникативными целями и задачами школьного курса по иностранному языку;
  • вариативностью содержания обучения иностранному языку в различных типах школ при изучении первого и последующих иностранных языков;
  • учебной нагрузкой (количеством учебного времени, отводимого на изучение иностранного языка);
  • возрастными особенностями школьников на каждом из этапов обучения иностранному языку;
  • преемственностью между этапами обучения;
  • междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе с родным и государственными языками.

При изучении иностранного языка в основной школе (V-X классы) в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения стратегиями говорения, чтения, аудирования и письма.

Обучение иностранному языку в основной школе направлено на изучение иностранного языка как средства международного общения посредством:

  • формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, чтении, аудировании, письме;
  • коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран изучаемого языка (в рамках изучаемых тем и ситуаций); развития всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции;
  • социокультурного развития школьников с помощью старноведческого, культуроведческого и лингвокультуроведческого материала в контексте европейской и мировой культур;
  • историко-культуроведческого и художественно-эстетического развития школьников при ознакомлении с культуным наследием стран изучаемого языка;
  • формирования умений представлять родную культуру и страну в условиях иноязычного межкультурного общения;
  • ознакомления школьников с доступными им стратегиями самостоятельного изучения языков и культур.

На завершающей ступени в профильной школе (Х-ХI классы) обучение иностранному языку должно способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания – развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке, углубление культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых языков.

Обучение иностранному языку в профильной школе направлено на:

  • развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равноправными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в социокультурно-бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах;
  • обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей;
  • развитие общекультурных умений собирать, систематизировать и обобщать культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для учащихся;
  • ознакомление школьников с основами самооценки уровня владения языком и развитие потребностей в дальнейшем самообразовании по иностранному языку;
  • развитие умений представлять родную страну и культуру, образы и стили жизни людей в ней в условиях иноязычного межкультурного общения;
  • использование иностранного языка в профессиональном образовании.

Принципы обучения:

1) коммуникативная направленность, т.е. каждый из обучающихся должен понимать: для чего он что-то говорит или слушает (высказывание должно быть кому-то адресовано). Содержание коммуникации должно характеризоваться новизной, т.е. вопросы нужно ставить не к известной для всех информации;

2) доминирующая роль упражнений;

3) опора на русский язык;

4) коллективное взаимодействие;

5) индивидуализация;

6) комплексность урока.

Психологические аспекты успешности преподавания.

Качество преподавания иностранных языков во многом зависит от того, кто учит.

Качество знаний по любому предмету зависит и от того, любят ли дети этот предмет. А любовь к предмету зависит от того, существует ли у учителя, преподающего этот предмет, психологическая готовность к взаимодействию с учениками: понимание себя и других, психологический контакт, умение слушать, выстраивать гармоничные межличностные отношения, свободное владение речью.

Для успешной коммуникации необходимы терпимость и сдержанность, умение все видеть, но не на все реагировать, улыбаться. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование.

Необходимо демонстрировать уважение к учащимся. Уважительный тон – хороший образец для невольного или сознательного подражания. Дружеская улыбка, успокаивающее прикосновение, спокойный голос учителя быстро ликвидируют эмоциональное напряжение, предупреждают стрессовую ситуацию. Неуклонное внимание к положительным чертам учащихся, систематическое обращение их внимания на лучшие поступки товарищей создают добрую атмосферу в коллективе, заставляют учащихся тянуться к товарищам и старшим, стараться сделать друг для друга и для учителя что-то хорошее, приятное, радостное. В свою очередь, подчеркнутое внимательное отношение к ученикам заставляет их серьезнее относиться к учебе, лучше контактировать с преподавателями.

Таким образом, коммуникативные умения учителя способствуют развитию коммуникативных способностей учащихся: умения чувстовать и понимать собеседника, умения налаживать общение, быть автором своей точки зрения, понимать альтернативную точку зрения, умения конструктивно критиковать.

Но одних коммуникативных умений учителя для высокого качества работы и результата недостаточно. Многое зависит от творческой индивидуальности педагога.

