Применение педагогических технологий на уроках ОБЖ. Урок по теме: "Радиационная безопасность"

Разделы: МХК и ИЗО


Проект урока

Характеристика класса:

– Класс многопрофильный, с тремя профильными группами: гуманитарная, физико-математическая, естественнонаучная.

  • Уровень обученности за 1 триместр:

На “5” – 15 чел.– 55,5 %

На “4” – 11 чел.– 40,7 %

На “3” – 1 чел. – 3,7 %

  • Уровень воспитанности: достаточный и высокий
  • Уровень сформированности ОУУН (общеучебных умений и навыков): умеют работать с различными источниками информации, умеют организоваться, умеют работать в группах и парах.
  • Способности: выше средних. Активны.
  • Характеристика развития психических свойств: достаточный уровень познавательного интереса; есть потребность в знаниях, установка на учение.
  1. Характеристика темы.
  2. Тема данного урока составляет одну из трёх главных тем курса ОБЖ “Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях”. Урок по радиационной безопасности является итоговым. Эта тема имеет значимое место в изучении курса ОБЖ, так как главная задача изучения ОБЖ – формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение распознать и оценить опасности, определять способы надежной защиты от них.

  3. Система целей урокa.

Общедидактическая цель (ОДЦ): Создание условий для самостоятельного применения ЗУН, осуществлять их перенос в новые условия. Закрепление и систематизация знаний, коррекция ЗУН.

Триединая дидактическая цель (ТДЦ):

Образовательный аспект:

  • Создать условия для систематизации знаний, помочь учащимся целостно представить проект изученной темы и его применение в новых условиях.
  • Обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях.

Развивающий аспект:

  • Обеспечение развития умения ставить цель и планировать свою деятельность;
  • Создать условия для развития у школьников умения работать по времени;
  • Эмоционально-ценностное личностное отношение к жизни: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изученного материала и содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета в данной области.

Воспитательный аспект:

  • Создать условия для формирования коммуникативной культуры, для формирования умений работать в группах, умение выслушивать и уважать мнение других.

Адаптированная цель для учащихся (уровневая):

А – сделать правильно
Б – уметь объяснить и доказать
В – перенос, применение и оформление.

  1. Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
  2. Структура урока:

Этапы

Дидактические

цели

Показатели реального результата решения задач

1. Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Подготовка к основному этапу занятия Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебной деятельности, актуализации опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
3. Основной этап. Закрепление знаний и способов действий. Применение знаний в новой ситуации. Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуации.
4. Контроль и проверка знаний. Объявления качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
5. Подведение итогов. Анализ и оценка успешности достижения цели. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
6. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации способов деятельности общения). Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

5. Формы организации познавательной деятельности (ФОПД).

– общеклассная,
– групповая,
– парная,
– индивидуальная.

6. Методы обучения:

– объяснительно-иллюстративный,
– проблемное изложение,
– репродуктивный,
– частично- поисковый.

7. Система контроля на уроке: за достижением промежуточных и конечных результатов: сочетание контроля учителя, взаимоконтроля и экспертной группы.

Технологическая карта ученика

Урок-занятие по закреплению знаний по теме “Радиационная безопасность”

Учебные этапы (УЭ)

Деятельность ученика

Советы учителя

УЭ–0

Формули

ровка целей к уроку

1). Краткая вступительная беседа.

На доске написаны слова: ударная волна, лучевая болезнь, дезактивация, йодная профилактика. Подумайте, какие ассоциации у вас возникают при чтении этих слов. А если добавим к этому, что урок заключительный в теме, как изменяться ваши рассуждения?

-Запишите тему на листочке.

2). Выбор или постановка цели.

  • Сформулируйте и запишите цели, которые будете преследовать на уроке.
  • Назовите некоторые цели, которые вы поставили перед собой.

3). Самостоятельно ознакомиться с дополнительной литературой, которая поможет вам в самообразовании.

 

 

 

 

 

 

Т–2 мин.

Когда? Где? Зачем? Нужны уроки и знания по данной теме.

Т–3 мин.

 

В конце урока подойдите к выставке литературы.

УЭ – 1

Подготовка к основному этапу.

1). Состав экспертной группы (ЭГ):

Юрецкая Т.Г. – учитель химии,

Данилова Г.Н. – учитель физики,

Десятникова Т.Г. – методист ИМЦ.

2). Работа по индивидуальной карте учащегося (ИКУ) – разминка.

