План-конспект обобщающего урока по ООМ и развитию речи в классе КРО

Разделы: Начальная школа


Класс: третий.

Тема: зима.

Тип урока: обобщающий.

Цель урока: обобщение знаний учащихся об основных признаках зимы.

Задачи:

  • развивать речь, обогащать словарный запас учащихся,
  • воспитывать бережное отношение к зимующим птицам,
  • развивать умение работать в группе и самостоятельно,
  • корректировать память, логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

– Сегодня у нас необычный урок – мы принимаем гостей.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: — Доброе утро!

Упражнение на коррекцию логического мышления на основе классификации – Сядет тот, кто прочитал слова и нашел лишнее (учитель показывает табличку со словами):

Декабрь
Январь
Зима
Февраль

Упражнение на коррекцию мыслительной деятельности А теперь проверим : ваш ответ должен совпадать с отгадкой вот в этой загадке:

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

Правильно, конечно, зима. А почему оно лишнее?

Что обозначают остальные слова?

II. Подготовка к введению нового материала (познавательные сведения)

- Существуют легенды о том, почему зимние месяцы носят такие названия.

- Отгадайте, о каком зимнем месяце идет речь.

(Стихотворения наизусть читают учащиеся, а дополнительный материал – учитель)

Упражнение на коррекцию мыслительной деятельности Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)

- У римлян этот месяц был 10-м по счету, а не 12-м. Это слово родственно слову “деце” – десять. В древние времена на Руси месяц назывался “студень”.

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
(Январь)

- В старину на Руси январь называли “сечень”, так как он рассекает зиму на 2 половинки. А назван он январем в честь римского бога солнца и света Януса.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

- Февраль – слово латинского происхождения. В Древнем Риме этот месяц был последним в году, поэтому в конце месяца устраивали большой праздник. На нем приносили жертвы богу Фебресу. А на Руси февраль называли “древок”, т.е. “лютый”

III. Новый материал

Сообщение темы урока

- Сегодня мы отправимся в гости к зиме, в зимний лес. Будем развивать свою речь, обогащать словарный запас.

(Открывается доска, на которой изображение зимнего леса: сугробов, елей в снегу)

Подбор родственных слов.

Опора на память а) – Вспомните основные признаки зимы
Опора на классификацию с опорой на словарный запас б) – А как зиму можно назвать ласково? (Зимушка)

Подберите однокоренные слова к словам “зима, зимушка”.

(По ходу ответов появляются на одном из “сугробов” карточки со словами: зимний, зимовать, зимующие, озимый)

Упражнение на коррекцию зрительного внимания и памяти.

Развитие самоконтроля

в) – Прочитайте, запомните, запишите, какие запомнили, выделите корень. (Учащиеся работают в тетрадях)

Проверьте себя сами по доске.

Составление предложений (работа над деформированным текстом). (Каждая группа работает коллективно). Работа в группах. На 1-й парте каждого ряда карточки со словами.

Разноуровневое упражнение на смысловые навыки чтения Сильная группа:
ясный, день, стоит, зимний
животным, зимовать, трудно
птицам, зимующим, поможем
хлеб, снегом, укрыт, озимый
Средняя группа:
ясный, день, Стоит, зимний
животным, зимовать, Трудно
птицам, зимующим, Поможем
хлеб, снегом, укрыт, Озимый
Слабая группа:
Стоит, зимний, день, ясный
зимовать, Трудно, животным.
зимующим, Поможем, птицам.
хлеб, Озимый, укрыт, снегом.
Проверка: чтение по предложениям. Разбор смысловых ошибок

— Прочитайте 3-е предложение. Чем мы можем им помочь?

Послушайте стихотворение А. Яшина.

Воспитательный момент.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся , как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

IV. Разгадывание кроссворда

- Посмотрите на эту красивую елочку. Она необычна. Русский народ любит зиму. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А сколько о зиме придумано загадок. Попробуем разгадать кроссворд, а поможет нам в этом зимняя красавица - Снегурочка. (На рисунке елочки начерчен кроссворд: ключевое вертикальное слово – “снегурочка”; учащиеся отгадывают, а учитель вписывает слово)

           

Мотивация  к учению, упражнение на коррекцию аналитико – синтетической мыслительной деятельности
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти – рожки.
С виду кролик, но не верь,
Страшен в гневе этот зверь!
И ему не крикнешь: “Брысь!”
Потому что это … (Рысь).
Без рук рисует, без зубов кусает.
(Мороз)
За белой дверцей стужа, лед.
Там Дед мороз, друзья, живет.
(Холодильник)
Он летит белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)
Пришла из лесу птичница в
Рыжей шубке кур посчитать.
(Лисичка)
Белой стаей мошкара
Вьется, кружится с утра.
Не пищат и не кусают,
Просто так себе летают.
(Снежинки)
Кто осенью спать ложится,
А весной встает?
(Медведь)
Скачет по лесу
То взад, то вперед,
Воет, гудит
И деревья трясет.
(Вьюга)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик)

Что вверх корнем растет? (Сосулька)

5. Физминутка

- Русский народ придумывал о зиме не только загадки, но и песни.

Упражнение на развитие артистических способностей Инсценирование и исполнение песни “Как на тоненький ледок”

Работа с пословицами.

- Есть у русского народа и пословицы о зиме.

Я начну, а вы заканчивайте.

(По методу Базарного, учащиеся показывают продолжение пословиц. Они расположены под елочками на стенах класса).

Упражнение на ассоциативное мышление, на коррекцию смыслового запоминания Декабрь год кончает, (зиму начинает)
Январь – году начало, (зиме середина)
Вьюги да метели
(под февраль налетели)
Не было бы снегу, (не было бы и следу).
Много снега – (много хлеба).
Лето – собериха, (зима – поедиха).

- Объясните 2 – 3 пословицы.

Работа над текстом.

- Красив русский лес в зимнее время. Попробуйте сами описать такой лес.

- Прочитайте текст на доске (он написан на одном из “сугробов”).

Стоит чудесный … день падает легкий … снег. Он укутал деревья в … шубки. Дуб в … шапке. На ветках берез … шарф. Молодая елочка спряталась в … сугроб. Пруд уснул под … корой.

Красив русский лес зимой!

Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные. (Учащиеся работают самостоятельно на карточках. 1 ученик у доски).

Дополнительно к заданию:

Упражнение на коррекцию речи учащихся.

Сильная группа: подсказок нет, индивидуальный и дифференцированный подход.

Средняя группа: мохнатый, ледяной, теплые.

Слабая группа: зимний, теплые, большой, пушистый, белый, мохнатый, ледяной.

Проверка: чтение текстов 2 – 3 учениками.

IV. Итог урока

- О каком времени года мы вели разговор сегодня на уроке?

- Что мы читали о зиме?

- Послушайте еще одно красивое стихотворение о зиме.

А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.

Звенят сосульки в тишине –
Осколки хрусталя.
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спят поля.

Рисует поутру мороз
Узоры на окне.
Друзья, хорошая зима
У нас в родной стране!

V. Оценивание

VI. Домашнее задание

- Составьте свой рассказ о зимнем лесе.