Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов в обучении иностранному языку.

Активизация познавательной деятельности учащихся одна из моих основных задач в обучении иностранному языку. Я исхожу из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач, творческой деятельности в будущем.

Школа – это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.

Возраст 7-8 лет – эмоционально – сензитивный, дети этого возраста обладают драматической восприимчивостью к событиям окружающего их мира. Устойчивый, познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления. Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению. С него начинается поиск ответов, обсуждение, проблемы.

Игра ставит ученика в условие поиска. Пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть добрым, собранным, ловким. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои пожелания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. В 7-8 лет чрезвычайно важно сформировать волевую сферу, когда ребенок научается заставлять себя выполнять какую- то , может быть, и не интересную, но важную работу.

Кстати, способность волевого сосредоточения на неинтересном – это важное условие не только успешной социализации, но и формирования творческих способностей. К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:

а) ускоренное умственное (и иное) развитие; наблюдательность, интересы, речь, сообразительность;

б) у многих детей – ранняя специализация интересов, интеллекта и эмоциональной сферы: способности к математике, шахматам, музыке…

в) активность, инициативность, обычно способность к лидерству, настойчивость в работе, умение достигать цели.

Как ни привлекательно творчество, но исследователи этого феномена не отмечают роста его среди современных людей, оно снижается в разных странах, а возрастает тривиальное мышление, стандартизация в мыслях и чувствах. В связи с этим в наше время вновь актуальна проблема развивающего обучения. Вновь, потому что идея развития ребенка была основной для русской народной школы второй половины XIX века.

Все поиски по совершенствованию народной школы имели своей целью усиление развивающей роли учебно – воспитательного процесса. Меня очень волнует проблема развивающего обучения иностранным языкам в начальных классах.

Л.С. Выготский в 30-е годы разработал концепцию развивающего обучения, которая исходит из положения, что обучение опережает развитие. При этом обучение опирается не сколько на существующие интеллектуальные свойства ребенка, сколько на те, которые еще отсутствуют, но для возникновения которых уже имеются предпосылки. Как известно, Л.С. Выготский различал два уровня в развитии ребенка: актуальный, уже сформировавшийся и зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется теми видами деятельности, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но легко справляется с ними с помощью учителя. Развивающим, по Выгодскому, является обучение, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка.

Младший школьник, на мой взгляд, успешнее справляется даже с достаточно сложными заданиями, требующими применения разнообразных приемов, чем с простыми, но однообразными заданиями.

Рассмотрим, как развивается память у детей этого возраста и как можно обеспечить интерес учащихся при изучении достаточно “скучных” грамматических структур. Память в этом возрасте довольно хорошо развита, но дети запоминают неправильно, в основном яркие, впечатляющие события, предметы. Вот почему задача учителя состоит в том, чтобы сухие грамматические правила сделать правильными и эмоционально окрашенными.

— Ребята, сегодня в гости к вам пришла FRAU Грамматика. Это очень важная персона. Она познакомит вас с глаголом “sein”. Глагол этот очень “капризный”, постоянно меняется. Чтобы хорошо его принять, как гостя, и подружиться с ним, давайте заранее изучим его капризы. Нашего гостя зовут “sein”, он многолик. Посмотрите, как он меняется:

sein

ich bin wir sind
du bist ihr seid
er ist sie sind

Потом вместе анализируем, как герой меняет свой облик. Наблюдения показали, что запоминание бывает более эффективным, если после работы на заполнение младшие школьники занимаются чем-то иным. Лучше всего, если они делают зарядку с использованием языка. Мышление детей этого возраста – конкретное и опирается оно на наглядные образы и представления. Вот почему при обучении иностранному языку большую роль играет наглядность, яркая, цветная, привлекательная, вызывающая интерес. Однако Выготский предостерегает учителя от злоупотребления наглядностью, которая, создавая наиболее легкий и удобный путь для усвоения знаний, вместе с тем в корне парализует привычку к самостоятельному мышлению, снимает с ребенка эту заботу.

Воображение можно тренировать, развивать в игре, обучая видеть в самых обычных вещах необычное. Это и есть творчество, а в языке – свободное говорение. Детям первого года обучения можно предложить игру “У доктора Айболита”. К “доктору”, роль которого исполняет учитель, приходят дети со своими “большими зверюшками”. Доктор помогает им вылечить заболевших, выписывая им рецепт, который называется “Gogolmogol”: названия овощей, фруктов, сладостей. Игру “Дуду – жадина” можно использовать для отработки РО с притяжательными местоимениями, чтобы избежать многократных, однообразных повторений. Дуду приходит на урок с коробкой, в которой много разных предметов или картинок с их изображением. Учитель советует посмотреть ребятам, с разрешения Дуду, что у него есть в коробке. Ученики достают предметы и называют: "ein Heft", "ein Album". "Das ist mein Heft", - говорит Дуду. Как и все жадины, он любит присваивать чужие вещи. Так вот, чтобы он не отобрал то, что у вас на столе, вы должны сказать, что это ваши предметы – "Nein, das ist mein Heft". Итак, в этой игре, наряду с многократным повторением, каждый раз присутствует новизна речевой ситуации, что исключает монотонность тренировки и обеспечивает активность и интерес каждого ученика. Таким образом, благодаря игре, дети изучают язык в процессе общения и взаимодействия друг с другом, с учителем, с куклами, а учитель реализует речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия.

