Разработка урока химии в рамках экспериментальной деятельности по теме: "Погружение в эпоху средневековья. Парижский университет" для учащихся 6-х классов

Разделы: Химия, История и обществознание


Цели: Главной целью данного урока является первичное знакомство с предметом химия, расширение кругозора уч–ся 6–х классов, стимулирование мотивации к изучению химии через практическую работу, через занимательные опыты, викторину, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся.

Ведущий: "Добрый день, юные любители химии! Сегодня на занятии химического факультета вас приветствуют: я – профессор химии – Александр Рябцелиус, и мои помощники – студенты химического факультета: Иван, Руслан, Иван, Евгений, Юрий.

Студенты приготовили интересные опыты, покажут различные "чудеса" и раскроют секрет каждого "чуда". Ваша роль, уважаемые юные слушатели, заключается в том, чтобы решить для себя вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли вам её изучать?

Конечно, в химии, как и в любой науке, кроме занимательного, будет встречаться и трудное. Но трудно и интересно – это то, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум не находился в праздности и ленности, а постоянно трудился.

А теперь приступаем к чудесам!"

Входят 5 старшеклассников в белых халатах. Это студенты–химики.

1–й уч.: "Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?

2–й уч.: Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3–й уч.: Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть–чуть, немного.

4–й уч.: Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!

В руках 5–го ученика – большая колба с жидкостью. Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5–й ученик из колбы наливает каждому то, что он просил.

5–й уч.: Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.

Ребята делают вид, будто хотят выпить содержимое стаканов.

5–й уч.: Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Вы запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

1,2,3,4–й уч.: Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.

5–й уч.: Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?

1–й уч.: А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.

2–й уч.: У меня в стакане сода.

3–й уч.: Вместе с ней – метилоранж.

4–й уч.: В моем – бария хлорид.

5–й уч.: О чем это говорит? Не составит нам труда понять, что в колбе…

Все десятиклассники: КИСЛОТА!

5–й уч.: Знаете, наверное, вы ее название?

Все: Серная!

Уходят. Выходит 1–й ученик

1–й уч.: В чудесах химических я уже остер, с помощью химии создам костер.

"Борода "Старика Хоттабыча""

Смешивают равное количество порошка алюминия и кристаллического йода на жестяном поддоне. Капают 2 капли воды. Через короткое время появляется пламя и фиолетовый дым.

1–й уч.: Я открою свой секрет, никакой тут тайны нет. Порошок алюминия и кристаллического йода я смешал и капнул воды. Вода играет роль катализатора. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.

Уходит. Появляется 2–й ученик.

2–й уч.: У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы. Шестой класс, внимание!

Проделывает опыт с фенолфталеином.

2–й уч. Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?

Ведущий: (подсказывает) Фенолфталеин.

Следующий опыт с метилоранжем.

2–й уч. В щелочах я очень желтый, а в кислотах очень красный. А в среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?

Ведущий: Метилоранж.

Опыт с бумагой универсального индикатора.

2–й уч. Эта желтая бумажка все укажет без труда: посинеет – в колбе – щелочь, покраснеет – кислота. Коль нейтральная среда – не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовемся?

Ведущий: Универсальная.

3–й уч. Демонстрирую я чудо – несгораемый платок.

2 хим. стакана – с водой, с ацетоном. Смачивает платок в воде, затем в ацетоне. Закрепляет в щипцах и подносит к спиртовке.

4–й уч. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами. Химический зимний букет вам вручу, как только я этого сам захочу.

Бумажные цветы, пропитанные раствором фенолфталеина опрыскивает р–ром щелочи.

Выходят 5–й и 1–й ученики.

5–й уч. Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.

Приглашают шестиклассника.

5–й уч. Оперируем без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод!

1–й уч. Один момент

Подает йод (FeCl3)

5–й уч. Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент.

Делает ножом "разрез", течет кровь. (Нож смачивается р–ром KCNS)

1–й уч. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза – ни следа.

5–й, 1–й уч. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.

Уходят. Появляется 3–й уч.

3–й уч. А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.

На лаб. штативе укрепляет пробирку с дихроматом аммония. Слегка нагревает дно пробирки с помощью спиртовки.

