Урок риторики во 2-м классе по теме: "Опорные слова в тексте"

Разделы: Начальная школа


Цели: Познакомить детей с опорными словами; учить выделять их из текста; способствовать развитию речи учащихся; памяти, логического мышления, воображения; развитию любви к родному языку; устному народному творчеству.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока (На иллюстрации к сказкам “Курочка ряба”, “Волк и семеро козлят”, “Муха-Цокотуха”).
  3. Целевая установка.
    • Сегодня на уроке вы расскажите, какие знаете сказки. Вспомнить сказки вам помогут слова, а что это за слова, вы должны ответить в ходе урока.

    Учитель: В одной стране Злой Волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все слова из сказочных текстов разлетелись по свету. Волшебник стер названия. Остались только самые сильные. Чтобы расколдовать сказку, вам нужно по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор.

    На столах карточки с напечатанными словами

    №1 дед

    баба

    курочка

    яичко

    мышка

    №2 коза

    козлята

    волк

    кузнец

    съел

    №3 муха

    денежка

    базар

    самовар

    гости

    паук

    – Прочитать слова. Знакомы ли вам эти сказки? Кто их автор? Как они называются? (Дети отвечают)

    Учитель: Как же вам удалось отгадать какие сказки заколдовал Злой Волшебник (слова на карточках самые главные. В текстах сказок они помогают вспомнить героев, события)?

    Учитель: Такие слова есть в каждом тексте, по ним можно определить тему текста. Мы будем называть опорными словами:

      • Какие опорные слова больше всего помогли вам понять, что речь идет именно о сказке “Курочка ряба” (слова – курочка, яичко)?
      • Почему именно эти слова? Верно, во многих русских народных сказках есть дед и баба, и мышка, но только в сказке “Курочка ряба” есть еще и курочка, и яичко. Именно эти слова помогли нам узнать сказку “Курочка ряба”.
      • Давайте поиграем. Представьте, что вы артисты театра и показываете спектакль “Курочка ряба”. Посмотрите на опорные слова и скажите, кто нам нужен и что нам нужно, чтобы сыграть эту сказку (деду дадим бороду, кепку, бабе - платок).
      • А кто еще нам нужен, чтобы разыграть сказку (сказочник).

    Разыгрываем сказку

      • Вот какую замечательную сказку мы разыграли. А помогали нам в этом какие слова? (Опорные)

    Учитель: Часто опорными словами бывают те слова, которые говорят о каком-либо очень важном событии, повлиявшем на поступки героя, на его судьбу. Посмотрите на карточку №2. Вспомните сказку “Волк и семеро козлят”:

      • Что сделал волк, когда обманул козлят и те впустили его в дом? (Верно, он съел козлят). Значит это слово очень важное, и мы должны включить его в ряд знакомых опорных слов.
      • Прочитайте, какая получится цепочка опорных слов: коза, козлята, волк, кузнец, съел.

    Посмотрим карточку №3 “Муха-Цокотуха”. Вспомните сказку.

      • Какое слово надо добавить к цепочке опорных? (Комар)
      • Почему? (Он спас муху). Еще можно плясали, говорю чем закончилась сказка.
      • Сейчас я загадаю вам сложную загадку. Назову ряд опорных слов, а вы определите из какой они сказки: дед, бабка, внучка, репка?
      • А вот не репка? Это совсем другая сказка. Послушайте белорусскую народную сказку “Пых”:
      • Понравилась вам сказка? Смелая оказалась внучка Аленка, не испугалась страшного Пыха, вот и поели дедушка и бабушка сладенькой репки.
      • Похожа эта сказка на сказку про репку? Конечно похожа. Какое еще опорное слово нам нужно добавить к ряду опорных слов: дедка, бабка, внучка, репка, пых или ёжик.
      • А к сказке “Репка” добавить: жучка, кошка, мышка.

    Учитель: А теперь вы сами должны назвать опорные слова, а мы будем отгадывать сказку по этим опорным словам.

    На доске: опорные слова перемешаны (2 учащихся у доски, остальные в тетрадях)

    Мачеха, пес, петух, осел, бал, сестры, кот, башмачок, принц, принцесса, Трубадур.

      • Опорные слова из двух сказок перемешались, ваша задача распределить их на 2 группы и вспомнить название сказок.

    Учитель: Запишите опорные слова в два столбика.

    На доске:

    I. пес, петух, осел, кот, принцесса, Трубадур.

    II. мачеха, бал, сестры, башмачок, принц.

      • Какие сказки заколдовал Злой Волшебник? (“Золушка”, “Бременские музыканты”).
      • Кто их написал? (Братья Гримм, Шарль Перо)

    Учитель: Вспомните содержание каждой сказки и добавьте к каждому столбику по два опорных слова.

    Вывод: Что же нам помогло расколдовать все сказки? (Опорные слова)

      • Почему называем их опорными?
      • Для чего они служат?

    А сейчас мы попробуем сочинить сказку по опорным словам. Еще раз прочтем картинку №1.

    На доске: дед, баба, курочка, яичко, мышка.

      • О какой сказке идет речь?
      • Вот писатель С.Маршак добавил слова десять утят и получилась совершенно новая сказка.

    “Вот что получилось после того, как яичко упало и разбилось”

Горько плачет Курочка ряба.
Пожалела Курочку Баба.
Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине яйца утиные,
Высиживай, ряба, утяток.
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки
Целый десяток желтых утяток
Запищали один за одним:
“Есть хотим! Пить хотим! Жить хотим!”
Ковыляют ребята за курицей,
По зеленой спускаются улице
Увидали широкий пруд
Побежали к воде – и плывут,
Воду пьют, обгоняя друг друга…
А наседка кричит с перепугу:
“Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода?”
Уж такая курица птица
Что воды, как огня боится.

    Учитель: Понравилась вам эта сказка? Похожа она на старую? Вот всего два новых опорных слова а сказка стала совсем другой.

    Учитель: Играем все с той же сказкой “Курочка ряба”. К уже известным опорным словам добавим слова “кот, лиса”.

      • Какие необыкновенные события могли произойти с героями сказки после того, как Курочка пообещала деду и бабке снести не золотое, а простое яичко?

    Сказка наша будет волшебная.

      • Начнем с лисы. Какая она? Куда и зачем побежала?
      • Что случилось с курочкой Рябой? Куда потащила лиса Курочку? Кого позвала курочка на помощь? Кто и как помог избежать курочке лисьих зубов? Что сделал кот чтобы спасти курочку рябу? Что сделала курочка когда снова очутилась дома? Как кота и курочку встретили дед и баба? Что случилось с лисой? Какими сказочными словами можно закончить сказку?
      • Какое название подойдет для новой сказки?
      • Перескажите сказку, которую мы только что придумали. Один начинает, другой продолжает.

    Итог:

    Домашнее задание: Прочитайте опорные слова “девочка. мама, волк, бабушка”. Добавьте два новых слова мальчик с пальчик и цветик семицветик. Попробуйте сочинить интересную сказку.