Концепция развития муниципальной гимназии № 5

Разделы: Администрирование школы


В г. Новосибирске на сегодняшний день существует 9 гимназий, каждая из которых реализует наряду с общими гимназическими принципами свои специфические направления работы. Это продиктовано поиском своего места в образовательном пространстве города, района, среди подобных себе учреждений. Руководствуясь Постановлением мэра от 31.12.98 г. № 1295 “О порядке создания муниципальной гимназии (лицея) и финансировании муниципальных общеобразовательных учреждений, работающих в инновационном режиме” гимназия реализует программы начального, основного (полного) общего образования, дает обучающимся гуманитарное образование углубленного типа, с изучением двух иностранных языков, лингвистики, мировой художественной культуры. Кроме того, начатое еще в 1983 году естественно-математическое направление деятельности нашло свое продолжение и дальнейшее развитие в новом виде образовательного учреждения – гимназии.

Опыт последних лет доказал необходимость внесения изменений, расширенных границ содержательной работы в рамках гимназии, поскольку разные возможности и способности детей в образовательном учреждении даже такого повышенного уровня как гимназия требуют быстрого реагирования на стремительно меняющуюся социально-педагогическую ситуацию.

В гимназии обучается смешанный контингент учащихся: дети, проживающие на территории города Новосибирска и Новосибирской области, а также дети с нарушением зрения, для которых создаются офтальмологические классы. Данные классы созданы на основании инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации Органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 21.02.01 № 1. Сам этот факт создает предпосылки для воплощения в жизнь продуктивной идеи вариативности образования. В связи с этим школа стоит перед поиском и выбором оптимального, наилучшего для каждого конкретного класса, учащегося пути обучения на основе педагогической диагностики, учета реальных учебных возможностей, подбора методов и приемов обучения под реальных детей и реального учителя.

В основе предлагаемой концепции гимназии лежит идея создания такой модели, которая позволила бы максимально расширить возможности выбора учащихся в вопросах не только определения профиля обучения, но и глубины, темпа обучения, подбора педагогических технологий. При этом особое место занимает сохранение физического, психического и нравственного здоровья учащихся, обеспечения своевременной диагностики и коррекции.

Основные принципы концепции развития

Формирование аффективно-эмоционально-волевой составляющей образования.

  • Организация наблюдения за личностным ростом и развитием ребенка, учет индивидуальных интересов и проблем.
  • Отбор методов и постановка целей в соответствии с индивидуальным развитием каждого ребенка.
  • Проведение сравнительного анализа успеха ученика в свете его предыдущих достижений.

Гармонизация различных подходов различных педагогов к организации учебно-воспитательного процесса.

  • Знание различных педагогических систем.
  • Осмысленный подбор дидактических моделей педагогических технологий, исходя из контингента учащихся и своих возможностей.

Дифференциация образования.

  • Оптимальное сочетание когнитивной и аффективно-эмоционально-волевой составляющих образования с выходом на каждого ребенка. Диагностические процедуры и педагогическое наблюдение, на протяжении достаточно длительного времени (начиная с 1 ступени обучения) позволяют постепенно выявлять детей, хорошо чувствующих себя в том или ином окружении, и помочь им определиться в выборе или повышенного уровня содержания образования, или усвоения государственного стандарта. В последнем случаи развитие учеников может достигаться индивидуальными личностно-ориентированными путями, способами, приемами. Рост личности и ее познавательной способности - задача гимназии. Поэтому гимназия должна иметь дело с обоими измерениями личности когнитивной (интеллектуальной) и аффективной (эмоциональной). Мотивирующим фактором в учении является познание и открытие самого себя в ходе учебного процесса.

Преемственность в обучении и воспитании личностно-ориентированной психосберегающей технологии реализуются с первого дня прихода ребенка в гимназию.

В условиях начальной школы важно сохранить содержательную и методическую преемственность с детским садом и степень адаптивности выбранной технологии к традиционным задачам начального обучения, важно в этот период сформировать у ребенка целостность восприятия мира. По окончании ребенком начальной школы родителям гарантируется конечный результат (независимо от любой инновации), который соответствует реальным учебным возможностям конкретного ребенка.

Основная школа закладывает фундамент для будущего осознанного выбора. На первое место выдвигается культурное развитие ребенка и максимально возможное умственное.

В старшей школе необходимо максимальное сближение эмоционально-аффективной и когнитивной линии образования.

Формирование воспитательных приоритетов.

Стержнем воспитательной работы в гимназии является мотивационная сфера ребенка, отражающая его внутренние цели и, в конечном счете, влияющая на формирование потребности в непрерывном образовании самосовершенствования.

Для этого необходимо:

  • создавать ситуации, стимулирующие личностное развитие ребенка;
  • помогать, каждому, найти свою значимую цель, смысл жизни, интерес;
  • вооружить школьника средствами самореализации через творчество, многообразные виды деятельности;
  • осуществлять вместе с психологом психолого-педагогическую диагностику и учет психофизиологических особенностей воспитанника.

Организация родительской общественности.

Роль родителей определяется как заказчиков и одновременно

экспертов обучения, развития и воспитания своих детей. Взаимодействие, кооперация, интеграция действий педагогов и родителей помогают выстраивать единую стратегию развития личности ребенка. Попечительский совет и клубная работа с родителями по различным направлениям способствуют выработке программы развития гимназии.

Структура и содержание образования в гимназии

Статус гимназии школа получила в 1998 году. В среднем гимназия обучает от 800 до 850 учащихся 1–11-х классов. Школа работает в режиме полного дня, во вторую половину дня предлагается широкий спектр дополнительных образовательных и воспитательных услуг.

СТРУКТУРА ГИМНАЗИИ

Как видно из схемы, основные модули соответствуют ступеням обучения и развития, сопутствующие направления выполняют свои специфические задачи.

