Истоки русского искусства

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА"

Русская культура богата, разнообразна и имеет достаточно глубокие корни. Знакомство с ее элементами начинается еще в школе. С одной стороны это упрощает, с другой осложняет дело: непросто удержать интерес студентов, превратить знакомство же, казалось бы, с известным в праздник открытия и творчества. Для этого нужно найти оригинальные пути, основанные, прежде всего, на творческом подходе, которые разбудят фантазию, а она в свою очередь, станет средством глубокого вдумчивого анализа материала, средством формирования самостоятельности в познании и творчестве.

Недели за две создаем творческую лабораторию, состоящую из четырех секций. Каждая секция (подгруппа, формирующаяся по желанию учащихся) получает задание: а) в предложенной литературе найти материал о: праздничной площади, балагане, райке, кукольном представлении; б) подготовить презентацию своей формы: устное сообщение, театрализованной представление.

К подготовке данного урока привлекаю также студентов старшего курса, с целью воспитания потребности в самообразовании в процессе профессиональной подготовки.

На время урока аудитория превращается в концертный зал: оформляется сцена (кулисы, задник с видом ярмарочных рядов), где происходит действие; зрительный зал для гостей; предсценное пространство – здесь располагаются студенты по секциям (подгруппам).

Инсценирование миниатюр предполагает: использование народных костюмов, часть которых студенты изготавливают своими руками; музыкальное оформление, которое делает представление более зрелищным и ярким.

Для достижения большего эффекта преподаватель руководит выполнением задания: проверяет содержание, что-то корректирует, подсказывает как сделать лучше. Но общение строится по принципам сотрудничества и сотворчества.

Итак, начинаем!

Преподаватель. Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, и даже от природных и климатических особенностей. На прошлых уроках мы уже познакомились с культурой древнерусского государства. Сегодня мы остановимся на особенностях развития культуры и искусства в XVIII веке. Но сначала давайте вспомним основные понятия изученных тем. Перед вами кроссворд. Как вы думаете, почему кроссворд имеет форму солнца?

Студент. Солнце имеет круглую форму. Славяне считали, что год – это огненное колесо, вращающееся вокруг своей оси.

Студент. Славяне почитали и поклонялись солнцу, обожествляли его.

Преподаватель. Верно. Решать кроссворд мы будем в обратном порядке, т.е. вы выбираете цифру, я вписываю слово, а вы объясняете его значение.

Понятия: Ярило, лето, обычай, год, обряд, природа, береза, коза, традиция, колядка, праздник, земля, Перун, вода, хорс, симаргла, стрибог, Дажбог, рукопожатие, ритуал.

Преподаватель. Желающие могут дополнить ответы, получая дополнительные балы. А оценивать вашу работу в течение урока будет “Совет мудрейших” (который состоит из трех студентов старшего курса). Итак, начинаем работу. Решаем кроссворд.

Преподаватель. Ну что ж, я думаю мы успешно справились с этим заданием. Пока “Совет мудрейших” оценивает ваши ответы, мы идем дальше.
“Эпоха великих преобразований” - такое название в истории Российского государства получила эпоха Петра I. Именно в этот период произошли существенные преобразования в развитии русской культуры и искусства. Что же это за эпоха? Давайте попробуем “окунуться” в эпоху Петра I.

Выступление старшекурсницы с сообщением по теме “Эпоха великих преобразований” (Литература: А.Ф. Некралова “Русские народные, городские праздники, увеселения и зрелища XVIII-XX веков”. М., 1991г.)

Преподаватель. Спасибо! Есть ли у вас вопросы к выступающей?

Вопросы студентов.

Итак, главным местом в городе была праздничная площадь. Давайте попробуем взглянуть, чем здесь занимается народ.

Выступление подгрупп.

Выступающий первой подгруппы. Праздничная площадь – это место гуляний, приуроченных к сезонным и церковным праздникам, ярмаркам, иногда к таким событиям как победы, коронации и т.д. Устраивались они в разное время года и сопровождались традиционными ритуалами и обрядами: ледяные горы зимой, прогулки на санях на Масленицу, качели и карусели летом и другое.
Своеобразные колорит площади придавала реклама: устная, живописная, театральная. Можно было услышать остроумные монологи продавцов и мастеровых балагуров.
Среди ярмарочных увеселений обращали на себя внимание вожаки с учеными медведями – это древнейшее народное увеселение. Повадыри с четвероногими артистами бродили по дорогам России, показывали свое искусство, зарабатывая себе на жизнь.