3–й уч. Вам запомнится, ребята, это извержение. Тип реакции какой здесь?

Ведущий: Разложения!

Выходят все участники.

Хором: Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.

Ведущий: Мои юные слушатели! Изучая химию, вы узнаете из каких химических элементов состоит мир, где распространен тот или иной элемент или химическое соединение в природе. Давайте вспомним, где и когда и с какими химическими элементами и веществами вы встречались в повседневной жизни. Вот лето, каникулы. Жарко! Где вы чаще всего бываете летом?

– На речке, на пляже.

Ведущий: Вы купаетесь целыми днями. А подумал кто–нибудь из вас, что такое вода? Какое это хим. соединение и к какому классу оно относится?

– Это оксид водорода, формула воды Н2О.

Ведущий: Накупались до озноба! Бежите на песок греться. А что такое песок?

– Это оксид кремния, кислотный оксид.

Ведущий: Посмотрите вокруг и задумайтесь, какие химические соединения нас окружают?

– Кислород, углекислый газ, азот, вода, сернистый газ и т. д.

Ведущий: Какое соединение необходимо для дыхания?

– Кислород в воздухе, 1/5 часть воздуха.

Ведущий: А что мы выдыхаем?

– Углекислый газ.

Ведущий: Продукты питания тоже химические вещества, органические – белки, жиры и углеводы, неорганические – минеральные соли. Вспомните, без чего нельзя приготовить пищу.

– Без соли, она называется поваренной, состав её – NaCl.

Выступление шестиклассников:

1–й ученик: ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ.

В разных странах, на разных континентах употребляют в пищу различные продукты. Один только продукт везде одинаков – это соль, которую в быту мы просто называем солью, в химии – хлористым натрием, в технике – поваренной или пищевой солью. Соль входит в состав почти всех блюд, даже в сладкие пирожные. Не зря солонка неизменно занимает почетное место на обеденном столе. Как говорят, без соли стол кривой.

Хлорид натрия – единственное минеральное вещество, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Если живой организм совсем лишить хлорида натрия, т. е. кормить пищей, лишенной соли, то он погибнет через несколько дней в страшных мучениях, несмотря ни на какое питание. Чем больше организм получает пищи без соли, тем больше натрия и хлора отнимается от тканей, и тем скорее он будет слабеть, истощаться и гибнуть.

У травоядных потребность в поваренной соли очень велика, они с удовольствием едят соленый корм, дикие пьют минеральные воды, лижут солонцы.

2–й ученик: А я расскажу об истории поваренной соли.

Немного истории.

Ребята, сколько стоит килограмм соли?

– 10 рублей.

Да, соль дешева сейчас. А раньше? Соль настолько дорого ценилась, что на пирах ее подавали лишь на столы знатных гостей. Прочие гости расходились с пиршества "несолоно хлебавши".

Некоторые народы центральной Африки в свое время платили за один килограмм соли один килограмм золотого песку.

А на Руси? Когда в XIII веке князь Владимир взял в жены дочь царя Галицкого, владимирцы встретили невесту своего князя с большой радостью. В приданом княжны были обозы с солью. Остались недовольны только купцы. За один мешок соли они брали столько, сколько два человека могли заработать в течении всего лета.

С поваренной солью связаны многие предрассудки. Например, у многих народов был обычай "солить" новорожденных для предохранения их от злых духов, которые олицетворялись в болезнях, бессоннице и даже капризах детей.

Во Франции "соление" детей практиковалось еще в XVIII веке. Для "соления" одного новорожденного тратилось 12 фунтов соли. Ребенок лежал в соли сутки, после чего у него слезала кожа, но зато "он был здоров всю жизнь".

Греки, грузины, армяне, татары натирали новорожденного мелко истолченной солью, сыпали ее в уши, чтобы "хорошо слышал", в глаза, "чтобы ясными были", после чего заворачивали ребенка в тряпки и держали в соли несколько часов, не обращая внимания на его крики. Этот мучительный обряд делался для благополучия ребенка, т. к. соль всегда была символом чести, здоровья изобилия и вечности.

Ведущий: Мы окружены со всех сторон химическими элементами и соединениями и сами мы состоим из химических соединений. Какое же химическое соединение входит в состав нашего организма в большом количестве?

