"Буря мглою небо кроет…" (конспект интегрированного занятия по ГО и ЧС)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Закрепить знания детей о четырех стихиях, познакомить с такими природными явлениями как ураган, буря, смерч, с некоторыми правилами безопасности. Развивать разговорную речь, внимание, воображение, образное мышление, чувство самосохранения. Воспитывать заботу о ближнем.

Предварительная работа. В ветреные дни обратите внимание детей на то, как ветер на своем пути захватывает листья, мусор, пыль и кружит их, уносит за собой, иногда он только слегка приподнимает листья, в другие дни подбрасывает их довольно высоко над землей. Обратите внимание ребят на то, как возникают маленькие вихри. Ветер как бы играет, балуется – то подхватит сухой листок, то бросит его. Помните, мы говорили, что ветер бывает капризным? Можно сказать, что он баловник.

Оборудование и материалы: фотографии, картины, видеозаписи, на которых изображены бури, ураганы, смерчи, “радио”, аудиокассета с голосом диктора, краски, поролон, бумага 1/4   ватманского листа.

Ход занятия.

На столе у воспитателя – глобус.

В.: Перед вами модель нашей планеты Земля – это наш дом. Планета Земля красива и многоцветна. Сама она и все, что на ней, называется природой. Как вы уже знаете, в древности философы выделили 4 природные стихии, Давайте их назовем и впишем в кроссворд. Сначала впишем в красные клеточки того, кто является частью природы.

Д.: Это человек.

Далее дети называют стихии и с помощью воспитателя вписывают названия в кроссворд. “рис.1”

В.: Молодцы, правильно. А на схеме это выглядит так “рис.2”

В.: На схеме видно, как на планете в природе человек взаимодействует со всеми стихиями. О какой природной стихии мы сейчас поговорим более подробно, вы узнаете, отгадав загадку: “Без рук, без ног, а дерево гнет”?

Д.: Ветер.

В.: На свете много ветров и у всех у них разные характеры. Легкий, теплый ветерок любит играть с занавесками на окне, шевелить листвой, сбрасывать шишки с сосен и приносить людям прохладу, запах цветов, лесных ягод. В конце лета ветер пахнет горячими колосьями, поспевающими фруктами. Люди очень радуются такому ветру, открывают настежь окна и двери. Ветер–гуляка летает по полям, лесам, ломает сучки, срывает с деревьев листву. Иногда он хулиганит: ломает деревья, сносит с домов крыши, может сорвать с головы шапку и бросить ее в лужу.

Воспитатель читает часть стихотворения “Ураган” Ю.Форостенко, показывает фотографии с видом бури.

Стихотворение Ю.Форостенко “Ураган”.

ВЕТЕРОК несет прохладу,

Тихо шепчутся листы.

ВЕТЕР гнет деревья сада,

Долу гнет траву, кусты.

БУРЯ кверху пыль вздымает,

Провода и крышу рвет,

Ветви, кущи поломает

И сгоняет в кучу скот.

Пыльной бури пострашнее

УРАГАН. Всегда спеша,

Он экспресса мчит быстрее,

Все ломая и круша.

Копны сена опрокинет,

Разбросает все дрова,

Крышу дома передвинет,

Вырвет с корнем дерева.

Если слабые запоры-

Ворота с петель сорвет,

Вмиг дощатые заборы

Разметет и унесет.

Проводится игра “Какой бывает ветер”.

Игра “Какой бывает ветер”.

Цели. Развивать внимание, воображение, слух, координацию движений. В игровой форме показать, каким может быть ветер, его силу.

1-й вариант – игра проводится по правилам “Волшебных превращений”. Дети “превращаются” в деревья. Педагог направляет движение их рук, корпуса словесными формулировками:

- легкий веете гнет, колышет листочки – работают кисти рук и пальцы;

- умеренный ветер гнет веточки – покачивание корпуса и рук;

- сильный ветер гнет деревья до земли – наклоны корпуса и взмахи рук.

Движения выполняются под музыку.

2-й вариант – Дети “превращаются” в ветряные мельницы. При слабом ветерке их крылья слегка покачиваются. При сильном – крылья вращаются очень быстро – показ руками круговых движений. Мешки с мукой, они очень тяжелые (показывают жестами). Их относят пекарям, чтобы испекли вкусный хлеб.

В.: Но ветер может быть и опасный.

Далее воспитатель читает фрагмент из книги А. Волкова “Волшебник изумрудного города” [1].