МОДУЛЬ “НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА”

Начальная школа рассматривается как основополагающая в образовательной системе гимназии, поскольку здесь осваивается общеобразовательный стандарт и базовый гимназический компонент. Образовательный процесс ориентирован на учет индивидуальных особенностей детей. Постоянное наблюдение за динамикой созревания личности, работу в зоне ближайшего развития на максимум интеллектуальных особенностей каждого ребенка. Преподавание учебных дисциплин ведется по образовательным программам, которые составляют учителя предметники на основе государственных. Образовательный процесс ориентирован на освоение детьми основных навыков учебной работы (чтение, письмо, счет), особых норм поведения. При этом основными задачами этой ступени обучения являются:

  • адаптация детей к условиям школы;
  • обретение способностей строить отношения к знаниям. Именно в начальной школе от правильного выбора форм и методов обучения на основе тщательной диагностики и учета индивидуальных особенностей закладывается основа успеха всей учебной деятельности в будущем. В зависимости от уровня здоровья ребенка определяется не только содержание образования, но и формы обучения: классно-урочная, индивидуальная и смешанная.

МОДУЛЬ “ОСНОВНАЯ ШКОЛА”

Образовательный процесс на данном этапе ориентирован на осознание каждым учащимся необходимости обязательного освоения способа, форм и норм систематизации учебного знания и практического использования.

Учет психофизических и возрастных особенностей учащихся предполагает создание системы разноуровнего дифференцированного обучения приобретает особое значение, на первое место выдвигается создание индивидуальных учебных планов и курсов по тому или иному предмету и в связи с этим особая форма организации учебного процесса. Используется смешанная или интегрированная форма обучения, дополнительные занятия, консультации и факультативы.

МОДУЛЬ “СТАРШАЯ ШКОЛА”

Образовательный процесс на данном этапе предполагает освоение учащимися не только навыков приобретения и использования знаний, но и постижение основ научно-поисковой, исследовательской деятельности, максимальное развитие собственных возможностей в производстве нового знания. Групповые и индивидуальные курсы проводятся по мере необходимости и целесообразности.

Связующим звеном в структуре содержания образования является гимназический компонент, представленный расширением предметов гуманитарного, естественно-научного и информационного цикла.

Участие в проектах и программах городского, всероссийского и международного уровня дает возможность гимназистам и преподавателям самосовершенствования, приобретения положительного опыта, систематизации своих умений, общения.

СОПУТСТВУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Сопутствующие направления в структуре гимназии придают ей целостность и логичность. Они органично дополняют и расширяют возможности основных модулей.

Медико - психолого-оздоровительный блок

Этот блок представлен “Центром Здоровья”, с 1999 г. «Центр здоровья» гимназии № 5 является экспериментальной площадкой Городского центра образования и здоровья «Магистр».

Целью работы “Центра Здоровья” является сохранение и коррекция физического и психического здоровья гимназистов, разработка и внедрение уже имеющихся программ направленных.

СТРУКТУРА «ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ»

Центр Здоровья осуществляет свою работу по следующим направлениям:

  • Диагностика качества здоровья:

(a) зрение,

(b) осанка,

(c) хронические заболевания.

  • Создание паспорта здоровья ребенка
  • Наблюдение, динамика качества обученности в соответствии с паспортом здоровья.
  • Рекомендации педагогам (семинары по организации учебного процесса)
  • Рекомендации родителям.

Художественно-эстетический блок

Основная цель данного блока – создание и развитие целостной среды, культурного пространства в гимназии для творческого развития учащихся и педагогов, способствующей освоению ими социокультурных ценностей, самоопределению и саморазвитию.

Достижение цели реализуется путем решения следующих задач:

  • создание эстетического центра гимназии,
  • ведение творческой работы, используя авторские и модифицированные программы, нацеленные на повышение интеллектуального уровня гимназистов,
  • повышение эстетической культуры, развитие творческого потенциала учащихся,
  • создание условий для художественного самовыражения каждого гимназиста, как в урочное, так и во внеурочное время,
  • воспитание эстетического восприятия и эмоционального отношения к прекрасному, к действительности,
  • развитие способностей к эстетическому восприятию произведений искусства, приобщение учащихся к основам мировой культуры

Реализация этих задач захватывает все основные модули. В начальной школе эстетическое освоение мира осуществляется через кружки и факультативные занятия, в средней и старшей школе присоединяется урочная система и спец. курсы.

В образовательном пространстве гимназии гармонично сочетаются основное и дополнительное образование, урочная и внеурочная деятельность.

Система воспитательной работы в гимназии

Гимназия – учебное заведение в центре внимания, которого – ребенок, его психическое, физическое, эмоциональное здоровье и социальное благополучие.

Целью воспитательной работы в гимназии является формирование личности с развитым чувством собственного достоинства, способной самостоятельно строить свой вариант жизни, производить выбор и находить способы его реализации.

В основе воспитательной работы лежит процесс самоопределения и самовыражения личности ребенка во всех ее проявлениях.

Воспитательная система включает в себя все сферы жизни гимназиста – учебную, досуговую, художественную и научную и опирается на следующие принципы:

  • гуманистический подход к организации образования и воспитательного процесса
  • главная ценность и основной объект заботы для педагогического коллектива – личность гимназиста
  • органическое сочетание высокого уровня требований к гимназисту с уважением его человеческого достоинства и его восприятия мира
  • яркое творческое сотрудничество участников образовательного процесса

Основные направления воспитательной работы:

  • традиции и история гимназии,
  • творчество,
  • культура,
  • общение.

Пути реализации:

  • урочная и внеурочная деятельность,
  • внеклассная работа,
  • общие гимназические мероприятия.