А) Дать определения понятиям, ответ записать в ИКУ.

Б) К дате записать событие.

3). Самопроверка: соберите в группах ИКУ, сдайте ЭГ и проверьте себя – даты на доске, определения в тетради.

4) ЭГ проверяет ИКУ.

Оценивает работу каждого, результаты заносят в таблицу.

 

Дать определение по тому определению и к дате событие, которое соответствует цвету вашего жетона (использовать БЛОК-СХЕМУ № 1)

Т –3 мин.

Т – 1 мин.

 

 

Ответы в таблицу

УЭ–2 Основной

этап

1 этап:

1) Работа индивидуальная и парная.

  • от каждой группы по 1 учащемуся на решение тестов,
  • по 2 учащихся на решение задачи.

2). Работа в группах.

Используя БЛОК ИНФОРМАЦИИ №2, прочитайте вопросы и ответьте.

 

3) Блок информации №2 сдать в ЭГ

 

II этап – Работа в группах

с БЛОКОМ ИНФОРМАЦИИ №3.

  1. Прочитать ситуационные задачи, выбрать те, которые желаете и сможете решить, обыграть и оформить. Это тема вашего “проекта”.
  2. Вы должны

    А – перечислить алгоритм действий в данной ситуации (4 балла)

    Б – обыграть, доказать, что алгоритм выбран верно (еще 4 балла)

    В – оформить материально “проект” (еще 4 балла)

  3. Выступление групп.

А) зачитайте ситуационную задачу

Б) решение проблемы через алгоритм действий

В) защита “проекта”

Проходит параллельно с п.2)

Т – 7 мин.

Ответы запишите в графе “Ответы”.

Работая вместе, помните о том, что вы не должны мешать окружающим. При необходимости воспользуйтесь помощью учителя.

Т – 15 мин.

Можно использовать любые подручные средства. Ваш “проект” может быть рекламой, алгоритмом, схемой, рисунком, плакатом и т.д.

Разрешается Поддержка, комментирование. НО! Результат будет хорош при полноценном слушании своих товарищей. Дискутируя ПОМНИ: критикуй идеи, а не людей. Выясните и выслушайте все идеи и факты.

Группа – до 4 мин.

Общее Т – 16-18 мин

УЭ –3

Контроль и проверка знаний

Выступление экспертной группы. Т – 2 мин
УЭ – 4

Подведение итогов

Общая работа.

Подведите мысленно итог на уроке: посмотрите на те цели, которые вы поставили в начале занятия. Ответьте на вопрос: смогли мы достичь их с помощью тех заданий, которые выполняли на уроке.

Подсказки:

–я узнал(а) новое…

– я хорошо усвоил алгоритм…

– я убедился в необходимости…

– я понял, что еще мало знаю по этой теме…

и т.д.

УЭ – 5

Рефлексия

Индивидуальная работа с ОЦЕНОЧНЫМ ЛИСТОМ.

Оцени свою деятельность на данном уроке.

Ваша самооценка нужна не для оценки в журнал, а для учителя, подвести свой итог по этой теме

Блок-схема № 1

Дезактивация 1895 г. Ядерное оружие 1986 г.
Радиация 1945 г. Эпицентр 1957 г.
Лучевая болезнь 1954 г. Дозиметричекие приборы 1979 г.
Ударная волна 1896 г.    

Таблица экспертной группы для оценивания учащихся.

№ гр. Список учащихся

УЭ–1

УЭ–2

 

Итог

Определение Дата

1

2

Индивидуальная Парная Групповая работа Сит. зад.

А

Сит. зад.

Б

Сит. зад.

В

1                    
2                    
                   
7 б. 7 б. 5 б. 5 б. 5 б. 2+4+4 4+4+4 6+4+4 38-43 б.- “5”

32-38 б.- “4”

За каждое правильное определение, дату, ответ – по 1 баллу (в УЭ–1, УЭ–2 : индивидуальной, парной, групповой работах).

Работа индивидуальная.

  1. К радиационно-опасным объектам относятся:
  2. А) взрывоопасные производства на промышленных предприятиях,
    Б) производства, связанные с применением, хранением и переработкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей,
    В) предприятия по производству ядерного топлива,
    Г) предприятия цветной и черной металлургии,
    Д) атомные электростанции,
    Е) хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов,
    Ж) транспортные ядерные энергетические установки,
    З) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности,
    И) предприятия угольной промышленности,
    К) научно-исследовательские организации, имеющие ядерные установки и стенды,
    Л) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпасами и заводы по их производству.