Работая над фонетикой, часто рассказываю сказки про звуки. Отправился кот на рыбалку, а озеро, где он ловил рыбу, было не простое, а волшебное. В нем вместо рыбок плавали звуки. Закинул он удочку, ждет. Вдруг клюнуло. Дернул кот за удочку и вытащил что-то непонятное [e:]- удивился он. Как же удивился кот? Рассмотрел он это что-то непонятное и поразился [o:]. Как же он поразился? Потом погрозил [a:]. Как погрозил рыбак? Поехал он на дачу. Колеса стучат[d, t, p, k]. По дороге он увидел цыпленка.

Guten Tag! Wie geht’s?

В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано с вниманием. Внимание младших школьников отличается непроизвольностью, неустойчивостью. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес. Внимание младших школьников становится более устойчивым в том случае, если , размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие ( например, ребенок должен взять в руки предмет, нарисовать его). Все виды деятельности, типичные для школьника младших классов, должны быть по возможности включены в общую канву урока иностранного языка. И чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность последнего. Эту способность можно широко использовать в языковых играх: “Я рисую и говорю”. Детям предлагается нарисовать мяч. Ученик рисует, а собачка Пиф спрашивает: “Хлопок” - учитель называет предметы и понятия, которые изображаются на доске, дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат новое слово.

“Цепочка”. Ученики называют предметы, которые изображены на доске, при этом они сцепляют руки, образуя цепочку.

“Паровозик”, проезжая прицепляет вагончики (т.е. ученики), вагончик прицепляется, если ученик правильно выполнил задание. Очень часто использую на уроках речевые игры.

Z. – Kinder, zu uns ist Karabas gekommen. Er ist klug und lustig. Nicht wahr?

K. – Nain, er ist nicht lustig. Er ist böse. Das kann nicht sein.

1. Упражнение на тренировку школьников в составлении микродиологов в парках в рамках предложенной ситуации.

Z. Stell dir vor! Dein Freund hat heute Geburtstag. Gratulire deinem Freund und schenke ihm ein Geschenk.

K. – Liebe Wowa! Ich gratuliere Dir zum Geburtstag! Hier ist mein Geschenk.

W. Oh, danke schön. Was kann das sein? Das ist ein Album. Ich male gern.

2. Упражнения на тренировку выражений этикетного характера.

L. – Ira, du hast eine interessante Idee! Sage daruber deiner Freundin. Sei aber hoflich und neff.

  • Guten Tag, Lena! Wie geht’s?
  • Danke, sehr gut!
  • Wollen wir zusammen!
  • Das ist aber fein!

3. Упражнения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону.

L. – Olja, stell dir vor! Du hast eine gute Idee! Rufe bitte Mascha an und Sage daruber.

S1. – Hallo, Mascha! Hier Olia.

S2. - Guten Tag, Olia.

S1. – Wie geht’s?

S2. - Danke, sehr! Und Dir?

S1. – Sehr gut. Ich habe eine gute Idee.

Komm zu mir! Wollen wir zusammen Schach spielen.

S2. - Das ist nicht dumm.

S1. – Also, bis bald.

S2. – Tschuss!

Один из китов системы развивающего обучения – общение учителя с учениками. Оно должно не угнетать, а давать свободу для самовыражения. Главное в отношении ученика и учителя – вера в силы детей. Ребенок развивается только в деятельности, поэтому в классе сравнивают, доказывают, спорят, анализируют, самостоятельно добывают знания.

— Дети, посмотрите внимательно на спряжение глаголов в ед. числе.

ich spreche ich lese
du sprichst du liest
er spricht er liest
  • Что интересного вы заметили?
  • Какой корень в этом глаголе?
  • Какие изменения заметили?

Учащиеся на основе сравнения и сопоставления делают сами выводы:

  • Изменяется гласная в корне слова е на i.

Организационные и методические усилия педагога направлены на то, чтобы выстроить перед учениками цепь проблемных ситуаций, являющихся поводом для приложения сил, а соответственно, и инструментом развития. Проблемные ситуации предстают перед ребенком в форме задач и упражнений, логика которых вытекает из концепций развития.

В заключение хочу привести слова Л.С. Выготского: “Если мы делаем что-то с радостью, мы и впредь будем стремиться делать то же самое. Если мы делаем что-то с отвращением, это означает, что будем всячески стремиться к прекращению этих занятий”. Поэтому при обучении немецкому языку младших школьников я стремлюсь, в первую очередь, вызывать и развивать их интерес к предмету.