Разработки практических занятий по темам: "OS Windows" и "ЛогоМиры"

Разделы: Информатика


Оригинальные практические задания на отработку навыка манипуляций с окнами в операционной системе Windows.

Начальное изучение информатики обычно включает в себя знакомство с операционной системой Windows.
В этой операционной системе необходимо уметь работать с окнами: сворачивать, разворачивать, закрывать, перемещать, изменять размеры окна.

Как избежать ситуации, когда владеющие этими навыками ученики скучают, а только что увидевшим компьютер нужно эти навыки отработать?

Предлагаю следующие практические задания, которые не утомят владеющих этими навыками учеников, но и с другой стороны, позволят комфортно себя чувствовать остальным детям. Ведь часто бывает ситуация, когда дети стыдятся или стесняются того, что у них нет опыта работы на компьютере.

ХОД УРОКА

Слово “Windows” в переводе с английского языка на русский означает “окна”. Почему?
Все прикладные программы в OS Windows представлены в виде окон, которые можно перемещать по рабочему столу, сворачивать на панель задач, разворачивать, закрывать, изменять размеры.
Элементы окна и действия, которые можно над ними производить кратко даются в виде таблицы:

После пояснений необходимо на демонстрационной модели (распечатанный вид окна программы Блокнот, например) показать каждый из элементов окна и объяснить, как переместить окно, развернуть, свернуть и т.д.

Практические задания:

Задание 1.

1. Запустите программу Блокнот (Пуск--> Программы--> Стандартные--> Блокнот).
2. Повторите это действие ещё три раза.
3. Сверните все окна на панель задач.

Задание 2.

1. Измените размеры всех окон и расположите их на рабочем столе так, чтобы все четыре окна закрывали весь рабочий стол, и ни одно окно не накладывалось на другое.

2. Закройте все окна.

Задание 3.

1. Расположите окна на рабочем столе в виде следующих орнаментов.

2. Закройте все окна.

Количество заданий будет зависеть от скорости новичков. С помощью таких, простых на первый взгляд, заданий можно решить проблему разного уровня подготовленности детей на начальном этапе обучения компьютерной грамотности.

Разработка компьютерной игры в среде ЛогоМиры “Черепашьи бега”

Цель игры: почувствовать тонкую зависимость скорости черепахи от различных параметров команд ЖДИ и ВПЕРЕД.

Учащиеся должны: знать основные команды (вперед, жди, новый курс, новый цвет); уметь управлять черепашкой через личную карточку и поле команд; владеть инструментальным меню (инструмент стрелка, новая черепашка, глаз, кнопка, ножницы) и графическим редактором, встроенным в ЛогоМиры.

ХОД УРОКА

1. Объяснить назначение новой команды ЖДИ_число.
2. Ученики должны расчертить таблицу и заполнить последний столбец (черепаха с самой большой скоростью движения занимает первое место, пятое место – самая медленная черепаха).
3. Проверить полученные результаты с помощью компьютера, разработав следующую игру.

Имя черепахи

Инструкция (много раз)

Место

синяя

нк 90 вп 1 жди 3

5

черная

нк 90 вп 2 жди 1

2

красная

нк 90 вп 1 жди 2

4

желтая

нк 90 вп 3 жди 1

1

оранжевая

нк 90 вп 1 жди 1

3

Реализация игры на компьютере в среде ЛогоМиры:

1. Создать новый проект и с помощью графического редактора расчертить беговые дорожки для пяти соревнующихся черепах.
2. Задать границы старта и финиша.
3. Поставить на поле к линии старта ещё 4 черепахи (первая всегда появляется при создании нового проекта в центре экрана головой на север). Каждую черепаху поставить на свою беговую дорожку.
4. Покрасить каждую черепашку в свой цвет (с помощью графического редактора, либо командой нц_число в личной карточке черепахи).
5. В личной карточке каждой из черепах прописать имя черепахи (ее цвет) и инструкцию (прямолинейное движение с различными скоростями, которые будут зависеть от параметров команд ЖДИ и ВПЕРЕД). Эти параметры заданы в таблице выше.
6. Выделить всех черепах (с помощью инструмента “Стрелка”) и щелкнуть по любой из них.
7. Через некоторое время (когда самая быстрая черепаха будет подходить к финишной прямой) остановите всех черепах (Ctrl+Break) и проверьте, правильно ли присудили места в таблице.

Дополнительные задания:

1. Поставьте на лист шестую черепаху со скоростью не выше желтой черепахи, но и не ниже черной (т.е. сместите черную черепаху на третье место).
2. Измените скорость шестой черепахи, не меняя ее II места.
3. Создать кнопку запуска и остановки всех черепах.

Вместо черепах могут стоять машинки различных цветов. Скорости можно подбирать любые.

Игра “Черепашьи бега” позволяет в игровой форме понять и почувствовать зависимость скорости от параметров команд ВПЕРЕД и ЖДИ, а также интересна детям младшего возраста тем, что они становятся активными участниками игры. Именно от них зависит какая из черепах победит.