  3. В зависимости от характера разрушений в очаге ядерного поражения выделяются четыре зоны разрушения. Из приведенных вариантов выберите правильный:
  4. А) Зоны полных, сильных, средних и слабых разрушений,
    Б) Зоны сплошных, массовых, частичных и резких нарушений,
    В) Зоны общих, местных, отдельных и второстепенных разрушений.

  5. Самым опасным излучением для человека является:
  6. А) альфа-излучение,
    Б) бета- излучение,
    В) гамма-излучение.

  7. Из предложенных вариантов ответов выберите те, которые характеризуют специфические свойства радиоактивных веществ:
  8. А) стелются по земле на небольшой высоте и таким образом могут распространяться на несколько десятков километров,
    Б) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков,
    В) способны вызвать поражение не только при непосредственном соприкосновении с ними, но и на расстоянии (до сотен метров) от источника загрязнения,
    Г) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра,
    Д) имеют специфический запах сероводорода,
    Е) поражающее действие радиоактивных веществ не могут быть уничтожены химически и (или) каким-либо другим способом, т.к. радиоактивный распад не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества.

  9. Внимательно прочитайте задание и определите, какие дозы облучения людей (в рентгенах) соответствует следующим признакам поражения:
    А) через несколько часов после облучения появляется лучевая болезнь Ш степени, которая в большинстве случаев приводит к смертельному исходу,
    Б) после однократного облучения появляется рвота, чувство усталости, в организме сокращается количество белых кровяных телец, серьезной потери трудоспособности не наступает,
    В) отсутствуют признаки поражения,
    Г) пораженные погибают в первые дни облучения в результате молниеносной формы лучевой болезни.

Блок информации № 2

Вопросы Ответы
1 Ядерное оружие – это…  
2 Поражающими факторами ядерного взрыва являются…  
3 За счет чего в основном образуется естественный радиационный фон земли?  
4 Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека при внутреннем облучении?  
5 Световое излучение – это…  

Блок информация № 3. Группа №1

Тема: Радиационная безопасность. Ядерное оружие.

Ситуационные задачи.

Уровни: А – 2 балла; Б – 4 балла; В – 6 баллов

А) Вы услышали сирену в городе “Внимание всем!”.Прослушали сообщение о чрезвычайной ситуации на АЭС и о возможной эвакуации населения. Ваши действия.
Б) Вы получили сообщение об аварии на АЭС, которая находится от вас в 20 км. Ваши действия.
В) Вы – военные. Вас направили на ликвидацию аварии на АЭС. Правила поведения при работах.

Блок – информация № 3. Группа №2

Тема: Радиационная безопасность. Ядерное оружие.

Ситуационные задачи.

Уровни: А – 2 балла; Б – 4 балла; В – 6 баллов

А) Вы услышали сирену в городе “Внимание всем!”. Прослушали сообщение о чрезвычайной ситуации на АЭС и о возможной эвакуации населения. Ваши действия.
Б) Ваши действия после получения сообщения о хищении и вскрытии на хранилище ядерных отходов.
В) 1945 год… Вы житель японского поселка в 50 км от Нагасаки. Ваши действия после ядерного взрыва.

Блок Информации №3. Группа №3

Тема: Радиационная безопасность. Ядерное оружие.

Ситуационные задачи.

Уровни: А – 2 балла; Б – 4 балла; В – 6 баллов

А) Вы услышали сирену в городе “Внимание всем!” прослушали сообщение о чрезвычайной ситуации на АЭС и возможной эвакуации населения. Ваши действия.
Б) В город, где вы проживаете, привезли пострадавших в аварии на АЭС. Ваши действия при помощи пострадавшим.
В) Вы научный сотрудник в исследовательском институте. При работе от высокой температуре одна из установок дала трещину, а процесс деления атомов продолжается. Ваши действия.

Оценочный лист

Фамилия, имя____________________________________ Группа_____________

Оцени свою деятельность на данном уроке по учебным этапам (УЭ):

* – знаю отлично, работал самостоятельно

! – знаю хорошо, помогали товарищи

? – Знаю удовлетворительно, нужна помощь

УЭ 0 (цели) –

УЭ 1 (определения, даты) –

УЭ 2 ( А) тесты, задачи, вопросы, –

Б) Сит. Задача: подготовка –

Выступления ) –

УЭ 4 (Итог) –