О, Умник! Внеклассное мероприятие

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Игра проводится в рамках недели физики, как индивидуальные соревнования между учащимися.

ЦЕЛЬ ИГРЫ : проверка знаний и умений учащихся, их сообразительности и находчивости.

УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ИГРЫ:

  1. Выработать навыки работы с тестами;
  2. Научить учащихся аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных одну оптимальную;
  3. В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
  4. Поднять престиж умных, но не всегда популярных в классном коллективе учащихся;
  5. Вовлечь в творческую работу как можно большее число участников.

ОСНАЩЕНИЕ: стенгазета “ О, умник!”, конверты с карточками вопросов, магнитофон с записями фрагментов мелодий из игры “ О, счастливчик!”, черный ящик для жеребьевки. Оборудование для экспериментов: электрофорная машина, шар от электрометра, стеклянный стакан, деревянная линейка ( обернутая металлической фольгой и закрепленная с противоположных концов иголками), диэлектрическая подставка, стеклянная палочка, кусочек ватки, шелковая ткань, носовой платок, спиртовка, емкость со спиртом, 2 колбы (закрытые резиновыми пробками), соединительные трубки.

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРЫ: ( по принципу телевизионной игры “О, счастливчик”)

Из учащихся 10 – го класса выбираются 5 участников игры, они в свою очередь подбирают себе друга, на помощь которого можно будет положиться во время игры ( ещё 5 учеников).

Команда “умников” сидит за своими рабочими столами вместе с другом – помощником. Перед началом каждого тура помощник ведущего предлагает участникам в процессе жеребьевки выбрать из черного ящика шар, внутри которого указан номер тура ( например, № 1), в котором находятся 10 вопросов – тестов с предполагаемыми ответами, один из которых правильный. Каждый правильный ответ оценивается на 0,5 балла, т.о. суммарное максимальное количество набранных баллов – 5, среди которых есть 2 несгораемых числа – это 3,5 балла = 4 ( оценка в журнал 4) и 5 баллов ( оценка –5).

№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

кол-во баллов

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

+ + + + + + +

3,5 балла ( за 7 ответов )

+ + + + + + + + + +

5 баллов ( за 10 ответов)

Но в ходе игры у участника есть 2 подсказки – это50/50 и помощь друга. ПО мере выбывания участника из игры и перед началом следующего тура ( с предварительной жеребьевкой) ведущий объявляет экспериментальную паузу.

Экспериментаторы 2-ое участников задолго до игры готовят опыты, подбирают оборудование и проводят их в промежутках между турами. Объяснение опыта оставляют открытым, предлагая его обдумывание болельщикам, которые в конце игры предлагают свои варианты ответов и могут получить за это оценку.

Редакторы стенгазеты в период подготовки игры подбирают материал для газеты, куда могут входить вопросы, загадки, награды, ребусы, кроссворды, а так же достаточно интересный материал по изучаемым темам.

Музыкальный оформитель заранее записывает на магнитофон фрагменты мелодий из телевизионной игры “ О, счастливчик”, а затем в ходе игры вставляет их в паузы.

Ведущий игры выбирается из числа учащихся наиболее коммуникабельный, артистичный, с чувством юмора ( такая душа класса всегда в классном коллективе найдется). Ему не обязательно быть отличником, в его карточках будут отмечены правильные ответы и те, которые нужно будет убрать в случае использования подсказки 50/50.

Помощник ведущего, обходя участников игры с черным ящиком, проводит жеребьевку участия. Перед каждым туром ( всего их 5), заменяя шар с № 1 на шар № 2 и т.д.

Ход игры.

I. Вступительное слово учителя:

“ Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
         Фирдоуси” ( Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)

II. Ведущий игры знакомит игроков и болельщиков с правилами игры. Просит своего помощника провести жеребьевку и приглашает первого участника игры за свой рабочий стол. Перед началом работы представляет участника всем присутствующим, просит игрока познакомить со своим другом и в процессе знакомства может задавать самые разнообразные вопросы. Например,

  • В какой ВУЗ вы собираетесь поступать?
  • Кто ваш любимый писатель?
  • В каких странах вы хотели бы побывать?
  • Что вы сейчас читаете?
  • Какая музыка вам нравится?
  • Каким видом спорта вы занимаетесь?
  • Какое ваше хобби?
  • Какой ваш любимый художник?
  • Кем вы хотите снять?

