Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" (3-й класс)

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Формировать осознанное написание слов с непроизносимыми согласными, повторить орфограммы; продолжить работу над формированием орфографической зоркости.

  2. Развивать внимание, наблюдательность, умение работать самостоятельно, формировать навык самоконтроля, развивать мышление учащихся, творческие способности, коммуникативность.

  3. Воспитывать любовь к слову, прививать интерес к урокам русского языка, работать над обогащением словарного запаса.

Оборудование: листы для работы в группах, карточки для учащихся, пословицы на листе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прочтите девиз нашего урока.

"Мир освещается солнцем, а человек – знанием."

– Что это?

– Как вы понимаете ее смысл?

– Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями?

  1. Словарная работа.

Вид работы: комментированное письмо.

лестница, прекрасный, здравствуй

– Почему эти буквосочетания требуют проверки?
– Посмотрим, какие слова вы знаете на данные словосочетания.

  1. Актуализация знаний
    Форма работы: работа в группах.

В каждой группе листы с буквосочетаниями. Вам необходимо подобрать как можно больше слов к данным буквосочетаниям.

– Что нужно, чтобы слов получилось на листе наибольшее количество?

– После выполнения работы отметьте на линеечке насколько получилось у вашей группы работать слаженно и дружно.

После выполнения задания листы прикрепляются на доску детьми.

– Проверьте, какие результаты работы получились в группах.

Дети оценивают работу каждой группы по количеству слов и грамотности.

  1. Закрепление приобретенных знаний 
    Вид работы: фронтальная работа с опорой на схему.

Молодцы! Это задание показало, что вы много знаете слов с непроизносимыми согласными, но русский язык и вам могут встретиться слова, которые мы сегодня не увидели на ваших листах.

Как быть?

Дети проговаривают правило, опираясь на схему:

– Проверим, как работает схема.

– Прочтите предложения глазами:

1. В чужой лодке всегда больше рыбки.

2. Моя-то доля с чашкой в поле.

3. Смелость города берет.

– Что можете о них сказать? Что такое пословица?

О каком человеческом качестве говорится в первой пословице? Сформулируйте одним словом.

Дети записывают на доске проверочное и сомнительные слова, выделяют корень, обращаясь к схеме.

– Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?

– Прочтите слова, которые у нас получились. В пословицах заключены не только добродетели, пороки людей, в них живет ум и сердце народа.

  1. Самостоятельная работа.

Вид работы: индивидуальная работа по тексту с выписыванием слов по орфограммам.

Зачитайте пословицы.

1. Человек без Родины, что соловей без песни.
2. Без дела жить– только небо коптить.
3. Родная земля и в горсти мила
.

Я прочту рассказ, вы подумайте, какая из пословиц соответствует этому рассказу.

В любой стране, у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица или дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Каждый человек любит то место, где он родился и живет. Для русских – это леса и поля, зима и лето, весна и осень. Человек любит людей, с которыми он живет, его песни – грустные и радостные, сказки, танцы. Поэтому и говорят...

– Объясните свой выбор.

– Я буду читать слова, распределив их по орфограммам.

– Прочтите орфограммы:

Безударная гласная, проверяемая в корне слова

Парная звонкая и глухая согласная в корне слова

Непроизносимая согласная в корне слова

Удвоенная согласная

– Оцените свое умение слышать каждую орфограмму с помощью линеечек.

– Сделайте предварительную оценку карандашом (до выполнения задания).

Учитель диктует слова: город, леса, поля, зима, грустные, сказки, радостные, народ, русские.

– Проведите черту под каждым последним словом в колонках.

Проверяем.

Дети читают слова на первую орфограмму.

– Какие еще слова вы записали в этот столбик?

Оцените умение слышать и правильно писать безударную гласную.

– Какие результаты у Вас получились?

– О чем это говорит?

– Аналогичная работа проводится по всем другим орфограммам.

– Какие умения мы сейчас проверяем?

– Эти умения вам понадобятся для выполнения следующего задания. Каким оно будет вы должны догадаться сами. Возьмите карточку. Читаем.

Бабушка потеряла очки, попросила Витю найти их. Витя сказал: "Мне некогда. Ищи сама. Я спешу на горку с ребятами". Пришел Витя с горки, а...

Дети предлагают разные варианты, продолжить рассказ, подобрать к нему пословицу, заголовок.

– Какими будут ваши рассказы, мы узнаем на следующем уроке русского языка. Это будет ваше домашнее задание.