Исследовательская деятельность учащихся по теме: "Роль человека в истории страны"

Разделы: Внеклассная работа


Вся система работы в Емельяновской средней школе №1 подчинена реализации единой цели – созданию атмосферы творчества, в которой наиболее полно проявляются возможности и способности учащихся и учителя.

Важное значение в достижении этой цели имеют внеурочная работа, занятия в факультативах и кружках по предметам. В школе творческое объединение “Искатели”, под руководством преподавателей школы занимается научной работой. Преподаватели Красноярского Государственного Университета являются научными консультантами. В объединение входят одаренные учащиеся, проявляющие интерес к какой-либо отрасли науки.

Учащиеся 10-х классов, проявляющих интерес к истории, занялись разработкой проекта “Роль человека в истории страны”.

Одной из особенностей последнего десятилетия является повышенное внимание к истории страны именно уходящего столетия. Происходит переоценка ценностей. Вековые события рассматриваются с других позиций, нежели 15 лет назад, им дается иная интеграция, основанная на новых, выявленных в последние годы, документов. Обилие учебников истории, где авторы далеко не единодушны в представлении событий века, поток различной информации из других источников ставят учащихся в затруднительное положение. Чему и кому верить? Какой оценке придерживаться? Как же было на самом деле? Вот те вопросы, которые побудили учащихся заниматься исследовательской работой в рамках данного проекта.

Главным принципом нашей работы стала мысль о том, что историю делают люди, подчас простые и незаметные. Мы много знали об общественных личностях прошлого и знаменитых современниках, но ведь и рядом с нами порой живут люди с интересной сложной судьбой, пережившие и сделавшие для общества немало. Они и стали предметом нашего исследования.

Любая судьба неразрывно связана, с близкой нам российской историей, поэтому главной целью работы учащихся стала задача проследить эту связь через судьбы живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий и сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом.

Другая задача состояла в том, чтобы попытаться на конкретных жизненных примерах провести мысль о том, что каждый человек – существо историческое, в том смысле, что он изменяется, развивается с ходом времени, является продуктом этого развития и осознает свою включенность в историю, сознательно или невольно воздействуя на неё.

Участвуя в акции “Не остуди своё сердце”, посвященной жертвам политических репрессий, в течение месяца мы занимались поиском людей, о которых могли бы написать исследовательские работы в этом направлении, вели переговоры с ними для того, чтобы получить согласие на совместную работу. Надо сказать, что мы находили взаимопонимание с этими людьми и почти все, к кому мы обращались, дали согласие сотрудничать с нами. Более того, наши предложения воспринимались с удовольствием.

Следующий этап – формирование творческих пар для дальнейшей работы, состоящих из учащихся и человека, который стал персонажем исторического исследования.

Ребята встречались индивидуально с героями своих исследовательских работ, проводили интервью, знакомились с документами, личными архивами, беседовали с людьми, хорошо знающими нашего героя, находили и изучали печатный материал – газетные статьи, брошюры и книги. Это очень кропотливая и трудоемкая работа, вели ее ребята практически самостоятельно. Это самый важный этап исследовательской деятельности учащихся.

Регулярно (один раз в неделю) я проводила консультации и игры на эту тему (приложения № 1, № 5, № 6). На первых занятиях ребята узнали о том, что может служить историческими источниками, на которых и будет строиться работа. Это устные свидетельства, домашний и общественные архивы, дневники, воспоминания, статьи и т.д. Учились работать с этими документами, описывать, определять ценность, выяснять обстоятельства создания, степень причастности человека к событиям, о которых рассказывает документ.

Ребятам приходилось работать не только с письменными, но и с устными источниками – воспоминаниями и рассказами самих людей. Поэтому необходимо научить юных исследователей вести беседу, интервью, просто слушать рассказ, технике ведения записей. Немаловажно и умение договориться о встрече (о времени и месте), а встретившись, разговорить своего собеседника, проявив тактичность, уважение и максимальный интерес к его личности и его биографии. Ребята должны знать, что человек подробнее и лучше ответит на вопросы и расскажет о своей жизни, если сложится доверительная и дружественная атмосфера беседы, ведь, соглашаясь на интервью, люди доверяют нам часть своей жизни.

На консультациях уже обсуждались первые результаты работы участников проекта. Они проходили с записями, которые сделали во время работы. Мы обсуждали способы построения работы, расположение полученных сведений, планировали дальнейших ход исследования и рассматривали возникающие затруднения. Как правило это работа велась при полном составе творческой группы. Приходилось вести и индивидуальные консультации. И каждый раз с удовольствием делились впечатлениями о проведенных встречах.

В ходе поисковой работы ребята проявляют интерес к истории своей семьи, своего рода. В связи с этим я решила включить в свои занятия творческого объединения тему: “Как составить свою родословную?”

Как составить свою родословную

“Чтобы отдать дань любви и уважения к своим пращурам, сохраню память о них для потомков, “вырастив” родословное дерево и записав в подробностях истории их жизни”

М. Шкирников

Прежде всего, необходимо обратиться к своим ближайшим родственникам – родителям, бабушкам, дедушкам, а также к дядям и тетям. Их надо расспросить о том, кого из предков и какие события из истории семьи (семейной, родовой хроники) они помнят (приложения № 2, № 4).

Помочь в этой работе сможет Генеалогическая карточка, которая является своеобразным опросчиком, составленным на каждого живущего и умершего члена рода (приложение № 3).

После опроса близких следует написать письмо родным, живущим в других местностях, и задать им те же вопросы.

Вторым этапом исследования будет работа с материалами домашнего (семейного, родового) архива: документами, фотографиями, письмами, рукописями. Если он не разобран, то предстоит также работа по его систематизации.

Третьим этапом может быть работа с документами в библиотеках, музеях и архивах.

Генеалогическая карточка.

  1. Фамилия (для замужних женщин указать девичью).
  2. Имя, отчество (если менялись, указать какие были).
  3. Дата и место рождения.
  4. Дата и место смерти (если похороны в другом месте, указать местоположение могилы).
  5. Национальность.
  6. Фамилия, имя, отчество отца.
  7. Фамилия, имя, отчество матери.
  8. Место (или места жительства (с указанием дат)).
  9. Имена и даты рождения братьев и сестер.
  10. Образование, что окончил.
  11. Место (места) работы или службы, должности, должности.
  12. Участие в войнах (каких, где).
  13. Награды, звания.
  14. ФИО жены (мужа).
  15. ФИО детей и даты их рождения.
  16. Вероисповедание, принадлежность к сословию до (1917 г.).
  17. Хобби.
  18. Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервьюирование.
  19. Дата заполнения.

Формой презентации проекта стала встреча героев исследовательских работ с учащимися школы на краеведческих конференциях. Где авторы работ на заседаниях секции “Моя родословная” представляют людей, о которых писали, а затем каждый получил возможность выступить. На этих встречах звучит мысль о связях поколений, люди старшего возраста дают наказ нынешней молодежи беречь и укреплять нашу Родину. Эти встречи оставляют глубокий след в душах всех ее участников.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6