Звучат “Скоморошьи наигрыши”.

Скоморох. Ярмарка удалая,
Ярмарка расписная.
Честной народ собирайся
И душою разгуляйся.

Торговец блинами. Оладьи, оладушки
Для деда и бабушки,
Для малых ребяток.
На гривну десяток…
Подходи покупай!
Горяченькие забирай!

Скоморох. Дай блинок, я новость скажу!

Торговец блинами. Да ну тебя
Наврешь в три короба.

Скоморох. Нет, правду скажу.

Торговец блинами. Сначала скажи. Потом дам.

Скоморох. Слушай, запоминай,
Ворон не считай.
Идет сюда зверь лохматый
Красноглазый и кудлатый.
Собирай народ,
Михайло с цыганом идет.

Торговец игрушками. Врешь, поди
Людей баламутишь только.
Работать надо.
Всем необходимо
Проходящим мимо.
Детская игрушка
Веселая Петрушка!
Веселый Бим-бом
Веселит весь дом.

Появляется цыган и поет песню.

Цыган. Мохнатый шмель,
На душистый хмель…

Тащит медведя на цепи, медведь подвывает.

Цыган. Сейчас покажем представление
Всем на удивление.

Торговец игрушками. Послушай, где другие цыгане? Вы вдвоем?

Цыган. Да, вдвоем, а другие цыгане…
Да медведя по дороге кормить надо было…

Торговец свистульками. Да не слушайте его
Гляньте-ка, какой товар
И свистульки, и пищалки,
И веселые кричалки.
Подходи скорей,
Денег не жалей!

Звучит фонограмма цыганской песни, мишка пляшет, а цыган подыгрывает. Скоморох передразнивает.

Скоморох. Да, что это мишка ковыляет. Вот я умею:
Развернись душа
Ай да пляска хороша!

(Делает хлопушку)

Торговец блинами. С дымом, паром,
Головным угаром
Подходите, угощайтесь,
В тоску не ударяйтесь.

Торговец игрушками. Игрушки покупайте,
Петрушек разбирайте.

Торговец свистульками. Покупайте свистульки золоченные
Покупайте дудочки точеные.

Скоморох. Ай, да ярмарка гуляет,
Красно лето прославляет.

БАЛАГАН.

Выступающий второй подгруппы. Балаганы – это центр праздничной площади, это лицо гуляния. По ним судили о размахе и значимости гуляний.
Слово “балаган” известно на Руси со времен золотоордынского ига, обозначает верхнюю легкую пристройку к дому. До XIX века имела основное значение – разборная временная постройка. На сценах временных театров выступали профессиональные артисты, цирковые артисты, а так же любители из числа мелких чиновников, мастеровых и ремесленников. Частыми гостями были зарубежные цирковые коллективы, гастролировавшие по России.
Представления обычно начинались в полдень и заканчивались в девять часов вечера. Спектакль длился 30-40 минут, показывался 5-6 раз. В репертуаре сцены и пантомимы “африканский людоед”, “женщина-паук” и др. Острые шутки часто выходили за пределы цензуры, поэтому подвергались жесткому цензурному контролю.
Коронным номером, любимицей публики было выступление Катерины Ивановны с чувствительным романсом.

Занавес. Появляется зазывала. Он в мужском народном костюме.

Зазывала. Эй, кто в стороне стоит?
Погоди!
Эй, кто там отвернулся?
Погляди!
Кто скучает, кто грустит.
В миг вас всех развеселит
Наш веселый балаган!
Здесь Потешник и Цыган,
Скоморохи и Петрушки,
Все резвятся как хлопушки.
Денег малый не жалей,
Покупай билет скорей!

Убегает. Выходит Потешник и Цыган.

Потешник. У нас лавки дорогие
И товары модные,
У нас шутки заводные,
Радости народные!