Признаки творческой индивидуальности:

  • интерес к людям;
  • проявление искреннего интереса к педагогической деятельности;
  • проявление способности испытывать вдохновение во взаимодействии с учениками;
  • широта увлечений;
  • наличие интеллектуальных качеств (гибкость ума, образность, метафоричность, оригинальность);
  • проявление эмоций (удивления, уверенности, сомнения, радости, восторга, разочарования);
  • постижение эмоционального состояния другого челдовека (видеть причины непонимания учеников, уметь эффективно передать материал так, чтобы ребята быстро “уловили” его суть; “вчувствоваться” не только в учеников, но и в сущность явлений и состояний);
  • обладание профессиональной интуицией (способностью многое предчувствовать, предугадать, неожиданно для себя самого находить творческие решения трудных педагогических задач);
  • воля и целеустремленность.

В преподавании иностранных языков очень важен педагогический артистизм, артистические способности, т.к. для учителя иностранного языка главное – стадия общения, взаимодействия с учеником. Артистические способности помогают учителю выразительно преподносить материал, накладывают отпечаток на проявление всех отношений в образовательном процессе. Артистизм способствует созданию благоприятной обстановки, положительной атмосферы на уроке, помогающей воплощению замысла.

Артистизм – это внешняя выразительность, пластичность; мышечная свобода; эмоциональность, образность речи, творческая фантазия и воображение, наблюдательность; развитая способность восприятия; управление вниманием; легкость приспособления к новым условиям; умение гибко перестраиваться в зависимости от ситуации; быстрота реакций на непредвиденные изменения хода урока; умение импровизировать; обаяние; способность внушить симпатию, привлечь и удержать внимание; экспрессивность, раскованность и естественность поведения в публичной обстановке.

Чтобы поддерживать познавательный тонус ученика, необходимо пользоваться реалиями жизненного пространства. Что же является мотивационным потенциалом для изучения иностранного языка?

  1. Телевизионное вещание. Мы черпаем большую часть информации с помощью зрения. Это природное свойство человеческой психики. Дети смотрят оригинальные документальные или художественные фильмы. Понимание гарантируется тем, что перед глазами есть полный и подробный перевод звукового ряда на родной язык.
  2. Страноведческая, культурная информация. (Справочная литература, видеофильмы, Интернет.).
  3. Использование в учебном процессе художественных текстов, но только тех произведений, которые взахлеб читают отдельные школьники на родном языке без учительского принуждения, а порой даже украдкой на уроках.
  4. Внутренний интерес к личности педагога.
  5. Мотивация жизненных перспектив, связанных с преимуществами, которые дает знание иностранного языка.
  6. Мотивация личных достижений, саморазвития, самоуправления.

Еще одним психологическим условием для интенсификации учебно-воспитательного процесса является оценочная реакция учителя. Существуют следующие технологические правила в практической реализации оценочной деятельности учителя:

  1. Давая оценку, нужно создать ребенку положительную репутацию в коллективе, “поднять” его в собственных глазах.
  2. Не давать оценку поступку учащегося, если не выявлены мотивы поведения.
  3. Ограничить численность правил и запретов, делая их понятными и доступными для детей. Предложить ученикам вариант двух запретов, в которые можно вместить все остальные: нельзя не работать и нельзя посягать на интересы другого человека.
  4. Не злоупотреблять наказанием. Там, где нет поощрения, там и не должно бять наказания.

Но самым важным условием, способствующим продуктивной совместной деятельности учителя и учащегося и всестороннему развитию личности в группе является создание психологического климата в группе.

Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества.

К средствам влияния на психологический климат относятся:

  • демонстрация благожелательности;
  • знаки внимания;
  • дизайн;
  • интерьер;
  • музыка;
  • разнообразные занимательные формы работы на уроке;
  • речевые, пластические и мимические средства.

Необходимо, обращаясь к разуму и чувствам, раскрыть перед детьми значимость чего-либо в жизни человека.

Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью операций, соответствующих следующим правилам:

  1. Установление личных контактов: не только между учителем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика, проявляет интерес, демонстрирует симпатию и расположенность.
  2. Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы.
  3. Этическое благородство: бескорыстная помощь, открытость и радость за другого.
  4. Предупреждение возможных неудач.
  5. Аудиовизуальный художественный ряд, создаваемый использованием музыкальных фрагментов и демонстрацией слайдов. Это благоприятно влияет на самочувствие детей, раскрепощает и возвышает их. Испытываемый в это время комфорт снимает тревожность, рождает уверенность и высвечивает личностные достоинства.
  6. Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств.