Рейтинговая система получения отметки по физкультуре

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Изменения, произошедшие последнее время в обществе, обусловили изменения в процессе обучения, что, в свою очередь, вызвало необходимость нового подхода к оцениванию умений и навыков учащихся.

С 2001–2002 учебного года в нашей школе по предмету физкультура введена рейтинговая система получения отметки, утверждённая методическим советом школы. К принятию этого решения нас побудили следующие причины:

  • если оценивать учащихся только по контрольным нормативам, то дети со слабыми физическими возможностями обречены быть неуспевающими;
  • если оценивать только за прилежание, то теряется мотивация к повышению своих результатов;
  • если выставлять отметку, учитывая и прилежание и выполнение нормативов, то очень сложно определить грань между низкой и более высокой отметкой.

Иными словами, существующая система оценивания (пятибалльная шкала) применительно к урокам физкультуры имеет довольно-таки субъективный характер и не может объективно оценить труд учеников. Исходя из этого, мы решили ввести рейтинговую систему выставления отметок, чтобы ученик стремился сам зарабатывать баллы: за прилежание, за выполнение нормативов, за участие в соревнованиях. Таким образом, ученики сами могут подсчитывать набранные ими баллы и знать, почему они получили ту или иную отметку, и даже физически слабый ребёнок может заработать высокую отметку.

Положение о рейтинговой системе получения отметки по физкультуре

I. Ученик, не пропустивший ни одного урока без уважительной причины, получает 60 баллов.

II. Ученик, посетивший абсолютно все уроки физкультуры в четверти, получает еще 5 баллов.

III. За каждый урок ученик получает коэффициент за прилежание от 0 до 1.

IV.Пропуск одного урока (без уважительной причины) – минус 5 баллов.

V. Участие в общешкольном соревновании – плюс 5 баллов.

VI. В каждой четверти сдаются нормативы по 4 видам; за каждый вид получают от 0 до 10 баллов.

VII. Посещение спортивной секции с нагрузкой не менее 6 часов в неделю – 5 баллов.

VIII. Выводится средний коэффициент за прилежание и умножается на 60 (65) баллов.

VIX. Все баллы суммируются: 92 балла – отметка 5; 84 балла – отметка 4; 76 баллов – отметка 3; меньше 76 – отметка 2.

Рейтинговая система позволяет очень просто и объективно проводить конкурс “лучший по предмету” (достаточно суммировать баллы за четверть в учебном году). Учащиеся активнее стали принимать участие во внутришкольных соревнованиях.

Значительно повысилась дисциплина и прилежание на уроках.

Нормативы, сдаваемые по четвертям

1 четверть

1. Прыжок в длину с места

2. Прыжок в длину с разбега

3. Челночный бег 3 по 9м

4. Бег 1000 м.

2 четверть

1. Тройной прыжок с места

2. Поднимание туловища за 30 сек.

3. Гибкость

4. Баскетбол

3 четверть

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

2. Бег на лыжах

3. Прыжки со скакалкой

4. Волейбол

4 четверть

1. Гимнастика

2. Спринт

3. Бег 1500 – 3000 м.

4. Прыжок в высоту

5. Метание мяча

6. Подтягивание

В четвёртой четверти сдаётся 6 нормативов в перерасчёте на 4.

Итоги введения рейтинговой системы следующие: средний балл по четвертям остался примерно таким же, как и был раньше, а вот рост результатов в таких нормативах как прыжки в длину с места, выносливость, силовая подготовка (подтягивание), гибкость, статическая сила значителен по сравнению с прошлым годом (на 8-10%).

Но главной задачей уроков физкультуры по-прежнему остаётся пропаганда здорового образа жизни, стремление к самоконтролю физического развития, возможность самореализоваться в выбранном виде спорта. Для повышения мотивации при сдаче нормативов вместо пятибалльной шкалы введена 10-балльная система, дающая возможность даже слабому ученику получить определённое количество баллов за не очень высокий результат, что стимулирует улучшение его физической подготовки. Рейтинговой системой заинтересовались родители учеников, и с ними тоже была проведена разъяснительная работа.

Таким образом, рейтинговая система оценивания позволяет с одной стороны более объективно оценивать, с другой стороны - служит хорошей мотивацией в совершенствовании физической подготовки учащихся.