О прекрасной, но нездешней.

Разделы: Биология, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Задачи:

– способствовать развитию целостных представлений о неразрывной связи природы и человека;
– воспитывать чувство прекрасного через общение с шедеврами живописи.

Оборудование: картина В.М.Васнецова “Алёнушка”, эскизы к картине – этюд сидящей девочки (1880) и “Пруд в Ахтырке” (1880); книги:

Биологический энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1986;

Жизнь животных. Т.6. Птицы.- М.: Просвещение, 1989;

Фауна мира. Т.2. Птицы. – М.: Агропромиздат, 1991;

Растения и животные. Руководство для натуралиста. - М.: Мир, 1991 г.

Алан Пиз. Язык телодвижений. Нижний Новгород.: Ай Кью, 1992.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Настрой. Звучит распевная русская народная мелодия. Учитель читает стихи.

Присела девочка на берегу пруда,
Коса распущена, оборвано платьишко,
Босые ноги леденит холодный камень,
На руки детские поникла голова…
Какая ж приключилась с ней беда?
Иль злая мачеха прогнала на ночь глядя?
Иль потеряла братца-непоседу –
По лесу долго бегала, кричала,
Присела отдохнуть, а встать не может –
Тяжёло горе, не даёт подняться.
И лес притих. Умолкли птицы,
Осинки перестали трепетать,
Вода застыла – ни кругов, ни звука,
Всё сторожит Алёнушки покой.

2.Вводное слово учителя.

Ребята, перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Вам хорошо знакомы его картины, такие как “Богатыри”, “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, “Иван Царевич на сером волке” и другие. Он был не просто в числе первых художников, обратившийся к сюжетам русского фольклора. Он первый из мастеров станкового искусства сумел передать былинно-сказочные сюжеты в духе, соответствующем художественным особенностям сказок и былин.

Но сегодня мы обратимся к произведению, которое сильнее всего отразило веру в благотворно-преобразующее воздействие искусства и красоты. Это “Алёнушка”.

Летом 1880 года Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева. Он пишет пейзажные этюды, передающие грустное состояние природы. Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом, – босоногая крестьянская девочка, сжавшись комочком, сидит на камне у воды. За спиной её – тёмное пятно леса. Так постепенно рождалась великая картина Васнецова. Художник тщательно, неторопливо разрабатывал первоначальный замысел, не меняя в нём главное: образ Алёнушки, который возник в его воображении задолго до окончании работы.

Летом 1881 года после многочисленных набросков и эскизов В.М. Васнецов приступил к работе над одним из самых своих задушевных и проникновенно-лирических произведений. Он закончил картину зимой 1881 года в Москве и отправил на очередную Передвижную выставку. Пленившее имя дано им девушке, олицетворяющей образ едва ли не всех героинь русского фольклора. “Так глубоко выразить душу, так поэтично представить тип – для этого нужен талант художника”, – писала критика о картине. Но никто не заметил того нового, что ввёл Васнецов в русское искусство своей “Алёнушкой”.

3.Постановка проблемы. Давайте же вместе, поработав над анализом картины, постараемся ответить на вопрос:

КАКОЕ ОТКРЫТИЕ СОВЕРШИЛ ХУДОЖНИК, НАПИСАВ ПОЛОТНО?

4.Организация работы в группах.

Класс делится на группы:

“Экологи”, “Орнитологи”, “Живописцы”, “Психологи”.

Каждая группа получает определённое задание на карточках (см.ПРИЛОЖЕНИЕ) и приступает к работе.

5.Обсуждение итогов работы.

5.А. Выступление “Экологов”.

Вывод:  Природа на картине тоскует вместе с Алёнушкой, добавляя картине “настроение трепетной скорби”. Вода тёмная, стоячая – нет движения. Заросли осоки в тёмной воде будто оберегают Алёнушку от неверного шага. Охраняют её и молодые ели, стоящие за ней дозорными. Как поётся в народной песне : “Горе за мной идёт, вослед грозит:” Порублю я, посеку все тёмные леса, а найду тебя, горемычную!”.

