Развивающие уроки в малых группах в школьном курсе биологии

Разделы: Биология


Урок 1

Тема: "Всеобщая взаимосвязь явлений и процессов в живом организме"

Урок является одним из заключительных уроков курса “Изучение биологии” для 10 класса.

Урок рассчитан на работу учителя с одним учащимся или микрогруппой (до 3 человек), поэтому важным условием для проведения урока является хорошая психологическая атмосфера в группе и особая позиция за столом, соответствующая позиции “круглого стола” или его частного случая - треугольника.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ УРОКА является выработка общенаучного мировоззрения на живой организм, как биологическую систему и изучение его особенностей и физиологических характеристик с точки зрения всеобщей взаимосвязи (физиологии, наследственности, изменчивости, биохимии).

Одной из частей урока является работа с языковыми конструкциями - определениями и умозаключениями особого свойства (игра в “перевёртыши”). Это развивает интуитивное мышление учеников и их лексическую чуткость, а также способствует становлению логического мышления, что в целом влияет на формирование интеллекта, играя развивающую роль.

Урок является развивающим, способствуя развитию интеллекта, положительных психологических черт личности учащихся (эмпатии, интуиции, вербального и невербального общения) и, в определённой мере, коррекции их недостаточно сформированных или негативных черт (замкнутости, эгоизма, неумению работать в коллективе).

План урока:

1. Разминка (игра "ассоциации") - 8 мин.

2. Взаимосвязь процессов и явлений в организме - 17 мин.

3. Игра "перевертыши" - 5 мин.

1. Разминка:

Игра "слова" по ассоциации (в случае необходимости пояснить свою ассоциацию).

Вспоминаем термины и понятия для основной части урока.

Пример:

жизнь - свойство живого - развитие - рост - питание - дыхание - кислород и т.д.

2. Взаимосвязь процессов и явлений в организме.

 

Связать все понятия с помощью стрелок, отразив логические взаимосвязи понятий.

3. "Перевертыши"

Предложения, составленные из антонимов слов, которые являются истинными высказываниями на биологическую тему. Не ко всем словам можно подобрать точные антонимы и их подбирают, по возможности, близко по смыслу.

По этому предложению необходимо определить настоящее предложение.

1) Зеленая темнота не имеет достаточного ослабления и может препятствовать концу темноразложения.

(Красный свет имеет недостаточную энергию и не может способствовать началу фотосинтеза.)

2) Закрытость - нехарактерный круг мертвого.

( Открытость - характерная черта живого.)

3) Животные не как растения выбрасывают углерод не для фотосинтеза.

( Растения, как и животные, используют кислород для дыхания.)

4) Зверя нельзя принести от растения ни по одному стиранию смертебезделия.

( Человека можно отнести к животным по всем проявлениям жизнедеятельности.)

Урок 2

Тема: "Составление маршрута путешествия по клетке"

Данный урок является одним из заключительных уроков по теме “Цитология” в курсе общей биологии. Он позволяет обобщить материал по цитологии: строению и физиологическим особенностям клетки, помогает формировать общебиологическое понимание клетки как живой системы.

По форме работы урок является комбинацией прямого психологического эксперимента и перемежающейся работы.

В ходе урока кроме развития естественно-научного мировоззрения совершенствуются и психологические черты личности (эмпатия, интуиция, взаимопонимание и т.д.)

Данный урок рассчитан на одного или двух учащихся, следовательно, должен учитывать позицию, занимаемую участниками урока за столом (“круглый стол”, “треугольник”, угловая позиция).

Цели урока:

1. Формулировать понятие о клетке как единой живой действующей системе (в динамике).

2. Развивать фантазию ученика и учить его использовать ее в любой необычной ситуации.

3. Формировать общебиологическое понимание клетки как живой системы.

4. Учить ребенка чувству эмпатии, понимать мысли и чувства собеседника, угадывать ход его рассуждений.

5. Развивать чуткость к родному языку (на примере продолжения начатой фразы с сохранением всех необходимых ее характеристик).

Оборудование:

1. Таблица строения клетки.

2. Цветные мелки.

3. Фотография органоидов клетки.

4. Фигурка (игрушка).

Краткий план урока:

1. Определение темы урока и уяснение его задач.

2. Выделение основных необходимых этапов работы.

3. Основной этап работы (выполнение задач урока). Составление маршрута путешествия по клетке и списка необходимого оборудования.

4. Определение последовательности применения оборудования.

5. Вывод по клетке (что используется как транспорт, чего в большей степени следует опасаться).

ХОД УРОКА

1. Определение темы урока и уяснение его задач.

  • Тема нашего урока: "Составление маршрута путешествия по клетке". Наша задача - составить маршрут для путешественников по клетке по карте, предоставленной нам (на доске рисунок взаимосвязи органоидов клетки).
  • Маршрут должен быть по возможности экономичным (наиболее легким для путешественника), кроме того, необходимо составить список оборудования для путешественников по клетке.

При работе можно воспользоваться "справочником" для путешественников по клетке (книгой "Путешествие в мир живой клетки").

Особенностью нашей работы будет то, что на уроке мы будем не двумя людьми, а кем-то одним, наши мысли будут продолжением мыслей другого, наши фразы будут продолжением фраз другого ("эстафета" передается с помощью передачи фигурки), можно продолжить мысли другого даже на середине фразы.

2. Выделение основных этапов работы.

1) Составление маршрута (оптимального).

2) Определение условий путешествия.

3) Составление списка необходимого оборудования.

3. Составление маршрута путешествия по клетке.

Список необходимого оборудования:

1) Пластиковый скафандр.

2) Ласты.

3) Запас кислорода.

4) "Торпеда" с двигателем на аккумуляторах.

5) Часы.

6) Химические реактивы для защиты от щелочей.

7) Химические реактивы для защиты от кислот.

8) Реактивы для определения веществ.

4. Последовательность путешествия.

1) Проникновение в клетку с пиноцитозным пузырьком - в нем вода; так и безопаснее, чем при фагоцитозе.

2) Путешествие в везикуле.

3) Слияние с лизосомой - образование пищеварительной вакуоли - опасность переваривания, выход с выходящими питательными веществами.

4) Клеточный центр - добраться на "торпедах", опасность расхождения его частей (при подготовке к делению клетки); можно попасть на его нити и быть разрезанным.

5) Митохондрия - пройти через канал фермента-синтезатора АТФ, подзарядить аккумуляторы (200 мВ) и запастись кислородом, выйти через мембрану с молекулами углерода, защита от щелочной среды.

6) Ядро - добраться на "торпеде", защита от кислотной среды, выйти вместе с выходящими РНК и ЭПС.

7) В ЭПС держаться подальше от мембраны - или попадешь в синтезируемый жир (т.е. ЭПС) или вместо синтеза белка - аминокислоты, движение по течению в ЭПС.

8) Аппарат Гольджи - попасть через каналец (так безопаснее), ждать пока сама цистерна не станет последней, через мембрану не выйти.

9) Проанализировать содержимое цистерны и выбрать то, что не станет лизосомой и, если будет время и останется кислород, выбрать прерывистый путь выделения - это интересно.

10) Выход в везикулы и ожидание сигнала.

11) Поступление сигнала и выход из клетки.

12) Выход из клетки.

5. Вывод:

В большей степени следует опасаться кислот (их в клетке больше всего), от напряжения спастись пластиковым скафандром, использовать как транспорт течения в цитоплазме и движение везикул.

Литература:

К. де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.; Мир 1987.