Заключительный урок года по музыке в 5-м классе "Взаимосвязь искусств на примере образа воды"

Разделы: Музыка


Заключительный урок года по музыке в 5 классе.а и пугать его, доставлять удовольствие и приносить страдания ему. Из-за него нашу планету зовут голубой. За него борются люди и не могут прожить и пяти дней не обладая им?

Предположения учащихся.

Да, Вы правы, это вода! Удивительное вещество. А как Вы относитесь к воде? Что она для Вас значит? В каком состоянии она Вам больше нравится?

Ответы учащихся.

Вот сейчас мы послушаем с Вами удивительную запись. Не спешите отвечать, ее надо прослушать полностью, до конца, и дать предположительные названия всех фрагментов звучания. Запишите их себе в тетрадь в колонку №1 таблицы, образец которой есть на доске.

Названия фрагментов аудиозаписи №1 Предполагаемое название музыкальных произведений Почему я выбрал такое название Настоящее название музыкальных произведений Живописные полотна, близкие по образу музыкальным.

Звучание натуралистической записи звуков воды:

  1. Звук капели;
  2. Звук дождя;
  3. Звук водопада;
  4. Звук ручья;
  5. Звук штормовых волн.

Ответы учащихся.

Молодцы! Эти звуки почти всем знакомы. Но каждый, думаю, их воспринимает по-своему. И вот здесь начинается удивительное таинство, которое разгадать не сможет, наверное, никто и никогда. Ведь звуки живой природы изменить нельзя, это внешнее, не зависящее от нас явление. А воспринимаем мы их каждый по-своему и зависит этот процесс от многих причин, зачастую трудно объяснимых.

И сейчас снова прозвучит загадка, на сей раз музыкальная.

Определите, пожалуйста, какое состояние воды вы сейчас услышите и объясните, почему. Сделайте пометки в своих тетрадях во 2-ой колонке таблицы выписанной на доске.

Прослушивание:

  1. М. Равель "Игра воды"[ 1];
  2. А. Шнитке "Поток"[ 2];
  3. Н. Римский-Корсаков "Садко". Музыкальная картина ( начальная тема) [ 3].

Ребята, я попрошу сначала дать Ваши предполагаемые названия трех произведений.

Ответы учащихся.

А теперь попробуйте доказать, отталкиваясь от музыкального языка, почему Вы их так назвали.

Ответы учащихся.

Вот настоящие название произведений (выписать в 3 колонке таблицы на доске).

А теперь попробуем объяснить, почему их так назвали композиторы, написавшие прослушанную Вами музыку (краткое повторение отрывков вышеназванных музыкальных произведений).

Ответы учащихся.

Учитель выбирает из ответов наиболее близкие к примерному анализу произведений и выделяет их:

М.Равель . "Игра воды":

  • спокойный темп;
  • тихое звучание;
  • изменение гармонических красок;
  • звучание мелодии в высоком и среднем регистре;
  • исполнение одним тембром - фортепиано;

А.Шнитке. "Поток":

  • многократное повторение одного и того же мотива;
  • нарастающая динамика звука, имитирующая приближающийся поток;
  • быстрый темп;
  • звучание мелодии без перерывов (без пауз);
  • необычное тембровое звучание на синтезаторе АНС;

Н.А.Римский-Корсаков. Музыкальная картина "Садко"( начальная тема):

  • широкое звучание мелодии, захватывающее большой диапазон;
  • тембровое звучание симфонического оркестра;
  • спокойный темп;
  • постепенное усиление и затухание звука.

А теперь вы посмотрите четыре живописные картины и выберете которая из них или несколько по Вашему мнению ближе всего передают состояние воды, изображенное музыкальными произведениями, (даются в репродукциях, слайдовом или проекторном изображении ), и запишите их в колонке № 4 таблицы на доске, выбор надо будет доказать:

Ф.Васильев "Мокрый луг"." Рис. 1";

А.Гримшоу "Вечер над Темзой". " Рис. 2";

И.Айвазовский "Радуга". " Рис 3";

Цзян Шилун "Водопад Хуаншань"." Рис. 4".

Ответы учащихся

Скорее всего дети выберут по две картины, близкие по образному состоянию к каждому музыкальному произведению. Поэтому желательно вызвать спор с доказательствами, условно связав и проанализировав такие музыкальные и живописные понятия как: тембр - цвет; гармония - колорит; темп - линия, штрих; динамика - композиционное построение и т.д. Развивая спор оставить окончательный вывод открытым , как знак уважения к разным мнениям и индивидуальному восприятию произведений искусств.

Вот видите, какие у Вас разные мнения и это хорошо, потому что мы все с вами чувствуем по-разному.

Удивительное все-таки вещество вода. Сколько разных настроений оно таит.

Поэтому надо бережно относиться к окружающей нас природе, ее богатствам и красоте, быть добрым и искренним.

Давайте исполним " Песню о земной красоте " композитора Я. Дубравина на слова В. Суслова (выучена заранее).

" Рис.5",

" Рис.6",

" Рис.7".

Исполнение песни учащимися.

Хочется подвести итог всей нашей работе на этом уроке и за год. Искусство - удивительное явление. Разными языками: живописным, музыкальным, поэтическим, языком киноискусства и другими, оно рассказывает нам об одних и тех же явлениях природы и жизни человека и мы не перестаем удивляться этому многообразию и своеобразию.

Хочется предложить Вам домашнее творческое задание: сегодня не прозвучали стихи о воде и отрывки из литературных произведений. Я надеюсь, что дома Вы поищете их в книгах и, может быть, вдохновленные сегодняшним уроком, напишите их сами, наблюдая воду во всех ее проявлениях, а потом поделитесь с нами своим творчеством.

Поблагодарить учащихся за работу на уроке и дать оценку ответам ребят .

Литература

1. Антология русской и западноевропейской музыки Х11 - ХХ вв. В записи на аудиокассетах. Составители А. И Ю. Зверевы. Каталог. М. Равель " Игра воды" К.48.В.
2. Антология русской и западноевропейской музыки Х11 - ХХ вв. В записи на аудиокассетах. Составители А. И Ю. Зверевы. Каталог. А. Шнитке " Поток" К.20.В.
3. Антология русской и западноевропейской музыки Х11 - ХХ вв. В записи на аудиокассетах. Составители А. И Ю. Зверевы. Каталог. Н. Римский - Корсаков " Садко ". Музыкальная картина.К.8.В..