Урок технологии, дизайн. Шрифт - основа графического дизайна

Разделы: МХК и ИЗО


Конспект урока технологии

Учебные дисциплины – Графика и Основы дизайна.

Тема: Шрифт – основа графического дизайна.

Цель: Создать условия для развития творческого потенциала личности при изучении темы и создания шрифтовой композиции для парфюмерного набора.

Задачи:

  • Актуализировать и систематизировать знания по теме.
  • Познакомить с требованиями, предъявляемыми к шрифтовым композициям в современном дизайне.
  • Развивать образное представление и логическое мышление на основе анализа формы парфюмерного изделия и выбора оригинальной шрифтовой композиции.
  • Развивать навыки работы тушью.
  • Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Ход урока:

Мобилизация внимания, подготовка рабочего места.

Вхождение в проблематику темы.

Зрительный нерв перенапряжен от динамики, от фиксации движений. Мелькает окружающий мир - мир образов, мир знаков. Пестрят улицы городов рекламными щитами, вывесками магазинов, наименованием товаров. Взгляд останавливается лишь только тогда, когда видим знакомое слово, которое будоражит наше сознание.

Попробуем докопаться до сути, уловить тот момент, когда удивление изображенное на рисунке в виде расширенных глаз, превратилось в букву “У”.

В. Что заставило человека загнать открытость, откровенность рисунка в таинственный знак букв?

Каждому из вас давалось опережающее задание по теме урока. Внимательно слушаем, делаем выводы для себя, так как они будут необходимы в решении творческой проблемы.

Попробует решить поставленную задачу первая группа.

О. Вспомним наскальные рисунки, их магическое действие бесспорно. Это рассказ без слов, самое древнее письмо в виде наскальных рисунков – пиктографическое.

Письмо эры ранней государственности и возникновения торговли – идеографическое (иероглиф). Знаки идеографического письма представляют отдельные слова или целые понятия.

Слоговое – письмо некоторых народов Индии, Японии.

Буквенно-звуковое (фонематическое) – это письмо наших дней. Фонемы обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьироваться.

Я думаю, письмо – как система письменных знаков, передающих речь человека и рассчитанных на зрительное воспроизведение, возникло из потребности закрепить в памяти какие-либо события, передавать важные известия.

В. Что влияло на начертание знаков?

О. Стремление к упрощению знаков, ускорение процесса писания, появление печатного станка, введение новых технологий, оказывали огромное влияние на начертание знаков, а также мировоззрение, культуру, традиции народа.

Мы очень часто употребляем слово “ шрифт”.

В. Что это такое?

О. 1.Совокупность букв, цифр, знаков определенного рисунка стиля, служащая техническим средством воспроизведения речи на каком-либо языке.

2.Комплект наборных литер (гарнитура) для типографического набора.

3.Рисунок (конфигурация) букв, цифр, знаков.

В практике художников принято классифицировать шрифты по группам в исторической последовательности. Такая классификация удобна для восприятия и помогает изучать графические особенности шрифта.

На современном уровне шрифт – основа графического дизайна, индикатор визуальной культуры. Именно в этой области к шрифтам предъявляются самые высокие требования.

Где в настоящее время мы встречаемся со шрифтовыми композициями, нас познакомит вторая группа.

  • Со шрифтовыми композициями мы встречаемся повсюду, это и вывески магазинов, рекламы, фирменное наименование товаров, книгоиздательская продукция и многое другое. В основном это имя вещи, своего рода реклама, направленная на расширение сбыта товара. С другой стороны, это словесные знаки, хорошо задерживающиеся в памяти людей.
  • В настоящее время существует множество технологических приемов выполнения шрифтовых работ. Порой сама вещь подсказывает выбор шрифтовой композиции для наименования товара.

Наша группа предлагает небольшую игру ассоциацию. Я показываю шрифтовую композицию, а вы называете какие чувства, вызывает эта композиция.

Предлагаются варианты шрифтовых композиций.

Важная функция шрифтовой композиции – создание определённого настроения и чувства; чувства уверенности, благополучия, влиятельности, чувства безмятежности, старины, нежности, теплоты, дружелюбия. Шрифтовая композиция привлекает внимание к товару, ищет свою аудиторию.

Искусство дизайнера заключается в компоновке, элементов, обладание природным чувством композиции, баланса, цвета. С другой стороны, разработка наиболее выразительной интерпретации, сильного желания контакта с аудиторией, умение чувствовать, способность мыслить живописными образами.

С требованиями, предъявляемыми к шрифтовой композиции, познакомит нас третья группа.

  • Сбалансированность – это такая компоновка, с помощью которой можно достичь приятного для глаза распределения. На зрительное впечатление влияют: размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.
  • Пропорциональность – соотношение частей и целого.
  • Ритмичность – чередование элементов, которое придает композиции четкость, стройность, особую выразительность, соразмерность.
  • Равновесие – ощущение симметричности.
  • Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от белого к черному. Хроматическая - цветная.
  • мКонтрастность – в переводе с французского “противоположность”.
  • Гармоничность – взаимосвязь всех элементов, единство формы и цвета.
  • Целостность – впечатление завершенности, простота элементов.

В графическом решении зрительного ряда обычно применяют ограниченное количество гарнитур шрифта. Это позволяет дизайнеру выдержать текст в одном стиле.

Для того чтобы разнообразить шрифт графически, осуществляют его модификацию контуром, тенью и объемом. Придают базовой гарнитуре вид нового шрифта.

Для этого:

    1. Оттеняют буквы.
    2. Применяют закругленные или прямые подсечки.
    3. Обводят буквы по контуру.
    4. Применяют полые буквы.
    5. Пишут буквы только с помощью объемной тени.
    6. Сделаем вывод:

      • Шрифтовая композиция должна быть выполнена в соответствии с требованиями.
      • Текст выдержан в одном стиле.
      • Использованы разные виды модификации, которые психологически воздействуют на зрителя, вызывая различные ассоциации.

      Переходим к практической части урока.

      Ваша задача: на эскизе парфюмерного изделия выполнить фирменное наименование, используя ваше имя. Графическим материалом будет тушь, инструментами кисть, перо.

      Последовательность работы:

        1. Продумать общее расположение строк текста.
        2. Определить стиль и размер шрифта.
        3. Используя графические приемы создать образ, возникающий в вашем сознании.

      Вдумчиво и творчески подойдите к решению поставленной задачи. Постарайтесь увидеть главное, подчеркните детали шрифтовой композиции, которые передадут индивидуальность, неповторимость дизайна парфюмерного изделия.

      Самостоятельная работа.

      Выставка творческих работ. Анализ изделий.

      Нашему взору представлена уникальная коллекция молодых художников дизайнеров. Простор фантазии, изобразительности, выдумки. Каждая работа по-своему индивидуальна. Хочется отметить нестандартное решение шрифтовых композиций. С заданием ребята справились, заслуживают отметки отлично.

img1.gifimg2.gifimg4.gif

img5.gifimg7.gifimg6.gif

img3.gif