Интегрированный мультимедийный проект "Реки России"

Разделы: География


В наше время, когда взоры молодого поколения обратились в сторону экономики и юриспруденции, заинтересовать учеников своей наукой нам, учителям географии, становится все труднее. Профилизация обучения в старших классах, которая, как правило, отвечает запросам учеников и их родителей, позволяет многим школам исключать курс географии из учебных планов 10-11-х классов. Отношение к нашему предмету выражается и в том, что достаточно часто на курс географии 6 класса, класса, в котором закладывается фундамент географических знаний, выделяется всего один час в неделю.

И эти обстоятельства, и то, что в современном обществе меняются приоритеты образования: выпускник школы должен быть не просто напичкан “зунами”, а уметь организовать собственную учебную деятельность, то есть иметь готовность и способность учиться, заставили меня искать новые формы работы с детьми.

В своей работе я использую различные методы, в том числе и то, что ныне называется проектной деятельностью. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить ребят учиться.

О проектной работе много написано. При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.

Наиболее удачным при проектной работе, на мой взгляд, является интеграция различных предметов (география и обществоведение, география и история, география и информатика). Об одном таком проекте рассказывалось в статье, написанной мною совместно с учителем истории Л.В. Бобычевой [1].

Работу над данным проектом, о котором я хочу рассказать, мы вели совместно с преподавателем информатики Н.А. Максимовым, который является также доцентом МАИ. Для работы над проектом мы решили формировать группу из учеников нашей школы и студентов МАИ на добровольной основе. Н.А. Максимов предложил своим студентам выполнить этот проект в рамках курсовой работы, в школе мы предложили эту тему ученикам. Хотя, на самом деле, группа была сформирована в добровольно – принудительном порядке – добровольцев – учеников мы принудительно соединили с группой добровольцев – студентов.

Тема, предложенная группе – любой раздел из курса “Географии России”. Мы, учителя, решили “руками учеников” создать обучающе-контролирующую программу. Мы хотели, чтобы в результате работы над данным проектом получился продукт, которым бы пользовались в дальнейшем ученики нашей школы на уроках географии.

Мы поставили перед учениками задачу разработать и систему оценки выполненной работы по пятибалльной системе.

В результате первого обсуждения работы была выбрана тема “Реки России”. Были определены промежуточные сроки – сроки выполнения этапов работы. Ребята начали распределять функции между собой. Часть из них знакомились с существующими компьютерными программами. Результаты ознакомления с существующими программами были доложены на первой встрече – консультации. Мы, учителя, назначали время консультаций, на которых ребята делились своими находками, компоновками заданий, подобранными иллюстрациями для видеоряда, с составленными кроссвордами.

После этапа написания “сценария” программы, наступил этап программирования. На этом этапе основная роль была отведена студентам и их руководителю. Студенты выполняли, в том числе, роль наставников, знакомили учеников школы с новыми для них способами современного программирования.

Работа со студентами требовала от наших учеников совершенно других усилий и навыков, требовала ориентироваться в иных жизненных ситуациях.

Как оказалось, результаты совместной работы получились более “масштабными”, чем мы задумали: был создан не только программный продукт, но и один из учеников нашей школы поступил в МАИ (и это не единственный случай из нашей практики).

При разработке сценария ребята решили, что при работе с программой учеников будет сопровождать путешественник, он будет произносить слова одобрения или грустить по поводу неверного решения. Баллы, набранные при решении задач, будут складываться в рюкзачок.

Итак, начнем с Вами путешествие по рекам России. Сразу же после ввода фамилии и имени Вам предлагается выбрать, по какой реке Вы хотели бы путешествовать: по Волге или по Ангаре (рис. 1).

Пройдем с Вами маршрут по Ангаре. Работая с программой, Вы повторите основные части реки, ознакомитесь с принципом работы ГЭС.

Далее Вы вылавливаете из воды бутылку с запиской, в которой содержится много неточностей. Вам предлагается найти и выделить все несуразицы.

На привале Вы вспомните крупнейшие реки мира и разместите их на соответствующих континентах (рис. 2).

Вспоминая, что реки бывают горными и равнинными, Вы должны на рисунке с изображением порогов и водопадов раскрасить пласты твердых пород одним цветом, а рыхлых – другим (рис. 3).

И завершает работу с программой решение кроссворда по соответствующей тематике.

Если же Вы выберите путешествие по Волге, Вам предстоит вспомнить все возможные истоки рек, определить географические координаты истока Волги.

Выполняя последующие задания, Вы будете расставлять на реке сорвавшиеся с якоря бакены, повторять части рек, можете полюбоваться на фотоснимки этих частей рек (рис. 4 и рис. 5).

Во время привала Вы будете работать с фрагментами контурных карт, на которых изображены реки не только России, но и Амазонка, Нил, Миссисипи.

Дальнейшее путешествие позволить Вам подобрать характерные особенности каждой из рек.

Идя далее вниз по Волге, Вы должны пройти системы шлюзов, программа позволит познакомиться с их работой.

Не обойтись при работе с программой и без прокладывания водного маршрута "Москва – море". Маршрут выбираете сами из пяти предложенных.

Есть задания, посвященные всем видам питания рек. Вспомнив виды питания рек, Вы должны подчеркнуть только тот тип питания, который характерен для Волги.

И в конце путешествия – снова кроссворд.

Итак, Ваше путешествие завершилось.

Хочется поделиться с коллегами опытом использования данного программного продукта на уроке. В 8 классе после изучения рек России в теме “Внутренние воды”, в начале следующего урока проверку знаний я провожу с использованием этой программы. Программа удачно сочетает, на мой взгляд, тестовые задания, небольшие практические работы, интересный видеоряд и довольно оригинальные задания. Данная программа применялась на этапе проверки знаний на уроках 8 класса в 2000 – 2003 годах. На выполнение заданий ученики тратили до 10 минут.

Безусловно, одним из “плюсов” данной работы явилось то, что у нас в школе было взаимодействие вуз-школа, осуществляемое нашим преподавателем информатики. Однако, во многих школах дети углубленно изучают информатику, они могут пользоваться соответствующим инструментарием для решения подобных задач.

Подведем итог проделанной работе.

  1. Ученики самостоятельно работали для достижения намеченной цели. Мы, учителя, руководя работой детей, задавали им некий “коридор”, в котором они могли проявлять максимум самостоятельности.
  2. Ребята продолжали формировать навыки работы с информацией, находить необходимые источники.
  3. Формировались навыки работы и делового общения в разновозрастной группе не только школьников, но и студентов.
  4. Итогом проделанной работы было представление полученного продукта перед школьниками. Ребята, выполнившие эту работу, с честь ее презентовали и отвечали порой на нелегкие вопросы учеников.
  5. Одним из главных итогов проделанной работы является гордость создателей этой программы, что этим программным продуктом я пользуюсь на уроках.
  6. В настоящее время работа продолжается. Ученики нашей школы и студенты МАИ разрабатывают программу “Путешествие по озерам России”.

Литература

1. Газета “География”, № 36, 2002 год.