Цыган. У нас от бубликов – дырки
От опилок пырки,
От жилета – рукава
И от швабры мишура!

Разбегаются. Открывается занавес. Выходит хозяин.

Хозяин. Почтейнейшая публика! Сейчас вы увидите всемирную известную актрису, а также чудеса техники и иллюзии.
Итак, всемирно известная актриса, проездом из Парижа в Нью-Йорк, несравненная Катерина Ивановна со своим романсом “У церкви стояла карета”.

Уходит. Появляется певица (переодетый юноша) и исполняет пародию.

РАЕК, ИЛИ ПОТЕШНАЯ ПАНОРАМА.

Выступающий третьей подгруппы. Впервые раек появился на ярмарке и сразу завоевал любовь зрителей. Успех во многом определялся прибаутками, которыми владелец потешных панорам сопровождал показ картин.
Раешники откликались на разные события внутри страны и за ее пределами.
Раек – непосредственное порождение города, его массовой культуры, он отразил все противоречия, сильные и слабые стороны народных гуляний и ярмарочных увеселений. Изобилие юмора, великолепные актерские данные раешников вызывали положительные эмоции у образованной публики. Интерес к клубочным картинкам у народа увеличивался. Они проникали и в деревню, пристраивались “к крестьянской летней горенке на невысокой стеночке”.
Д.В. Григорович видит причину этого в том, что “лубочная продукция присуща каждому русскому, стремление к художеству украшает лачугу, и утешают их рассказы о другой, удивительной, счастливой и сытной жизни.

Выступающий третьей подгруппы. Устанавливается раек – небольшой аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди, ярко раскрашенный. Возле него стоит раечник, он одевался ярко, чтобы привлечь внимание.

Раешник. Народ честной и парни и девицы, и молодцы, и купцы, и гуляки праздные покалякать со мной подходи, покажу вам всякие картинки про Татарское педагогическое училище. А вы прибаутки шутки с вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите, да карманы свои берегите.

Установив очередную картину, раешник сначала пояснил, что сие значит.

Раешник. А это извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать. Татарское педагогическое училище, там девушки гуляют в шубах, в юбках и тряпках, в шляпках зеленых подкладках, букли фальшивы, а головы плешивы.
Вот смотрю в оба, идет парень и его зазноба, надели платья модные, да думают благородные.
А вот извольте видеть, хоромы главные, живет в них особа знатная, ее политика богата, всем студентам помочь рада.
Вот вам площадь городская, хорошая такая, и убранная к тому же, что ни шаг, то лужа.
И украшениям нет счета, где не взгляни, там болота!
А пахнет так будто роза, потому что везде кучи навоза! Чисто!
Нет хуже в Татарске беды, как недостаток воды. Дума деть городу водицы непрочь, но боится что ей в ступе будет нечего толочь.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, ИЛИ ТЕАТР ПЕТРУШКИ.

Выступающий четвертой подгруппы. Кукольные спектакли не были рождены городской площадью, однако в системе народно-площадных увеселений им принадлежало одно из главных мест. Легкие на подъем, ведущие бродячий образ жизни кукольники разыгрывали свои представления в городах и дачных местах, в больших селах и маленьких деревнях, иногда прямо на дороге, везде, где собирался народ, готовый посмотреть их выступление.
Русский театр кукол легко разделить на две ветви: “балаганная” - с использованием сложных техник кукловедения, с яркими декорациями и костюмами, их выступление было приближенно к театральному; другая ветвь – бытовой, бродячий или временный, продолжала традиции народных, фольклорных увеселений.
Переход от комментирования действий кукол к их разговору, от пантомимы к разговорным сценам привело к рождению Петрушки, любимца публики. Одет он был в красную рубаху, плясовые штаны, заправленные в щегольские сапожки, на голове колпак. Непременными деталями его внешнего вида были также два горба (спереди и сзади), удлиненный горбатый нос.

Петрушка. Здравствуйте, господа! Я пришел…
Я Петрушка, мусье, пришел повеселить вас всех,
Больших и маленьких, молодых и старых.
Я Петрушка, веселый мальчуган!
Без меры вечно пью,
Всегда весел и пою,
Тра-ля-ля! Тра-ля-ла!
Так вот я каков, Петрушка! Ах!
(Ударяет себя по лбу)
Забыл я! Петрушка, то Петрушка,
А прозвище как? Ра-та-туй!
Слышите: Ра-та-туй!

