Конспект урока географии в 7-м классе коррекционной школы VIII вида "Животный мир лесной зоны"

Разделы: География


Тема:

  • Животный мир лесной зоны.

Цели и задачи:

  • Расширить и уточнить знания учащихся о животных леса; познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей.
  • Развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между многообразием растительного и животного мира, корригировать зрительное и слуховое восприятие, долговременную наглядно-образную память, устойчивое внимание, связную устную речь.
  • Воспитывать бережное отношение к животным леса.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Карта природных зон.
  • Картинки с изображениями животных леса.
  • Индивидуальные карточки с дифференцироваными заданиями.
  • Таблица в учебнике “Животные лесной зоны”.
  • Словарные слова.

Словарь:

  • Травоядные, хищники, всеядные.

Ход урока

Организационный момент:

Приветствие учащихся.

Задание: Сядет тот, кто вспомнит и назовёт название деревьев (слушать друг друга внимательно и не повторяться).

Повторение: (на доске карта природных зон)

  • В какой лесной зоне растут эти деревья.
  • Покажите на карте лесную зону.
  • А какие деревья растут в наших лесах? (Учитель убирает карту природных зон).

На доске:

  • Ель, Ольха, Кедр – растут в зоне.......... лесов.
  • Пихта, Берёза, Дуб – растут в зоне ……….лесов.
  • Осина, Дуб, Клён – растут в зоне ………. лесов .

Задание: исключи лишнее и допиши предложение в тетради.

Индивидуальное задание на карточке.

Карточка № 1

Подчеркни лишнее название дерева:

Хвойные леса: ель, осина, кедр

Смешанные леса: берёза, сосна, дуб

Широколистные леса: пихта, дуб, клён.

Проверочная работа / устно /

Изучение нового материала.

Объявление темы:

  • Сегодня на уроке продолжим знакомство с лесной зоной нашей страны.
  • Каких обитателей, кроме растений, можно встретить в лесу? (Ответы детей.)
  • Правильно, поэтому тема урока “Животный мир лесной зоны”.

Актуализация опорных знаний:

  • Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее: в зоне тундры или в лесной зоне? Почему? (Ответы детей.)

Объяснительный рассказ учителя:

Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать её можно круглый год. Чем малодоступнее лес, тем лучше сохранился животный мир. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами.

Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен.

В лесной зоне водятся животные. которые питаются растительной пищей – травоядные – это лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки (картинки вывешиваются на доску).

Здесь обитают и хищники, звери питающиеся животной пищей: травоядными животными и грызунами. Это волк, тигр, рысь, лисица.

В лесной зоне обитают животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные. К ним относятся чёрный и бурые медведи, кабаны.

Словарная работа: словарные слова читаем хором и индивидуально повторяем.

На доске к концу рассказа:

Травоядные

Хищники

Всеядные

  • О некоторых животных лесной зоны мы узнаем из подготовленных вами сообщений.

(Сообщения учащихся)

  1. Лось (рысь).
  2. Бурый медведь.
  3. Тигр.
  4. Бобр.

Физкультминутка:

- Слушайте внимательно.Услышав в стихотворении названия животных лесной зоны – хлопаем в ладоши, другое – топаем.

Заглянули мы в леса,
Что за чудо – чудеса.
Белка скачет по деревьям,
Под кустом сидит лиса.

На ветвях сидят пингвины,
Льву большому чешут гриву,
Мышь гоняет кенгуру,
А медведь дерёт кору.

Вот такой весёлый лес
В нём полным – полно чудес.
Ты за партой не зевай,
Животных леса называй.

Закрепление.

Задание № 1: Перепишите в тетрадь таблицу и пользуясь статьёй учебника [1] и заполните её:

Животные лесной зоны

Травоядные Хищники Всеядные
     

Индивидуальное задание на карточке.

Карточка № 2

Задание 1: С помощью схемы на доске, впиши названия животных в таблицу:

Лось, заяц, тигр, медведь, лиса, косуля, рысь, кабан.

Задание 2: Выбери картинки лесной зоны и составь цепи питания. (В конвертах животные разных природных зон и стрелки.)

Итог:

  • О животных какой природной зоны вы узнали сегодня на уроке?
  • Кого из них можно встретить в нашем лесу?
  • Какие из них находятся под охраной государства?

Оценивание:

 СПАСИБО ЗА УРОК!

Литература используемая в ходе урока.

Лифанова Т.М., Котова Л.А. Физическая география СССР (учебник для 7-го класса вспомогательной школы) – М. Просвещение 1991 г.