И так далее…

Это сделает игру динамичной и поможет болельщикам лучше узнать “ умников”.

В конце игры ведущий благодарит всех участников, объявляет результат игры.

III. Вопросы пакетов

Пакет № 1

  1. Единицей измерения какой физической величины является один моль?
  2. A Количество вещества
    Б Массы
    В Количества материи
    Г Объема

  3. Что определяет произведение 3/2 кТ ?
  4. А. Среднюю кинетическую энергию молекулы идеального газ
    Б. Давление идеального газа
    В. Абсолютную температуру идеального газа
    Г. Внутреннюю энергию идеального газа.

  5. Какие силы действуют между нейтральными атомами?
  6. А. Только силы притяжения
    Б. Только силы оттягивания
    В. Притяжения и отталкивания, силы отталкивания больше на малых расстояниях, чем силы притяжения
    Г. Притяжения и отталкивания, силы отталкивания меньше на малых расстояниях, чем силы притяжения.

  7. Какое явление, названное затем его именем, впервые наблюдал Роберт Броун?
  8. А. Беспорядочное движение отдельных атомов
    Б. Беспорядочное движение отдельных молекул
    В. Беспорядочное движение мелких твердых частиц в жидкости
    Г. Все 3 явления, перечисленные в ответах А-В

  9. Как изменится электроемкость плоского воздушного конденсата при увеличении в 2 раза площади его пластин и введение между обкладками диэлектрика с диэлектрической проницаемостью, равной 2? Расстояние между пластинами не изменяется.
  10. А. Увеличится в 2 раза
    Б. Увеличится в 4 раза
    В. Уменьшится в 2 раза
    Г. Уменьшится в 4 раза

  11. Какой вид деформации наблюдается в металле при чеканке из него монеты?
  12. А. Пластическая деформация
    Б. Упругая деформация
    В. Текущая деформация
    Г. Периодическая деформация

  13. Идеальный газ переходит из состояния М в состояние N тремя различными способами, представленными на диаграмме р – v. В каком случае работа газа была минимальной?
  14. А. 1

    Б. 2

    В. 3

    Г. Во всех случаях одинаково

    img1.gif (696 bytes)

  15. Первый закон термодинамики утверждает, что построить “Вечный двигатель” невозможно. Каков смысл этого утверждения?
  16. А. Нельзя построить двигатель, который работал бы вечно, т.к. любая машина со временем изнашивается и ломается.

    Б. Нельзя построить машину, которая совершала бы полезную работу без потребления энергии извне и без каких – либо изменений внутри машины.

    В. Невозможно “вечное движение” ни в природе, ни в технике. Любые тела без действия внешних сил спустя некоторое время останавливаются.

    Г. Нельзя построить самый лучший на все времена двигатель. Пройдет время и будет создан ещё лучший двигатель, чем сделан сейчас.

  17. Какова энергия электрического поля конденсатора электроемкостью 10 мкФ при напряжении 20 В?
  18. А .200 Дж

    Б.2000 Дж

    В. 2*10-4 Дж

    Г. 2*10-3Дж

  19. В результате адиабатного расширения объем газа увеличился в 2 раза. Как изменилось при этом его давление?

А. Увеличилось более чем в 2 раза
Б. Увеличилось менее чем в 2 раза
В. Уменьшение более чем в 2 раза
Г. Уменьшилось менее чем в 2 раза

Вопросы пакета № 2

  1. Какое примерное значение температуры по абсолютной шкале соответствует температуре 27 0 С по шкале Цельсия?
  2. А. 327 К
    Б. 300К
    В. 273 К
    Г. 246 К

  3. Какая физическая величина определяется отношением силы, с которой действует электрическое поле на электрический заряд, к значению этого заряда?
  4. А. Потенциал электрического поля
    Б. Напряженность электрического поля
    В. Электрическое напряжение
    Г. Электроемкость

