Урок географии в 10-м классе "Создание культурно-географического образа Европы"

Разделы: География


Цели:

    1. Освоение такого метода структурирования большого объема информации, как создание географического образа;
    2. Развитие самостоятельного творческого мышления;
    3. Развитие познавательного творческого интереса учащихся к изучаемой стране.

      Оборудование:

      компьютер, проектор, карта Европы, листы, маркеры для групп. В данной работе презентация заменена отдельными рисунками (кадрами).

      1. Вступление. “Что такое географический образ?”.
      2. В начале урока объясняется одна из причин выбора темы: “Дело в том, что завершая тему “Зарубежная Европа” мне бы хотелось чтобы каждая группа представила свой географический образ отдельной страны Европы”. А для этого нужно понять что такое географический образ и научиться его создавать”.

        Географический образ – совокупность ярких, характерных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо реальные пространства (территории, регионы, страны, ландшафты)”. [1]

        Географический образ возникает и конструируется в результате пересечения и взаимодействия различных географических понятий с культурологическими, историческими, политическими, экономическими понятиями. Географические образы могут принимать различные формы и создаваться различными способами. Пока же мы с вами учимся может воспользоваться методикой создания каркаса географического образа. “Такая методика и представляет собой способ структурирования большого объема информации через выделяемые личностно значимые узлы знаний и соединения их в единую целостную картину”. [2]

        Это еще одна причина, обусловившая выбор темы урока, в старших классах очень важно уметь прорабатывать большой объем информации. Итак, ваша задача создать и показать образ своей страны.

        Для примера демонстрируется каркас культурно – географического образа Европы.

        Рисунок 1

      3. Создание культурно – географического образа Европы.
    1. Почему именно культурно – географический образ Европы мы попытаемся создать? “Пространство, как и его образы, создается культурой и цивилизацией, которая их осознает, живет ими и в них”. [1] Кроме этого познавательные возможности искусства огромны. Ф. Энгельс говорил, что из романов Бальзака он узнал о жизни французского общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистиков той эпохи вместе взятых. И еще “информация, переданная на языке танца, живописи, архитектуры, скульптуры более общедоступна, легче усваивается другими народами, чем информация на языке слов. Язык искусства более метафоричнее, эмоциональнее. Искусство объединяет людей. Когда политики XVIII–XIX вв. разделили Италию на мелкие государства, графства, княжества, искусство родило и соединило неаполитанцев, римлян, ломбардцев”. [3]
    2. Европа…Это географическое имя о чем нам говорит?
      • Это географический регион на западе Евразии, площадью 10 млн. км2, в том числе 5,1 млн. км2 приходится на зарубежную (по отношению к СНГ) Европу, что составляет около 4% всей обитаемой суши. Территория зарубежной Европы протягивается с Севера на Юг от Шпицбергена до Крита на 5 тыс. км, с Запада на Восток от атлантического побережья Португалии до черноморского побережья Румынии на 3100 км. Но про географическое положение можно сказать другими словами.
      • Карта Европы

        Меж областью, которой Рак владеет,
        Пути на север солнцу преграждая,
        И далями, откуда холод веет,
        Лежит Европа, для меня родная.

        Вокруг нее простор морской синеет,
        Ее ласкают, нежно обнимая,
        И океана грозная громада
        И моря Средиземного прохлада

        С той стороны, откуда Солнце всходит,
        С ней Азия в соседстве пребывает.
        С Рифейских древних гор река нисходит
        И с Азией Европу разделяет.

        Лути де Камоэнс 1572 г.

        Европа

        Изрезаны ее живые берега,
        И полуостровов воздушны изваянья,
        Немного женственны заливов очертанья:
        Бискай, Генуи ленивая дуга.

        И. Мандельштам 1914 г.

      • Европа… Это географическое имя напоминает и о древнегреческом мифе про дочь финикийского царя Агенора, правителя Сидона, Европу. Согласно мифу, Европа была похищена Зевсом, принявшим облик быка. На спине этого быка она проплыла по Средиземному морю от Финикии до Крита, где и стала его женой. Вспомните картину В. Серова “Похищение Европы”.
      • Рисунок 2

      • Европа…Это географическое имя напоминает также об огромном вкладе в мировую цивилизацию, который начался в эпоху Др. Греции и Др. Рима, был продолжен в эпоху Возрождения и Великих Географических открытий, а затем в эпоху промышленных и социальных переворотов и так до наших дней. Демонстрируются слайды: Рис.3, Рис. 4 и Рис. 5.

 Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

  • Так как я создаю свой образ Европы, то для меня он неотделим от устремленных в небо готических соборов, которые по сей день вызывают трепет и восторг.

Рисунок 6

Описание Миланского собора.

Рисунок 7

“Собор издали будто вылит из дымчатого стекла – его стройные, тонкие колонны тянутся ввысь, наподобие органных труб, да и весь он напоминает огромный орган, устремленный острым конусом к небу… Камень, источенный до ажурной невесомости, точно гармонический звук, аккорд за аккордом, ступень за ступенью движется к своему крещендо и замирает на верхней ноте”. Г. Бояджиев. [4]

Описание Кёльнского собора.

Рисунок 8

“Он возносится над городом словно сказочное видение. Шпилями своих парных колоколен, стрельчатыми линиями сводов, вязью каменных кружев, своим пепельно – серым цветом, который воспринимается как цвет неподдельной старины, собор создает удивительное ощущение устремлённости к небесам и отрешённости от мирской суеты.

В общем, описать красоту Кёльнского собора так же трудно, как передать прелесть органной фуги”. В. Овчинников.

Композиторы Европы.

      1. Уже неоднократно проводилась параллель с органной музыкой, с органом, как тут не вспомнить величественного и благородного И. С. Баха (портрет и звучит музыка).
      2. Далее можно предложить прослушать фрагменты музыкальных произведений и узнать кому из композиторов они принадлежат. (Например, отрывки из произведений Моцарта, Грига, Вивальди, Бетховена). Уточнить откуда они родом, что еще ребятам о них известно. Все это может пригодиться для создания своего образа страны.

Мозаика стран

      Уже говорилось, что одна из ассоциаций с именем Европа – регион, т.е. мозаика стран. Ребятам предлагается по описанию, портрету, содержащему не только географические особенности, но и культурологические узнать страну. Например такие портреты:

“Эта страна неправдоподобно ровна. Она похожа на бильярдный стол, обтянутый зеленым бархатом. Бархатистый ковер сочных лугов, на которых пасутся черно-белые коровы, расчерчен лентами каналов и украшен кирпичными постройками с белыми наличниками.

Рисунок 9

        Кирпич имеет оттенок, напоминающий цвет шоколада. Когда видишь целый город, где из такого кирпича построены дома, мостки над каналами, начинаешь чувствовать себя в сказочной стране.

        Кучевые облака, зелень польдеров, серебристая гладь каналов, голубые силуэты колоколен на горизонте – краски в этой стране чисты и свежи, не будучи крикливыми. Благородство оттенков родной земли прекрасно передал в своих картинах знаменитый Ван Гог” [5]

Рисунок 10

“Какая страна не славится своей столицей? В данном случае, гордость вполне объяснима, ибо столица этого государства одна из красивейших в Европе. Город стоит на 14 островах, и, где бы ты ни был, вода всегда рядом. Вода в черте города столь чиста, что даже в центре можно купаться и ловить рыбу – лосося и форель.

Рисунок 11

Эту страну в немалой степени прославили женщины. Образ Грето Гарбо, Ингрид Бергман стали символами женской красоты. Но самая известная женщина страны имеет мало общего с королевами красоты и это даже не королева, а Астрид Лингрен, которая придумала Карлсона, Пеппи, Эмиля из Лённеберги. В этой стране вручают самые престижные премии в мире – Нобелевские”. [6]

Рисунок 12

  • Работа в группах по созданию каркаса образа отдельных стран (листы, маркеры).
  • Анализ урока

В начале урока мы ставили цель, используя новую методику структурирования информации, создать образ Европы, отдельных стран. Как вы думаете, удалось ли нам это сделать? Какие возникли, проблемы сложности? Что показалось наиболее интересным?

P.S. Уроки в нашей школе имеют продолжительность 55 минут.

Список литературы

    1. Замятин Д. Н. Географические образы: что это такое? География в школе. 2003. –  №6
    2. Зорин Ю. В. Создание географического образа территории. География 2000 – №25
    3. Бореев Ю. Б. Эстетика. – М.: Политиздат, 1981.
    4. Тарасов Л. Милан, древний и новый. Глобус. – Л.: Детская литература, 1984.
    5. Овчинников В. В. Своими глазами. – М.: Издательство Агентства печати Новости, 1990.
    6. Блумгрен Я. Самое нейтральное королевство. Европа. 1995 – №3