Методические аспекты использования компьютера для построения и исследования графиков

Разделы: Информатика


За годы изучения математики и других дисциплин школьникам нередко приходится строить графики функций. Сначала строят прямые, гиперболы, параболы, потом графики сложных функций и тригонометрических функций. Темы «Построение графика функции» и «Исследование функции» сложны и вызывают интерес далеко не у всех учеников. Можно поднять интерес к данным темам и показать учащимся как с помощью компьютера элементарно строятся любые графики.

Рассмотрим пример построения графиков функций в среде QBASIC.

Примерное объяснение учителя

Вид доски (демонстрационного экрана)

Первый шаг построения графика функции на листе бумаги – это рисование осей координат и выбор единичного отрезка. Поступим так же, нарисуем сначала оси координат. SCREEN 12 LINE (0, 240)-(640, 240), 15 “ Ось Х
LINE (320, 0)-(320, 480), 15 “ Ось У
LINE (635, 237)-(640, 240) “ Стрелка к
LINE -(635, 243) “ оси Х
LINE (317, 5)-(320, 0) “ Стрелка к
LINE -(323, 5) “ оси У
Поставим названия осей. LOCATE 1, 42
PRINT «y»
LOCATE 17, 79
PRINT «x»
За единичный отрезок примем 10 точек экрана. Нарисуем единичные отрезки на оси Х.
Как изменится программа, если единичный отрезок увеличить в два раза?
(FOR x = 20 TO 620 STEP 20) FOR x = 10 TO 630 STEP 10
LINE (x, 238)-(x, 242), 15
NEXT
Нарисуем единичные отрезки на оси У. FOR y = 10 TO 470 STEP 10
LINE (318, y)-(322, y), 15
NEXT
Второй шаг. При построении графика функции в тетради обычно строится таблица, в которой указываются взятые из определённого интервала значения Х, и значения функции от соответствующих Х. Далее на координатной плоскости ставим точки, координаты которых берём из таблицы.
Третий шаг. Соединяем точки плавной линией.

Недостатки построения графика функции на листе бумаги:

- громоздкие вычисления, а значит небольшое количество значений в таблице;
- существует возможность пропустить разрыв, скачок, минимум, максимум функции;
- неточность построений.

 
Построим график функции у = х2.
Возьмём значения х из интервала [-6;6]. Для хорошей точности построения укажем значения переменной х через очень маленький шаг, например, 0.01. В этом случае точки графика будут стоять рядом и нет надобности соединять их линией.
FOR x = - 6 TO 6 STEP .01
y = x * x
PSET (x * 10 + 320, 240 - y * 10), 12
NEXT
Рассмотрим подробнее команду PSET :
x * 10 и y * 10, так как за единичный отрезок приняли 10 точек экрана;
320 и 240, так как мы сместили начало координат на 320 точек по оси Х и 240 точек по оси Y ;
в среде программирования обычно ось Y направлена вниз, а, значит, чтобы график располагался в привычном для нас виде, нам надо построить не у = х2, а у = - х2 , отсюда и знак «-» перед y * 10
Результат работы программы

Рис.1

Мы создали программу - шаблон, с помощью которой теперь можем построить график любой функции.  

Далее объяснения учителя зависят от возраста учащихся.

1. Если изучение данной темы идёт в 8 классе, то можно наглядно показать как график функции y = f (x+a) + b получается из графика y = f (x) смещением вдоль осей координат.

Можно решить следующую задачу: «Построить в одной системе координат графики функций y = х2, y = (х+10)2, y = х2 - 8, y = х+10)2 - 8.»

Для решения данной задачи достаточно взять программу – шаблон построения графиков функций. Скопировать последние четыре строки 3 раза, внести изменения в запись вычисления у и изменить значение цвета в команде PSET.

Следует отметить, что при построении графиков функций
y = (х+10)2, y = (х+10)2 - 8 надо изменить интервал для значений переменной х (почему это надо сделать, учащиеся пусть ответят сами).

Вывод: график функции y=f (x+a)+b является графиком функции y=f (x), смещенным вдоль оси Х на – а единиц и вдоль оси Y на b единиц.