  5. Что служит рабочим телом в двигателе автомобиля?
  6. А. Воздух
    Б. Вода
    В. Бензин
    Г. Поршень

  7. Что служит рабочим телом в реактивном двигателе самолета?
  8. А. Турбина
    Б. Вода
    В. Горючее
    Г. Воздух

  9. К одному концу стержня из диэлектрика поднесен без соприкосновения положительный электрический заряд. Если от стержня отделить в это время его второй конец, то какой электрический заряд будет на нем обнаружен?
  10. А. Положительный
    Б. Отрицательный
    В. Любая часть стержня не имеет электрического заряда
    Г. В зависимости от размеров отдельной части знак заряда может быть положительным или отрицательным.

  11. Идеальному газу передается количество теплоты таким образом, что в любой момент времени преданное количество теплоты D Q равно изменению внутренней энергии D И тела. Какой процесс осуществлен?
  12. А. Адиабатный
    Б. Изобарный
    В. Изохорный
    Г. Изотермический

  13. Если в стакан с водой опустить кусочек сахара и размешать, то получится раствор сахара. Может ли из раствора самопроизвольно образоваться кусочек сахара?
  14. А. Если нагреть, то может
    Б. Если охладить, то может
    В. Никогда не может
    Г. Может, если быстро нагреть, а затем охладить.

  15. Оцените максимальное значение КПД, которое может иметь тепловая машина с температурой нагревателя 727 0 С и температурой холодильника 27 0 С.
  16. А. 70 %
    Б. 43%
    В. 30%
    Г. 96 %

  17. Тело, обладающее электрическим зарядом, вследствие явления электростатической индукции притягивает не заряженное тело. Как изменится эта сила притяжения, если не заряженное тело окружить незаземленной металлической сферой?
  18. А. Станет равной нулю
    Б. Не изменится
    В. Увеличится
    Г. Уменьшится.

  19. Сколько молекул содержится в 22,4 дм3 воздуха при нормальных условиях?
  20. N А = 6*1023 моль –1.

    А. 6*10 23
    Б. 12*1023
    В. 6*1026
    Г. 12*1026

Вопросы остальных 3 пакетов составляются алогичным образом, из предложенной литературы ( см. ниже).

IY. Экспериментальная пауза ( проводится перед началом участия следующего игрока ).

  1. Соберите установку ( согласно рисунку 1. )
    Рисунок 2
  2. На верхнем конце трубки 3 должно быть небольшое отверстие диаметром 0,6 – 0,7 мм.

    Нагрейте колбу 2 на пламени спиртовки. Из трубки 3 вода 1 начинает бить фонтаном. Почему?

  3. Носовой платок смочите водой ( о чем присутствующим можно пока не говорить), облейте и подожгите. Через некоторое время пламя тухнет. Почему платок остается целым?
  4. Возьмите маленький рыхлый кусочек гигроскопической ваты массой 3–5 мг. Хорошо наэлектризуйте стеклянную палочку шелком и опустите её на ватку. Она притянется и наэлектризуется. Рывком палки в сторону оторвите ватку и быстро подведите палочку под ватку, а далее можно управлять её движением. Почему она плавает в воздухе?
  5. “Мельница Франклина”. Один из кондукторов электрофорной машины с помощью проводника соединить с железным шаром от электрометра, лежащем на стеклянном стакане, на котором находится деревянная линейка, обернутая металлической фольгой, закрепленная иголками с противоположных сторон. Вращая ручку электрофорной машины, заряжая шар, линейка начнет поворачиваться. Дать объяснение наблюдаемому явлению.

 Литература:

  1. Л.А. Горев “ Занимательные опыты по физике”. Москва. Просвещение, 1977 г
  2. О.Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В.А. Орлов “ Контрольные и проверочные работы по физике 7–11 кл”. Издательский дом “ Дрофа”, 2000 г.
  3. О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов “ Физика классы 10-11”. Учебно – методическое пособие. Москва, издательский дом “Дрофа”, 1998 г.
  4. А. Фадеева “Тесты”, Физика 7–11 кл. Москва. Издательство АСТ “Астрель”, 1999 г