Сюжетно-ролевая игра "Олимпийские игры в Древней Элладе"

Разделы: История и обществознание


Цель занятия:

– познакомить учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции, сформировать яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю;
– способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.

Опережающее домашнее задание: прочитать доступный материал об Олимпийских играх, приготовить иллюстрации, разбиться на команды по 5-6 человек.

Этапы игрового занятия:

I. Вводная часть

А) Учитель рассказывает о традиции спортивных соревнований в Древней Греции, где наряду с Олимпийскими играми проводились также Великие и Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.
Б) По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний (откуда тоже могли прибывать участники Олимпийских игр), Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпия и гора Олимп).

Учитель или один из учеников знакомят класс с версиями об основателях Олимпийских игр:

А) Очистив необычайно грязный скотный двор царя Элиды Авгия , Геракл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.
Б) Другой миф связывает начало Олимпийских соревнований с именем Пелопа, победителя коварного Эномая (об их поединке ученики прочитают в учебнике А. А. Вигасина и др. "История древнего мира." С. 144-145). Когда Пелоп умер, его похоронили неподалеку от Элиды, в долине реки Алфей, там, где в неё впадает ручей Кладей. В дальнейшем у могилы героя стали регулярно устраивать состязания атлетов и скачки на колесницах, которые со временем и превратились в самый знаменитый празник Древней Эллады.

Учитель напоминает о дате первых Олимпийских игр, подчёркивая значимость этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач Олимпийской тематики:

А) Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры?
Б) Сколько лет прошло между первыми и на сегодня последними Олимпийскими играми?
В) Сколько игр могло пройти за это время, если бы славная традиция не нарушалась?
Г) Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в годы реформы Солона? В год законов Дракона? (и т.п.)
Д) Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились?
Е) В 708 г. до н. э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счёту играх это произошло?

(Аналогичные задания: в 688 г. до н. э. введён кулачный бой, в 680 г. до н. э. – состязания на колесницах.)

Учитель рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности, описанием или в эвристической беседе вводит основные понятия темы: атлет, гимнасий, ипподром, олимпионик, палестра, панкратий, пятиборье, стадий, стадион и др.

В заключение проводится жеребьёвка команд и карточек-заданий.

II. Подготовка команд к “выступлениям” по карточке-заданию
Ребята могут распределить задание между собой и выполнять его микрогруппами. Все четыре задания однотипны, различаются конкретным фактологическим материалом, поэтому можно предложить такие варианты каждого:

Задание 1: На контурной карте “Древняя Греция и греческие колонии” отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами опишите его (варианты: г. Пантикапей, г. Массилия, г. Кирена, г. Милет).
Задание 2: Выcчитайте, в каких Олимпийских играх вы принимаете участие, если ваши соревнования проходят в (200 г., 148 г., 100 г., 72 г.) по древнегреческому календарю.
Задание 3: Выбирайте бога/богиню – покровителя вашего города и команды. Объясните выбор.
Составьте текст клятвы и произнесите её хором в день открытия Олимпийских игр.
Задание 4: Расскажите об одном дне соревнований, когда проходили (варианты: состязания в беге и в прыжках в длину; состязания в метании копья и диска; панкратий; заезды колесниц) и отличившихся атлетах. Кто из вашей команды стал олимпиоником в этом виде программы? (Придумайте ему имя.)

III. Игра
Учитель открывает её торжественными словами: “Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!”

  1. Представление команд-участников происходит на основе заданий № 1и 2.
  2. “Олимпийские игры, открываются. В первый день приносятся жертвы богам и даются клятвы у алтарей”. Команды по очереди озвучивают задание № 3.
  3. “На следующий день и ещё два дня идут соревнования в определённых видах спорта”. Команды рассказывают и, возможно, показывают те виды состязаний, к которым готовились заранее (задание № 4).
  4. “В последний, пятый день праздника раздавали награды”. Глашатай (учитель) выкрикивает имена олимпиоников, участники и зрители приветствуют их словами: “Слава победителю!” Глашатaй с годостью сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине.”Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устраивают в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители могут быть выбраны на высшие государственные должности, им будут предоставлены почётные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будет кормить за общественный счет. Поэтому Греция прославляет атлетов в стихах, а их фигуры высекут из мрамора и отольют из бронзы”.

В заключение можно привести курьёзные факты из истории Олимпийских игр и женских спортивных праздников.

Сохранить высокий эмоциональный настрой поможет творческое домашнее задание: сочинить поэму или надпись на стеле в честь олимпийского героя.

Кроме учебника рекомендуется литература:

  1. Венок из оливы. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся. Под. ред. А.И.Немировского. М.,1981
  2. Энциклопедия для детей: Всемирная история. т.1