5 Б. Выступление “Орнитологов”.

Вывод: Художник неслучайно выбрал ласточек для того, чтобы показать грусть девочки. “Ласточка” так ласково обращались на Руси к девушке. Обычно весело щебечущие, здесь своим молчанием птицы подчёркивают печаль Алёнушки. Просматривается и символизм в выборе птицы, чёрно-белой: белое – венчальное, чёрное – печальное. Свет бел, да люди черны.

5.В. Выступление “Живописцев”.

Вывод: В серебристо-дымчатой цветовой гамме картины слышится грустный напев: “Ахти горе, тоска, печаль великая”. Но светлое небо за тёмным лесом вселяет надежду в светлое будущее.

5.Г. Выступление “Психологов”.

Вывод: Грустят вместе девочка, деревца, птицы на ветке, сливаясь в тихую задумчивую сказку. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России.

6.Вывод.

Виктор Михайлович Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Природа здесь тоскует вместе с Алёнушкой, добавляя картине “настроение трепетной скорби”. Столь художественно-поэтичный образ был нов для русской живописи.

Сегодня на уроке мы совершили открытие: какими глубокими познаниями в области биологии, экологии, психологии, живописи должен был обладать художник, чтобы создать этот шедевр.

7.Задание на дом. Попробуйте написать небольшое сочинение-впечатление о картине.

Литература:

1. Мастера живописи. Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 1999;
2. Е.И.Кириченко. Русский стиль.- М.: Галарт, 1997.

Приложение

Группа “Экологи”

Для работы вам понадобится книга “Растения и животные. Руководство для натуралиста”, с.57, 64, 66.

Вопросы:

Предполагаемые ответы

1.Какие биоценозы изображены на картине? Болото, пруд, на заднем плане – еловый лес.
2. Почему пруд, а не речка, ручей? Стоячая вода – нет движения, печаль, безысходность
3.Какие растения изображены на картине “Алёнушка”? Рогоз остролистный, осока метельчатая, хвостник обыкновенный (водяная сосёнка);

осина, ель.

4.Какие растения изображены на эскизе “Пруд в Ахтырке”? Берёзки, в воде – кувшинка белая.
5.Почему художник заменил некоторые растения на основной картине? Берёза – символ света, добра, надежды,

осина – символ скорби, печали, дрожащие листы – страх, волнение;

белые цветы кувшинки тоже вселяли надежду.

Тёмные ели – символ надвигающейся беды.

6.Деревья на картине молодые или старые? Почему? Молодые, такие же как и Алёнушка.
6.Какое время года? Начало осени – начали желтеть осины.
7.Какое время суток? Скорее всего вечер. Солнце едва видно.
8.Какая погода? Пасмурно. Грустно.

Группа “Орнитологи”.

Для работы вам понадобится следующая литература:

1) Биологический энциклопедический словарь.
2) Жизнь животных. Т.6. Птицы
3) Фауна мира. Т.2. Птицы.

Вопросы:

  1. Каких птиц изобразил художник на картине?
  2. Как вы думаете, почему?

Работа с литературой:

1. Откройте Биологический энциклопедический словарь на с. 312, найдите статью “Ласточковые”. Прочитайте.

  • Какой вид ласточек изображён на картине? (Судя по удлинённому туловищу, длинному раздвоенному хвосту, длинным острым крыльям, тёмному оперению спинной стороны и белому брюшку на картине изображена Деревенская ласточка или касатка)

2. Откройте Фауна мира. Т.2. Птицы. на с.225, найдите статью “Семейство Ласточковые”. После прочтения вы должны ответить на вопрос:

  • Прав ли был художник, изображая птицу открытых пространств на опушке леса рядом с водоёмом? (Заселяют открытые пространства поблизости от пресноводных водоёмов – речные долины, побережья озёр, опушки лесов…
  • Ласточки – прекрасные летуны, значительную часть жизни проводят в воздухе. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строений, провода…)

Вывод: ласточки могут находится на дереве рядом с пресноводным водоёмом)

3. Откройте Жизнь животных. Т.2. Птицы. на с.374, найдите статью “Семейство Ласточковые”. Прочитайте. Ответьте на вопросы:

  • Сколько ласточек изображено на картине? Как вы думаете, почему?
  • Можно ли по птицам определить время года?

