Конспект-урок по риторике "Лесть, похвала, комплимент"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: Путем литературного исследования дать понятия: похвала, лесть, комплимент и учить различить их

Организационный момент (самоопределение)

I.Чем мы занимались на прошлом уроке? (Мы вели разговор о кратких и подобных высказываниях).

Что значит говорить лаконично? (Кратко, сжато, в немногих словах). Емко - много смысла в краткой форме. Найдите к слову "лаконично"    антоним.  (Подробно, полно). Что значит говорить подробно? (Полно, обстоятельно, детально). Что такое риторика? Давайте сформулируем это понятие кратко и подробно. (4человека). Отзыв о составленных высказываниях. Чей ответ был более лаконичен?

II.Работа над новым материалом.

Дети, сейчас я вам прочитаю несколько отрывков. Если вы хорошо подумаете, о чем эти высказывания и ответите одним словом, то определите тему нашего урока, тему нашего разговора.

Послушайте отрывок В. Гаршина "Лягушка-путешественница". "...Утки летели вслед за несшей ее передней парой, кричали и хвалили ее. Удивительно умная голова наша лягушка,- говорили они - даже между утками мало таких найдется... "

О чем этот отрывок? Выразите отношение уток и лягушки. (Они ее хвалили). Скажите одним словом.  (Похвала). Записываю: похвала.

III.Читаю отрывок из басни И.А.Крылова "Ворона и Лисица".

"...Голубушка, как хороша, ну что за шейка, что за глазки, рассказывать бы, право, сказки..." О чем этот отрывок? Как сказать одним словом? (Лесть.) Кто думает по-другому? Что делает Лисица? Хвалит. Значит здесь тоже похвала? Да. Кто считает, что лесть?

Кто считает, что здесь похвала? Записываю:   похвала     лесть

похвала

IV. Делаю комплимент ученице и В. Ал.

Что я сказала? (Комплимент.) Я их похвалила? Да. Значит это

похвала? Записываю: похвала               лесть               похвала

похвала           комплимент

Странная запись получилась? Везде похвала написана. Так что же такое похвала? Подберите однокоренные синонимы (хвалить,  похвали,  хвалебные речи - корень - хвал- ; (восхищаться, восторгаться). За что утки удостоили лягушку похвалой? Как они ее хвалили?

(За то, что она придумала гениальный способ попутешествовать вместе с ними).  (Хвалили ее за ум по-настоящему,  искренне,  по-доброму, правдиво).

Записываю.

Похвала                                        Лесть                           Похвала

Похвала                      Комплимент

Искренние

Приветливые

Добрые

Правдивые

Откройте учебник и прочитайте, что такое похвала. Для чего хвалят? Хвалят за что-то.

V.Давайте разберемся во втором отрывке. Это лесть или похвала? Можно ли поставить знак "<=>"? За что Лисица хвалит Ворону? (Для того, чтобы получить сыр.) А как она ее хвалит?

похвала                                          лесть                    похвала

                                                      похвала                 комплимент     

Искренние              ->                     нет

Приветливые          ->                     да

Добрые                    ->                     да

Правдивые              ->                     нет

Значит это похвала? Нет. Так что это, лесть?  Для чего вообще льстят? (С выгодой для себя). Как называется человек, который льстит? (Льстец). Вспомните слова И.А.Крылова, являющиеся моралью басни "Ворона и Лисица" и ответьте на вопрос: "Как относиться к лести?"

Люди, принимающие лесть как правду, не могут критически оценить себя. Любая лесть - это яд или отрава души, воздействует на человека отрицательно. Представьте ситуацию. Вам человек льстит, и вы это знаете, как вы поступите в этой ситуации? Ваши действия. Правила этикета требуют того, чтобы дать понять, что вы поняли, что это лесть, и вы ее не принимаете. В таком случае вы должны сказать: "Спасибо. Я понимаю, что вы мне льстите. Спасибо, не надо".

VI. А можно ли поставить знак равенства между похвалой и комплиментом? Что такое комплимент? Комплимент - приятное для кого-либо замечание, любезный отзыв. А как называется человек, любящий говорить комплименты? (Комплиментщик).

Поймем различие.

Похвала                                        Лесть                                    Похвала

                                                      Похвала                              Комплимент

Искренние                  ->                Нет                     ->                  Да

Приветливые              ->                Да                      ->                 Да

Добрые                        ->                Да                      ->                 Да

Правдивые                  ->                Нет                     ->                 Да

Значит похвала и комплимент - это одно и тоже? (Да. Вспомним, что такое комплимент. Если нет , в чем заключаются различия?)

Отличительная черта комплимента от похвалы, что это штрих, деталь похвалы, любезный отзыв, как бы комплимент, находящийся

Значит можно поставить знак равенства. Да. Это будет выглядеть примерно так. Комплимент (похвала) =  краткая похвала.

Какова цель комплиментов? Для чего их произносят? Чтобы сделать людям приятное. А лесть и комплимент можно уравнять? Нет.

О чем, дети , мы сегодня говорили?

О лести

О комплименте

О похвале

Раскрываю доску. Запись. Похвала. Лесть. Комплимент.

Это и есть наша тема урока.

1. Для чего люди льстят?

2. За что людей хвалят?

3. Для чего делают комплименты?

Сейчас я зачитаю отрывки из произведений, высказывания, а вы должны определить, где лесть, комплимент и похвала?

"...А ты кукушечка, мой свет,

 Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!"

 

"...Спасибо, кум: зато по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички..."

Что это? (Лесть.) Почему лесть? Для чего делает это Кукушка и Петух?

"...Кто похвалит меня лучше всех, тот получит большую конфету." А Заяц начал говорить. (Зайцу очень-очень хотелось получить конфету и он сказал: "У тебя самые большие глаза. - А еще, - попросила девочка, - У тебя самые большие уши...") Как вы думаете, получил ли Заяц конфету? (Лесть.)

"Милая Золушка, ты очень добрая и трудолюбивая". (Похвала).

"Милейшая, Бабулечка-Ягулечка , отвези меня в своей ступе за тридевять земель". (Лесть.)

- Папа, ты так здорово в прошлый раз накачал камеру! Я целый месяц катался. Помоги мне сегодня...

- Хорошо. Сделаю.

"Бабуля, спасибо за обед. Все очень вкусно. Ты замечательно готовишь.

Я рада это слышать. На здоровье". (Похвальные слова в благодарности. Комплимент).

Добрый друг Емеля. Ты такой добрый, если бы еще не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми. (Комплимент, похвала).

А Золушка и в стареньком платьице была во сто раз милее своих сестриц. (Комплимент, похвала).

"А Золушка была также добра душой, как и прекрасна лицом. Она взяла сестер к себе во дворец и в тот же день выдала их замуж за двух придворных".

Рефлексия.

Итог урока. Чему же был посвящён этот сегодняшний урок? Давайте подведём итог. Как можно отличить похвалу от лести, лесть от комплимента? Можно ли поставить между ними знак равенства? У кого возникли затруднения в определении этих понятий? В чем было ваше затруднение?

Могут вам пригодиться эти знания в жизни? Можете ли вы теперь себя назвать знатоками?

Домашнее задание: Найдите отрывки из художественных произведений, высказывания, где встречаются понятия: лесть, комплимент, похвала.