В.: Бывают ли такие сильные ветры, которые и вправду могли бы перенести домик с места на место?

Ответы детей.

В.: Действительно бывают, только в наших местах они, к счастью, встречаются очень редко. Скажите, что такое ураган?

Д.: Очень сильный ветер.

В.: И чем он сильнее, чем быстрее движется, тем больше всего он сметает на своем пути.

Вы уже знаете, что ветер появляется тогда, когда встречается теплый и холодный воздух. Если один из них будет очень–очень холодным, а другой – очень–очень теплым, то получится быстрый и сильный ветер, который и можно назвать ураганом. Это будет настоящий вихрь, сметающий все на своем пути. Очень сильный вихрь называется смерч.

Свой рассказ воспитатель сопровождает показом видеозаписи.

В.:Это воздушный столб, который очень быстро вертится. У него даже есть свой “хобот”, в который он втягивает все, что попадается на его пути. Вот такой же смерч и захватил домик Эли и перенес его в волшебную страну. Иногда смерч проносится очень быстро, а иногда носится по земле несколько часов.

Бури, ураганы, смерчи угрожают людям во всем мире, несут беду, разрушения, так как появляются внезапно, без предупреждения. Но ученые со специальных спутников, самолетов следят за тем, куда движутся ураганы.

Как вы думаете, зачем людям это нужно?

Ответы детей.

В.: Конечно, чтобы знать заранее о надвигающейся опасности и принять определенные меры, предупредить всех людей.

Воспитатель читает стихотворение “Внимание всем!” Ю.Форостенко.

Стихотворение “Внимание всем!” Ю.Форостенко.

День рабочий, день обычный

Гул сирены разорвал,

Теплохода голос зычный,

Заводской гудок-сигнал.

Что бы это означало?

Отчего и почему?

Радио включи сначала

И узнаешь, что к чему.

Телевизор, репродуктор

Весть тревожную несут

И рабочий, и конструктор,

И ребенок – все поймут.

Что авария случилась,

Наводненье иль пожар,

Страшная беда свалилась,

Нанесла прямой удар.

Диктор радио и теле

Скажет, как себя вести,

Как и что вам надо делать,

Чтобы жизнь свою спасти.

В.: Ребята, с какими ветрами вы встречались, а с какими нет?

Ответы детей.

В.: Какие чувства у вас вызывает шум сильного ветра?

Что хочется сделать, когда слышишь звуки бури?

(Включить запись со звуками бури).

Ответы детей.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу с красками, поролоном, бумагой.

Задание: выберите те краски, которыми по вашему мнению можно нарисовать бурю, ураган, или отразите свое настроение, которое у вас возникло при слове буря, ураган и при прослушивании звуков бури.

Дети рисуют под звуки бури. По окончании вывешивают рисунки на стены.

Воспитатель с тревогой обращает внимание детей на изображения на рисунках: “Дети посмотрите солнышко спряталось, видимо надвигается буря?”.

Здесь включается аудиозапись с голосом диктора: “Внимание, всем!

Внимание, всем!

Говорит штаб по делам ГО и ЧС:

На наш поселок надвигается буря!

Помните:

1. Сохраняйте спокойствие!

2. Необходимо пройти в ближайшее надежное укрытие, закрыть плотно окна, двери.

3. Находясь на улице, будьте осторожны с оборванными проводами.

4. Прежде чем войти в поврежденное здание, сооружение, подвал, убедитесь, не угрожает ли оно обвалом!

5. Помогите выйти из опасной зоны и укрыться в надежном месте детям, пожилым и больным людям.

В.: Сейчас прибавим громкость звука радио и прослушаем внимательно сообщение диктора, чтобы знать как себя вести в сложившейся ситуации и что предпринять!

Включают радио погромче и слушают сообщение диктора.

Далее воспитатель с детьми действуют согласно сообщения диктора, через некоторое время звучит голос диктора “Внимание! Ураган стих. Опасности для жизни нет.”

В.: Молодцы, ребята! Сегодня вы узнали много нового о ветре: что ветер может быть и опасным для жизни, и научились правильно действовать в опасной ситуации, сможете оказать необходимую помощь близким людям и товарищам.

Литература:

1. Волков А. Волшебник изумрудного города.

2. Попова Т.И. Мир вокруг нас.М,1998 гю

3. Форостенко Ю. Защити себя сам.,С-Пб. – 1999 г.

4. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. – пособие по экологическому образованию дошк.-в., - Наш дом – природа. – М. 1998 г.