(Ласточки – общественные птицы. В северных частях гнездового ареала в гнезде бывает одна кладка, обычно 4-6 яиц. После вылета из гнезда родители докармливают птенцов ещё несколько дней. Затем, ставшие самостоятельными молодые птицы собираются в большие стаи и в поисках пищи летают по приречным лугам, берегам озёр и болот. В сентябре численность ласточек увеличивается в отдельных стаях до тысячи и более, начинается отлёт к местам зимовок.

Вывод: на картине изображена семья ласточек вскоре после вылета из гнезда; время года – конец лета, но ещё не сентябрь.

4.Ещё раз внимательно рассмотрите ласточек на картине. Что можно сказать о композиции этой группы?

(Из шести птиц четырёх художник изобразил отвернувшимися. Обычно ласточки приятно щебечут, свиркают, здесь – скорее всего, спят. Своим молчанием птицы подчёркивают печаль Алёнушки).

5.Почему именно ласточки (а не воробьи, вороны и т.д.)

Откройте словарь В.Даля, возможно он вам поможет.

( Ласточка, Ластушка разгов. – ласковое обращение к женщине, девушке.

Загадка про ласточку: Белое – венчальное, чёрное – печальное. Свет бел, да люди черны.)

Группа “Живописцы”

Вопросы

Предполагаемые ответы

1. Какой колорит выбрал художник для картины? Все оттенки зелёного, преимущественно тёмного цвета.
2. Как вы думаете, почему? Зелёный – цвет спокойствия и умиротворения.
3. Как художник акцентировал внимание на Алёнушке? Поместил на передний план; выделил цветом – более яркое пятно сарафана.
4. Какова общая композиция картины? Передний план – Алёнушка и пруд и задний план – тёмное пятно леса и серое небо.
5. Сравните эскизы к картине и окончательный вариант. Что изменилось? На эскизе – этюд сидящей девочки – не видно неба. На картине оно появилось, символизируя лучик надежды. На эскизе иная цветовая гамма в одежде девочки – тёмно-фиолетовое платье, на картине сарафан выделяется более ярким пятном.

Группа “Психологи”

Для работы вам понадобится книга Аллана Пиза “Язык телодвижений”, с.104.

Вопросы

Предполагаемые ответы

1. Почему на картине изображена девочка (а не женщина, мужчина)? Дети вызывают естественное чувство жалости

Мужчинам не свойственно показывать печаль и скорбь, это удел женщин.

2. Обратите внимание на позу девочки. Почему она сидит? Попробуйте проанализировать наклон головы, взгляд, позу рук, ног, причёску. Голова склонилась на руки, волосы распуще-ны – выражение скорби. Волосами как бы отгораживается от окружающего мира. Руки скрещены на коленях – руки-барьеры, тоже укрывают от всех.
3. Обратите внимание на одежду. Что можно сказать по ней об Алёнушке? Одежда старая, рваная. Разорван рукав, подол сарафана. Девочка очень бедная.
4. Сравните эскиз к картине “Этюд сидящей девочки” и “Алёнушку”. Что изменилось? На эскизе девочка смотрит прямо на зрителя, а на картине – в воду, погружена в себя.

На эскизе у девочки почти новое тёмно-синее платье, на картине одежда сильно изношена.

На эскизе девочка сидит на лугу в окружении яркой зелени травы и белеющих тут и там цветов, на картине – только тёмная гладь пруда.

5. Почему художник внёс эти изменения в картину? Чтобы подчеркнуть скорбь девочки, вызвать у зрителя жалость и сострадание к ней.