Выступающий четвертой подгруппы. О, почтеннейшая публика, дамы и господа!
С моей почтеннейшей, друзья, немедля познакомлю я!
(Cвистит будто вызывает лошадь).
Любимая, о огонь моего сердца.
Ты что всегда во мне и в моем кошельке.
(Cвистит опять).
Встань передо мной, как лист перед травой!

На сцену выскакивает кривая, косая барыня. Петрушка и ей преподносит комплимент.

Петрушка. О стрекозка, молю, укрась ты жизнь мою!

Барыня (кряхтя). Я с маменькой об этом поговорю.

Петрушка вскакивает, всплескивает руками.

Петрушка. Не медли с разговором ни дня.

Чмокает в нос и хватает за руку.

Петрушка. А хочешь, пойдем, погуляем?

(Идут гулять).

Петрушка. Посмотри, какая сегодня луна
Какие новастые звезды!
И я хочу в этот момент поведать тебе
Историю разбитого счастья!..
(Пауза)
Помню иду, (пауза) и пою.
Что лай собак не слышно.
Вижу, летит на луну
Собака (пауза) вся золотая!
(Петрушка машет руками, иллюстрируя полет собаки).
К хвосту прикрепил рог.
Вест красный, как ярило летом.
Вдруг!!! Чап… Чап… Чап…
И врезался в луну!..
Что-то замоталось, как тесто,
И съел половину луны.
Объевшись, упал мне на хату
И задавил жену мою,
Что бежала на встречу с ухватом.

Барыня. Ах!!! Как печально…
А что же с золотою собакой?

Петрушка. Долетела за сутки до Марса
Вступила в контакт с НЛО
И сообщает о вселенском разуме.

Барыня. Да ты брешишь!

Петрушка. Что ты. Тротатуй с ложью всю жизнь воюет.

Барыня. Нет. Я больше с тобой не пойду,
А то заврешься!
И не мели никому,
Что ты предлагал мне сердце.
(Бросает платочек и уходит)
Я больше тебе не мечта.

Петрушка. (Подхватывает платочек, вдыхает аромат и чихает)
Апчи! Фу как воняет, что ли перцем!
Ну и ладно, другую найду.
Ты душу из сердца не вынешь
А что до луны (пауза)
То в луну поверит соседка Олеся.
(С нежностью вздыхает).

Преподаватель. Ну что же, спасибо большое подгруппам. Мне хотелось бы задать вам несколько вопросов.

- Что использовал Петр I для популяризации своих преобразований?
- Назовите главных героев праздничной площади.
- Что означает понятие “балаган”?
- Что такое раек, кто такой раешник?
- Что описывается в отрывке из поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. Некрасова? Докажите свои слова.

“Комедия с Петрушкою,
Сказкою с барабанщицей,
И с не простой шарманкою,
А с настоящей музыкой
Смотрели тут они.
Комедия не мудрая
Однако и не глупая
Хожалому квартальному
Не в бровь, а прямо в глаз”.

Преподаватель. Я думаю, у вас сложилось представление о праздничной площади, балагане, райке и театре Петрушки.
Теперь мне хотелось бы, чтобы вы в секциях оценили степень участия каждого в подготовительном этапе работы. У вас на столах лежат листочки, там вы должны проставить баллы ( по пятибальной системе).
Время на обсуждение 3 минуты. Сведения передаются “Совету Мудрейших”.
Пока “Совет Мудрейших” подводит итог, мы с вами продолжим знакомство с обрядами и обычаями русского народа. Приготовили тетради “Страницы народной мудрости”. Я прошу желающих выступить.

Студенты рассказывают интересные ритуалы и обряды народной жизни.

Преподаватель. Спасибо выступающим. Теперь слово “Совету Мудрейших”.

(Оценивают работу студентов).

Преподаватель. Большое спасибо вам за работу. Думаю, что цель сегодняшнего урока достигнута.
Спасибо всем за урок. Урок окончен.