FOR x = -16 TO -4 STEP .01
y = (x + 10) ^ 2
PSET (x * 10 + 320, 240 - y * 10), 10
NEXT
FOR x = -6 TO 6 STEP .01
y = x * x - 8
PSET (x * 10 + 320, 240 - y * 10), 13
NEXT
FOR x = -16 TO -4 STEP .01
y = (x + 10)^2 - 8
PSET (x * 10 + 320, 240 - y * 10), 14
NEXT

 

Рис. 2

Рис. 2

Дополнительные задания и вопросы:

Вывести на экран названия графиков функций.
Нарисовать на экране координатную сетку.
Можно ли взять другой интервал для значений х?
Построить y = x3, y = x4, y = x5, y = x6. Графики каких функций похожи?
Построить график функции y = x5-10x3+15x-1 (в тетради такой график трудно построить точно). Исследовать поведение функции на интервале [-3; 3] (найти промежутки возрастания, убывания функции, минимальное и максимальное значения функции на данном интервале, точки пересечения графика с осью Х и осью Y).
Если к изучению данной темы известен оператор условия IF … THEN … ELSE …, то учащимся можно предложить построить в одной системе координат графики функций y = 1 / х, y = 1 / (х + 5),  y = 1 / х - 4,  y = 1 / (х + 5) - 4.

2. Для учащихся старших классов можно показать графики тригонометрических функций, сложных функций, содержащих многочлены и тригонометрические функции, кривых, заданных параметрическим способом.

Пример 1.

Построим график функции у=cos(x).

Откроем программу – шаблон, созданную раннее. В ней изменим начальное и конечное значение переменной х и значение переменной у.

FOR x = -32 TO 32 STEP .01
y = COS (x)
PSET (x * 10 + 320, 240 - y * 10), 2
NEXT

Рис.3

Рис.3

Дополнительно можно предложить учащимся исследовать поведение графика функции у = a cos( bx ) в зависимости от разных значений a и b или построить (по вариантам) следующие графики функций: y = 10 cos (x) + 1;  y = 6 sin (x) - 4; y = 5 cos (0.5x); y = x + sin (x); y = x * cos (x);
y = x - 2 cox (x);  y = | x | + sin (x); y = x * sin (x) (пять последних графика получаются очень красивыми).

Пример 2.

Построим график кривой, заданной параметрическим способом.

x = 20 cos ( t )2 + 10 cos ( t )
y = 20 cos ( t ) sin ( t ) + 10 sin ( t )

Открываем программу – шаблон, созданную раннее. В качестве переменной цикла возьмём переменную t (здесь надо объяснить, что t – это угол, а так как х и у задаются с помощью периодических функций COS(t) и SIN(t), то достаточно рассмотреть значение t от 0 до двух пи), а х также как и у зададим формулой.

FOR t = 0 TO 2 * 3.14 STEP .01
x = 20 * COS( t ) ^ 2 + 10 * COS( t )
y = 20 * COS( t ) * SIN( t ) + 10 * SIN( t )
PSET (x * 10 + 320, 240 - y * 10), 14
NEXT

Рис. 4

Рис. 4

График такой кривой называется улитка Паскаля.

Предложите ученикам самостоятельно построить графики кривых:

А.  График такой кривой называется Строфоида.

x = a ( t2 - 1 ) / ( t2 + 1 )
y = at ( t2 - 1 ) / ( t2 + 1 ), где а = 10, t – любое.

Б. График такой кривой называется Астроида.

x = R cos3 ( t/4 )
y = R sin3 ( t/4 ) , где R = 15.

В. График такой кривой называется Трохоида.

x = a ( t - b sin t )
y = a (1- b cos t ), где a = 2, b = 2, t - любое.

Дополнительно предложите исследовать, как меняются графики кривых в зависимости от переменных a, b и R.

Построение графиков функций можно показать и в программе EXCEL. Для того, чтобы построить график, надо построить таблицу значений функции для определённых значений переменной х, выделить эту таблицу и вставить диаграмму. Лучше всего для построения графиков подходит точечная диаграмма со значениями, соединёнными сглаживающими линиями без маркеров.

Рис. 5

Рис. 5

Рис.6

Рис.6

Рис. 7

Рис. 7

В результате нашей работы, учащиеся закрепляют материал, полученный на уроках математики, проводят самостоятельные исследования, отрабатывают навыки работы в программах QBASIC и EXCEL, при этом, повышается их интерес к изучению данных тем.

Рассмотренные выше способы построения графиков с помощью компьютера можно использовать для решения задач на моделирование физических, биологических и др. процессов.