– Вода.

Ведущий: Да, вода. Наше тело от 60 до 80% состоит из воды. Вода нужна, прежде всего для протекания химических реакций в организме. Конечно, не только в этом заключается роль воды.

Морская вода.

Морские животные, птицы пьют морскую воду. Вы удивлены? Да, в ней много солей, но морские животные и птицы имеют чудесные опреснительные аппараты в углу глаз или около носа. Многие черепахи "плачут" солеными слезами, и эти слезы хорошо видны, когда черепахи выходят на берег и откладывают яйца. У многих морских птиц наблюдается "насморк" – это выделяются лишние соли. Не всегда верьте слезам! Вот крокодил съел очередную жертву, и тут же из его глаз капают крупные прозрачные слезы. Думаете, он оплакивает жертву? Как бы не так! Он выделяет лишние соли в концентрированном растворе. Конечно, не все слезы "крокодиловые".

Ведущий: А теперь вспомните, какие соединения входят в состав вашего скелета?

– Фосфат кальция, карбонаты кальция и магния.

Ведущий: Они входят в состав костного скелета. Но кальций и фосфор находятся не только в скелете, они в каждой клетке нашего тела. Много фосфора в мозговой ткани.

Ну, а кальций? Он не только в костях, его много в крови, от него зависит свертывание крови, умственные способности. Когда в организме мало кальция, развивается слабоумие.

В каких продуктах много фосфора и кальция?

– Много их в молоке, сыре, твороге.

Ведущий: Мы находимся в кабинете химии. Через год вы придете сюда изучать химию. В нем много интересного. Мои помощники проведут для вас экскурсию по кабинету:

1 группа – лаборатория,

2 группа – коллекционный стенд,

3 группа – стенды по ТБ.

Экскурсия длится в целом 7 минут. После экскурсии по кабинету ребята по группам рассаживаются за столы: №1, №2, №3.

Ведущий: А теперь я дам вам возможность познакомиться с веществами и узнать их свойства. Вы проведете практическую работу под руководством моих помощников студентов. Инструкции к данной работе – на столах. Будьте внимательны.

Все выполняют практическую работу: см. инструкцию по выполнению.

Необходимые средства для проведения работы:

  1. Растворы :
    1) пробирка – р–рNa2CO3,
  2. 2) проб.– р–р H2SO4,
    3) проб.– р–р BaCl2,
    4) проб. – р–р NaOH,
    5) проб.– р–р фенолфталеина.

  3. Спички.
  4. Бенгальские огни 3–6 штук.

По мере выполнения работы ребята заполняют отчет, старшеклассники помогают: инструктируют, объясняют, соблюдают осторожность при поджигании "бенгальских огней", при сливании растворов.

Вся работа длится ~ 10 минут.

ИНСТРУКЦИЯ по проведению практической работы

1. Взять пробирку №2 и разлить её: одну часть в пробирку №1, другую – в №3. Что наблюдали?

2. Взять спички и осторожно поджечь "бенгальский огонь". Что нужно, чтобы вещество загорелось? Какой газ поддерживает горение?

3. В пробирку №4 добавить раствор из пробирки №5. Что наблюдали?

4. Оформить отчет по плану.

Что делал?

Что наблюдал?

Опыт №1  
Опыт №2  
Опыт №3  

Ведущий: Я хочу задать вам последний вопрос: понравилось ли вам у нас? Захотелось ли вам изучать химию?

– Да!

Выходят все участники.

1–й уч: Наше время истекло.

2–й уч: Но мы вам показали не все, что умеем делать.

3–й уч: Мы еще умеем изгибать стеклянные трубки и сверлить резиновые пробки.

4–й уч: Говорить на химическом языке.

5–й уч: Медные монеты превращать в "серебряные".

1–й уч: Устраивать грозу в пробирке.

2–й уч: Получать водород и кислород.

3–й уч: Взрывать гремучий газ.

4–й уч: Делать черный порох и еще много другого.

5–й уч: Этому и вы научитесь, если с увлечением будете изучать самую интересную науку – ХИМИЮ.

Ведущий: Спасибо всем, кто к нам сегодня пришел.