Литературная игра для 3-го класса (1—4)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Литературная игра проводится в форме “Брэйн–ринга”.

I тур (отборочный)

Первая игра.

– У Сергея Михалкова есть слова:

Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.

– Из каких произведений взяты имена детей? ( “Тимур и его команда”, “Чук и Гек”.)
– Сколько весил колпак у Добрыни Никитича из былины “Добрыня и Змей”? (3 пуда.)
– Назовите известного вам зарубежного баснописца. (Эзоп.)

Вторая игра.

– Назовите автора произведения, в котором одним из героев является собака Джек. (А.И. Куприн. “Собачье сердце”.)
– Какие смысловые значения содержит пословица? (Учит, поощряет, одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься.)
– В рассказе “Зайцы” Л.Н. Толстой сообщает о том, какие бывают зайцы. О каких зайцах он рассказал? (Лесные, полевые, гуменники.)

Третья игра.

– Назовите писательский псевдоним Алексея Ивановича Еремеева. (Леонид Пантелеев.)
– Продолжи пословицы:

Что людям желаешь, … (то и сам получаешь).
Чему Ваня не научился, … (того Иван не выучит).
Не надобен клад, … ( коли в семье лад).

– О стихах какого поэта К.И.Чуковский сказал так: “Стихи… написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком” (Николай Алексеевич Некрасов.)

Четвёртая игра.

– О каком животном Куприн говорил так: “И умирают иногда… в тоске по хозяину и плачут настоящими слезами…” (О лошади. “Ю–ю”.)
– Кто писал и басни, и былины, и сказки, и художественные произведения, и научно-популярные рассказы? (Лев Николаевич Толстой.)
– Назовите 2 былины, которые “спрятались” в тексте. “Спасибо тебе, Добрынюшка, один ты из всех богатырей сослужил нам службу важную. Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырём, над другими богатырями начальником. И живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до смерти” (1. “Добрыня и Змей” 2. “Илья Муромец и Соловей-разбойник”.)

Пятая игра.

Найди ошибку:

“Джек Лондон – известный английский писатель. Он писал о суровой природе Аляски, о тяжёлом труде людей, осваивающих этот северный край, о дружбе, о жизни животных”. (Джек Лондон – американский писатель.)
– На какие группы делятся загадки? (Описание свойств, признаков предметов; описание действий предмета; противопоставления; сравнения; вопросы.)
– Как звали по отчеству героев из сказки “Дрозд Еремеевич”? (Лиса Романовна, Дрозд Еремеевич, Сорока Филипповна.)

Шестая игра.

– Назовите автора, создавшего этих литературных героев: Игнат, Арапка, Белолобый. (Антон Павлович Чехов. “Белолобый”.)
– Как должна была явиться к царю дочь бедняка из сказки “Дочь-семилетка”? (Ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.)
– В одном известном вам произведении писатель описывает, как отец целился из ружья в сына. Как называется это произведение? Кто виновник события, описанного в произведении? (“Прыжок”. Виновник событий обезьяна.)

Седьмая игра.

– Назовите фамилию и псевдоним русского писателя, автора произведений “Приёмыш”, “Постойко” (Фамилия – Мамин, псевдоним – Сибиряк. Дмитрий Наркисович Мамин–Сибиряк.)
– Назовите кличку коня Ильи Муромца. (Бурушка–Косматушка.)
– Назовите пять пословиц о труде.
(Пример: –Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.
– Не даром говорят, что дело мастера боится.
– Не игла шьёт, а руки.
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Терпенье и труд всё перетрут).

II тур (финальный)

Первая игра.

– Закончите предложение “Басня – это …” (Это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Басня – это иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл.)
– Назовите малые формы фольклора. (Загадка, пословица, скороговорка, потешка, считалка, песенка, шутка.)
– Какие 3 загадки царь – судья загадал богатому и бедному из сказки “Умная внучка”? (Что всего на свете сильней и быстрей? – Ветер. А что всего на свете жирней? – Земля. А что всего мягче и что всего милее? – Руки и сон.)

Вторая игра.

– Закончи предложение “Сказка – это …” (Это устный рассказ о чём–то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом.)
– Какая басня лишняя. “Лебедь, Рак и Щука”, Волк и Ягнёнок”, “Ворон и Лисица” (“Ворон и Лисица” – автор басни Эзоп, а автором остальных басен является – Крылов.)

Блиц – задание.

Назовите известные вам скороговорки. (Команды называют скороговорки по очереди.)

Третья игра.

– Закончите предложение “ Присказка – это …” (Это шутливое вступление или концовка сказки.)
– Назовите известных вам баснописцев. (Эзоп, И.А. Крылов. А.Е. Измайлов. Л.Н. Толстой. С.В. Михалков. И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев.)
– Джон Чиарди в своём произведении рассказал о ящике, в котором находились две птицы. Какие это были птицы? (Рифмы.)

Четвёртая игра.

– Закончи предложение “Мораль – это …” (Это нравоучение в басне.)
– Отгадай загадку. К какой группе загадок она относится? Какая обувь в огне изготовляется и с ног не снимается? (Подкова. Загадка – вопрос.)
– Каких животных Эрнест Сетон-Томпсон описывал так: “Эти маленькие животные имеют обыкновение усаживаться на задние лапы, выпрямившись и плотно сложив передние лапы на груди, благодаря чему издали их можно принять за торчащие из земли колышки.” ( Сумчатые крысы. Рассказ “Чинк”.)